Перейти к основному содержимому

С

Саб-Зиро

Персонаж франшизы Mortal Kombat, представитель клана Лин Кьюэй, обладающий способностями к управлению льдом.

Сабж

Сокращение от «сабжект» (от англ. subject) — в контексте письма или треда: тема обсуждения. В игровом сленге может обозначать персонажа, являющегося центром внимания обсуждения или фанарта.

Сайт, или веб-сайт

Сайт, или веб-сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — дословно — «место, сегмент, часть в сети»), также веб-узел, — одна или несколько логически связанных между собой веб-страниц; также место расположения контента сервера. Обычно сайт в Интернете представляет собой массив связанных данных, имеющий уникальный адрес и воспринимаемый пользователями как единое целое. Веб-сайты называются так, потому что доступ к ним происходит по протоколу HTTP. Сайт — совокупность страниц, объединенных общей темой или целью, размещенных в интернете и доступных через браузер. Сайты бывают статическими и динамическими.

Саммон

Искажённое от «summon» — вызов союзника, существа или эффекта в играх. В русскоязычном игровом сленге — действие или существо, вызванное игроком.

Самораспаковывающийся, или самоизвлекающийся архив

Самораспаковывающийся, или самоизвлекающийся архив (англ. self-extracting archive, сокращённо «SFX archive») — файл, компьютерная программа, объединяющая в себе архив и исполняемый код для его распаковки. Такие архивы, в отличие от обычных, не требуют отдельной программы для их распаковки (получения исходных файлов, из которых они созданы), если исполняемый код можно выполнить в указанной операционной системе. Это удобно, когда неизвестно, есть ли у пользователя, которому передаётся архив, соответствующая программа распаковки.

Самоцвет

Драгоценный или полудрагоценный минерал, используемый в играх в качестве игрового ресурса, валюты или компонента для крафта.

Самурай

Архетип воина японского феодального периода, часто представленный в игровых вселенных как персонаж с высокой боевой дисциплиной, владеющий катаной и следующий кодексу чести.

Самус Аран

Главная героиня серии Metroid — межгалактический охотник за головами в силовом костюме, представительница расы космических мародёров.

Санктуарий

Убежище или безопасная зона в игровой среде, где запрещено нападение или применение враждебных действий.

Санкция

Санкция — в юриспруденции — мера ответственности за нарушение правил, договора или закона. В узком смысле — штраф, но шире — любая негативная реакция.

Сап

Сокращение от «support» — роль или класс персонажа, ориентированный на помощь союзникам (лечение, усиление, контроль).

Саппорт

Support — техническая поддержка пользователей программного обеспечения или игровая роль, направленная на обеспечение выживаемости и эффективности команды.

САПР

Система автоматизированного проектирования — программный комплекс, предназначенный для автоматизации инженерных и конструкторских задач в машиностроении, строительстве, электронике и других отраслях.

Сара Керриган

Персонаж франшизы StarCraft, изначально агент-псайкер земного альянса, позже преобразованная в Королеву клинков — лидера роя зергов.

Саргерас

Падший титан, главный антагонист вселенной Warcraft, основатель Легиона Пылающего Адского Пламени.

Саундтрек

Музыкальное сопровождение видеоигры или программного продукта, включающее оригинальные композиции, тематические мелодии и звуковое оформление.

Саурон

Главный антагонист вселенной Средиземья, создатель Единого Кольца; в IT-контексте не используется, кроме аллюзий в игровых проектах.

СБ

Служба безопасности — подразделение организации, отвечающее за защиту активов: информационных (ПО, БД, ЭД), физических (офисы, серверные), персональных (данные ФЛ), репутационных. В банковской сфере СБ имеет расширенные полномочия: проверка клиентов (KYC/AML), расследование мошенничества, контроль за соблюдением 115-ФЗ, взаимодействие с ФСБ и МВД.

Свайп

«Свайп» (англ. swipe — «провести пальцем») — термин, изначально относящийся к жестовому взаимодействию на сенсорных экранах: горизонтальное или вертикальное движение одним или несколькими пальцами для выполнения действия (пролистывание, удаление элемента, переключение вкладок).

Сведения

Информация об обрабатываемых в информационной системе документах, материалах и их реквизитах, в том числе данные о результатах экспертиз, границах зон с особыми условиями использования территорий, характеристиках земельных участков (кадастровый номер, площадь, местоположение), объектах капитального строительства, сетях инженерно-технического обеспечения и иных сопутствующих параметрах.

Сверхразум

Гипотетический уровень искусственного интеллекта, значительно превосходящий когнитивные способности человека во всех областях.

Световой меч

Энергетическое оружие во вселенной Star Wars, используемое джедаями и ситхами; состоит из плазменного клинка, генерируемого из рукояти.

Свич

Nintendo Switch — гибридная игровая консоль от компании Nintendo, способная работать как стационарное и портативное устройство.

Свободное программное обеспечение

Свободное программное обеспечение (СПО, англ. free software, также software libre или libre software), свободный софт или свободные программы — программное обеспечение, пользователи которого имеют права («свободы») на его неограниченную установку, запуск, свободное использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование), а также распространение копий и результатов изменения. Если на программное обеспечение есть исключительные права, то свободы объявляются при помощи свободных лицензий. Часто различают свободное (free/libre) и открытое (open-source) ПО — хотя доступность исходного кода для СПО является обязательным, а многие открытые программы являются одновременно свободными, что делает свободное ПО подмножеством открытого ПО. На практике, выбор названия часто связан с используемым языком и с целями свободности или открытости.

Свойство

Свойство – способ доступа к внутреннему состоянию объекта, имитирующий переменную некоторого типа. Свойства в C# — поля с логическим блоком, в котором есть ключевые слова get и set.

Своп

Своп (англ. swap — «обмен») — механизм виртуальной памяти, при котором операционная система временно перемещает неиспользуемые или малозадействованные страницы оперативной памяти (RAM) на энергонезависимое хранилище (обычно диск или SSD), освобождая физическую память для активных процессов.

Своя игра

Пользовательский режим или модификация игры, созданный сообществом или самим игроком с изменёнными правилами, сценариями или механиками.

Связанность

Связанность (coupling) — мера зависимости одного модуля от другого. Чем выше связанность, тем сложнее изменять, тестировать и переиспользовать компоненты.

Связный список

Связный список — базовая динамическая структура данных в информатике, состоящая из узлов, содержащих данные и ссылки («связки») на следующий и/или предыдущий узел списка. Принципиальным преимуществом перед массивом является структурная гибкость: порядок элементов связного списка может не совпадать с порядком расположения элементов данных в памяти компьютера, а порядок обхода списка всегда явно задаётся его внутренними связями.

Связь

Связь — взаимодействие между двумя или более сущностями, при котором изменение состояния одной приводит к изменению состояния другой. В IT — основа любой системы.

Сделка

Сделка — соглашение между двумя или более сторонами, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

Сега

Sega — японская компания, разработчик и издатель видеоигр, создатель таких франшиз, как Sonic the Hedgehog, Yakuza и Total War (в партнёрстве).

Сегмент

Сегмент — часть сети, устройства или данных, выделенная для определенных задач или пользователей.

Сегментная адресация памяти

Сегментная адресация памяти — схема логической адресации памяти компьютера в архитектуре x86. Линейный адрес конкретной ячейки памяти, который в некоторых режимах работы процессора будет совпадать с физическим адресом, делится на две части: сегмент и смещение. Сегментом называется условно выделенная область адресного пространства определённого размера, а смещением — адрес ячейки памяти относительно начала сегмента. Базой сегмента называется линейный адрес (адрес относительно всего объёма памяти), который указывает на начало сегмента в адресном пространстве. В результате получается сегментный (логический) адрес, который соответствует линейному адресу база сегмента+смещение и который выставляется процессором на шину адреса.

Сегментная защита памяти

Сегментная защита памяти — один из вариантов реализации защиты памяти в процессорах архитектуры x86. Может применяться в защищенном режиме процессоров начиная с Intel 80286 и совместимых.

Сейв

Сохранение текущего состояния игрового процесса или приложения в файл для последующего восстановления.

Секрет

Скрытый элемент игры — уровень, предмет, персонаж или событие, не доступный при стандартном прохождении и требующий выполнения специфических условий для открытия.

Сектор

Сектор — наименьшая адресуемая единица хранения данных на блочном устройстве (HDD, SSD, флешке), с которой взаимодействует контроллер накопителя.

Селектор

Селектор — механизм в CSS для выбора элементов HTML, которые нужно стилизовать. Селекторы могут основываться на тегах, классах, идентификаторах или других атрибутах элементов.

Семантика

Раздел лингвистики и логики, изучающий значение знаков, выражений и структур.

Семантика в программировании

Семантика в программировании — дисциплина, изучающая формализации значений конструкций языков программирования посредством построения их формальных математических моделей. В качестве инструментов построения таких моделей могут использоваться различные средства, например, математическая логика, λ-исчисление, теория множеств, теория категорий, теория моделей, универсальная алгебра. Формализация семантики языка программирования может использоваться как для описания языка, определения свойств языка, так и для целей формальной верификации программ на этом языке программирования.

Семафор

Семафор (англ. semaphore) — примитив синхронизации работы процессов и потоков, в основе которого лежит счётчик, над которым можно производить две атомарные операции: увеличение и уменьшение значения на единицу, при этом операция уменьшения для нулевого значения счётчика является блокирующейся. Служит для построения более сложных механизмов синхронизации и используется для синхронизации параллельно работающих задач, для защиты передачи данных через разделяемую память, для защиты критических секций, а также для управления доступом к аппаратному обеспечению.

Сервер

Выделенный или специализированный компьютер, а также программное обеспечение, предназначенное для предоставления услуг (данных, вычислений, ресурсов) клиентским приложениям по сети.

Сервер исполнения бизнес правил

Сервер исполнения бизнес правил (англ. Business Rule Engine — движок исполнения бизнес-правил) — компонент системы управления бизнес-правилами предприятия, в функции которого входит выполнение правил. Он предоставляет сервисы принятия решений, которые могут вызывать внешние приложения.

Сервер приложений

Сервер приложений (англ. application server) — это программная платформа, предназначенная для эффективного исполнения процедур (программ, скриптов), на которых построены приложения. Сервер приложений действует как набор компонентов, доступных разработчику программного обеспечения через API (интерфейс прикладного программирования), определённый самой платформой.

Сервис

Программный компонент или веб-приложение, предоставляющее определённую функциональность через стандартизированный интерфейс (API), часто в рамках архитектуры SOA или микросервисов.

Сервис-ориентированная архитектура

Сервис-ориентированная архитектура (СОА, англ. service-oriented architecture- SOA) — модульный подход к разработке программного обеспечения, базирующийся на обеспечении удаленного использования по стандартизированным протоколам распределённых, слабо связанных[англ.], легко заменяемых компонентов (сервисов) со стандартизированными интерфейсами.

Серебро

Игровая валюта или промежуточный ранг в системах оценки (ниже «золота», выше «бронзы»).

Серия игр

Франшиза — набор видеоигр, объединённых общим названием, сеттингом, персонажами или игровой механикой.

Сертификат открытого ключа

Сертификат открытого ключа (сертификат электронной подписи, сертификат ключа подписи, сертификат ключа проверки электронной подписи (согласно ст. 2 Федерального Закона от 06.04.2011 «Об электронной подписи» № 63-ФЗ)) — электронный или бумажный документ, содержащий открытый ключ, информацию о владельце ключа, области применения ключа, подписанный выдавшим его Удостоверяющим центром и подтверждающий принадлежность открытого ключа владельцу.

Серьёзный Сэм

Serious Sam — серия шутеров от первого лица с акцентом на массовые сражения против многочисленных врагов, разрабатываемая Croteam.

Сетевая модель OSI

Сетевая модель OSI (The Open Systems Interconnection model) — сетевая модель стека (магазина) сетевых протоколов OSI/ISO. Посредством данной модели различные сетевые устройства могут взаимодействовать друг с другом. Модель определяет различные уровни взаимодействия систем. Каждый уровень выполняет определённые функции при таком взаимодействии.

Сетевая плата

Сетевая плата (в англоязычной среде NIC — англ. network interface controller), также известная как сетевая карта, сетевой адаптер (в терминологии компании Intel), Ethernet-адаптер — по названию технологии — дополнительное устройство, позволяющее компьютеру взаимодействовать с другими устройствами сети. В настоящее время в персональных компьютерах и ноутбуках контроллер и компоненты, выполняющие функции сетевой платы, довольно часто интегрированы в материнские платы для удобства, в том числе унификации драйвера и удешевления всего компьютера в целом.

Сетевое (телекоммуникационное) оборудование

Сетевое (телекоммуникационное) оборудование — устройства, необходимые для работы компьютерной сети, например: маршрутизатор, коммутатор, концентратор, коммутационная панель и др. Можно выделить активное и пассивное сетевое оборудование.

Сетевой адрес

Сетевой адрес — идентификатор устройства, работающего в компьютерной сети.

Сетевой коммутатор

Сетевой коммутатор (жарг. свитч, свич от англ. switch «переключатель») — устройство, предназначенное для соединения нескольких узлов компьютерной сети в пределах одного или нескольких сегментов сети. Коммутатор работает на канальном (втором) уровне сетевой модели OSI. Коммутаторы были разработаны с использованием мостовых технологий и часто рассматриваются как многопортовые мосты. Для соединения нескольких сетей на основе сетевого уровня служат маршрутизаторы (3 уровень OSI).

Сетевой протокол

Сетевой протокол — набор правил и действий (очерёдности действий), позволяющий осуществлять соединение и обмен данными между двумя и более включёнными в сеть устройствами.

Сетевой стек

Сетевой стек — программно-аппаратная реализация иерархической модели сетевого взаимодействия, где каждая «ступень» (уровень) решает конкретную задачу, скрывая детали от вышележащих. Наиболее известна модель OSI (7 уровней), но на практике доминирует модель TCP/IP (4 уровня), вложенная в неё.

Сетевой трафик, или интернет-трафик

Сетевой трафик, или интернет-трафик (англ. traffic — «движение», «грузооборот»), — объём информации, передаваемой через компьютерную сеть за определённый период времени. Количество трафика измеряется как в пакетах, так и в битах, байтах и их производных: килобайт (КБ), мегабайт (МБ) и т. д.

Сеттер

Сеттер (англ. setter, также устанавливающий метод, модифицирующий метод, мутатор) — метод, используемый в объектно-ориентированном программировании для присвоения какого-либо значения инкапсулированному полю, например, обработав при этом недопустимые присваивания. Часто реализуется в паре с методом-геттером, позволяющим получать значение поля класса.

Сеттинг

Художественно-концептуальная основа игрового мира, включающая временные и географические рамки, исторический контекст, социальные структуры и правила внутренней логики вселенной.

Сеть

Совокупность взаимосвязанных вычислительных устройств, обеспечивающих обмен данными. Может относиться к локальной сети (LAN), глобальной сети (Интернет) или специализированным телекоммуникационным инфраструктурам.

Сеть из точки в точку, соединение точка-точка

Сеть из точки в точку, соединение точка-точка — простейший вид компьютерной сети, при котором два компьютера соединяются между собой напрямую через коммуникационное оборудование. Достоинством такого вида соединения является простота и дешевизна, недостатком — соединить таким образом можно не более двух компьютеров, в отличие от таких методов передачи данных, как широковещание и точка-многоточка.

Сжатие данных

Сжатие данных (англ. data compression) — алгоритмическое (обычно обратимое) преобразование данных, производимое с целью уменьшения занимаемого ими объёма. Применяется для более рационального использования устройств хранения и передачи данных. Синонимы — упаковка данных, компрессия, сжимающее кодирование, кодирование источника. Обратная процедура называется восстановлением данных (распаковкой, декомпрессией).

Сид Майер

Сид Майер — канадско-американский разработчик видеоигр, сооснователь компании Firaxis Games, автор серии Civilization.

Сиджей

Сокращение от «CG» (computer graphics) — компьютерная графика, особенно в контексте предварительно отрендеренных кат-сцен в играх.

Сила

Игровая характеристика персонажа, определяющая физическую мощь, урон от атак ближнего боя или способность носить тяжёлое снаряжение.

Силовое поле

Энергетический щит, защищающий персонажа или объект от урона; в фантастических вселенных — распространённый элемент технологий или магии.

Сильвана Ветрокрылая

Персонаж вселенной Warcraft — бывшая предводительница эльфов крови, леди проклятых, королева- banshee.

Символ

Символ — минимальная единица письменности или условного обозначения, имеющая графическое представление и семантическую нагрузку.

Символьный тип

Символьный тип (Char) — тип данных, предназначенный для хранения одного символа (управляющего или печатного) в определённой кодировке. Может являться как однобайтовым (для стандартной таблицы символов), так и многобайтовым (к примеру, для Юникода ). Основным применением является обращение к отдельным знакам строки.

Симп

Сокращение от «sim» — симуляция или симулятор. Может также относиться к персонажам из The Sims («симы»).

Симплексная связь

Симплексная связь — связь, при которой информация передаётся только в одном направлении.

Симулятор

Жанр видеоигр, стремящийся к максимально реалистичному воспроизведению определённой деятельности или среды (полёты, вождение, управление городом, жизнь и др.).

Симулятор бога

Поджанр стратегий и симуляторов, в котором игрок управляет миром или группой существ с позиции сверхъестественной силы (например, Black & White, Populous).

Симулятор жизни

Жанр симуляторов, моделирующий повседневную деятельность, социальные взаимодействия и развитие персонажа (например, The Sims).

Симулятор свиданий

Поджанр визуальных новелл, сфокусированный на романтических взаимоотношениях с выбором диалогов и исходов (Dating Sim).

Симы

Персонажи из серии The Sims — виртуальные агенты, поведение которых управляется игроком или ИИ.

Синий экран смерти

Синий экран смерти (англ. Blue Screen of Death, Blue Screen of Doom, BSoD) — жаргонное (в Microsoft используют термин «BugCheck», на русском языке - «STOP-ошибка») название сообщения о критическом сбое в операционных системах Microsoft Windows. Существует несколько видов сообщений BSoD: для Windows 9x и Windows NT. Его код находится в ядре Windows.

Синтаксис

Синтаксис (др.-греч. σύν-ταξις «составление», «координация», «порядок») — раздел лингвистики, в котором изучаются номинативные и коммуникативные языковые единицы: предложение и словосочетание. Синтаксис в буквальном переводе означает не только составление, но и упорядочивание, координирование, соединение слов в связный текст. Этот раздел науки о языке изучает лексическое и грамматическое значение словосочетаний, а также виды синтаксической связи.

Синтаксис языка программирования

Синтаксис языка программирования — набор правил, описывающий комбинации символов алфавита, считающиеся правильно структурированной программой (документом) или её фрагментом. Синтаксису языка противопоставляется его семантика. Синтаксис языка описывает «чистый» язык, в то же время семантика приписывает значения (действия) различным синтаксическим конструкциям. Синтаксис — правила построения выражений, команд или конструкций в языке программирования. Нарушение правил синтаксиса приводит к ошибкам компиляции или выполнения.

Синтез

Синтез (др.-греч. σύνθεσις «соединение, складывание, связывание»; от συν-«совместное действие, соучастие» + θέσις «расстановка, размещение, распределение, местоположение») — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.

Синхронность

Синхронность — характер взаимодействия, при котором действия происходят последовательно , с ожиданием завершения одного процесса перед началом другого. Требует полного выполнения предыдущей задачи.

Синь, синька

Жаргонное обозначение синего цвета или предмета синего оттенка; в некоторых играх может относиться к редким предметам или характеристикам (по аналогии с цветовой градацией редкости).

Сиродил

Провинция в игровой вселенной The Elder Scrolls, центр Империи Тамриэля; локация игры The Elder Scrolls IV: Oblivion.

Система

Система (др.-греч. σύστημα «целое, составленное из частей; соединение») — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Система управления версиями

Система управления версиями (также используется определение «система контроля версий», от англ. version control system, VCS или revision control system) — программное обеспечение для облегчения работы с изменяющейся информацией. Система управления версиями позволяет хранить несколько версий одного и того же документа, при необходимости возвращаться к более ранним версиям, определять, кто и когда сделал то или иное изменение, и многое другое.

Системное программное обеспечение

Системное программное обеспечение — программы, решающие задачи общевычислительного характера — вы­де­ле­ния и разделения ресурсов, доступа к устройствам, обеспечивающие среды для разработки, запуска и выполнения других про­грамм; системное программирование — деятельность по созданию системного программного обеспечения.

Системный администратор

Системный администратор — специалист, ответственный за установку, настройку, обслуживание и защиту IT-инфраструктуры, включая серверы, сети, операционные системы и другие компоненты.

Системный аналитик

Системный аналитик — специалист, который анализирует бизнес-процессы, выявляет проблемы и предлагает решения для улучшения эффективности системы или разработки нового программного обеспечения. Системный аналитик — в широком смысле — специалист по решению сложных организационно-технических проблем, имеющих междисциплинарную природу, использующий принципы общей теории систем и методы системного анализа. В узком смысле в сфере информационных технологий данный термин используется для обозначения профессиональной роли и профессии, ответственной за анализ потребностей пользователей на предмет возможности их удовлетворения посредством функций соответствующей информационной системы. Также его называют «постановщик задач». Основным продуктом такого системного аналитика являются организационно-технические решения, оформляемые как техническое задание на систему или программное обеспечение.

Системный вызов

Системный вызов (англ. system call) в программировании и вычислительной технике — обращение прикладной программы к ядру операционной системы для выполнения какой-либо операции.

Системный подход

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (А. Д. Холл, Р. И. Фейджин, поздний Л. фон Берталанфи).

Системные требования

Минимальные и рекомендуемые характеристики аппаратного и программного обеспечения, необходимые для корректной работы программного продукта или игры.

СИТО

Сети инженерно-технического обеспечения — совокупность инженерных коммуникаций (электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, связи и др.), обеспечивающих функционирование объектов капитального строительства.

Скалярные функции

Скалярные функции — это функции, которые возвращают одно значение, работая со скалярными данными или вообще без входных данных. Типичные представители: DATEDIFF — разница между датами, ABS — модуль числа, DB_NAME — имя базы данных, USER_NAME — имя текущего пользователя, LEFT — часть строки слева.

Скан-образ, скан-копия, скан

Электронная копия бумажного документа в виде растрового изображения, полученного с помощью сканирующего устройства.

Сквад

Группа игроков (обычно 4–8 человек), действующих совместно в бою или задании; также — команда в многопользовательских тактических шутерах.

Скважность

Скважность (duty cycle) — отношение длительности импульса к периоду его повторения в последовательности прямоугольных сигналов.

Сквозная нумерация

Сквозная нумерация — система присвоения порядковых номеров элементам документа (разделам, подразделам, рисункам, таблицам, формулам), при которой нумерация ведётся единым возрастающим рядом независимо от иерархии.

Скелет

Архетипичный монстр-нежить в фэнтезийных играх, обычно вооружённый мечом или луком.

Скидка

Уменьшение цены на программный продукт, игру или цифровой контент в рамках акции или персонального предложения.

Скилл

Навык персонажа или игрока — умение, влияющее на эффективность действий в игре. В профессиональном контексте — компетенция разработчика.

Скин

Визуальное оформление персонажа, оружия или интерфейса без изменения функциональности. Также — пользовательская тема оформления ПО.

Скип

Пропуск (от англ. skip) — действие по игнорированию кат-сцены, диалога, задания или иного элемента контента.

Склеп

Подземное захоронение или подземелье в игровых мирах, часто населённое нежитью и содержащее редкие артефакты.

Скобки

Скобки — парные знаки, используемые в различных областях. Различают:

  • круглые ( ) скобки;
  • квадратные [ ] скобки;
  • фигурные { } скобки;
  • угловые ⟨ ⟩ скобки (или < > в ASCII-текстах).

Скорпион

Персонаж франшизы Mortal Kombat, ниндзя-призрак клана Шираку, известный фразой «Get over here!».

Скраб

Опытный игрок с низким уровнем навыков и неадекватной самооценкой, часто нарушающий правила командной игры.

Скрин

Сокращение от «скриншот» — снимок экрана.

Скриншот

Изображение, захваченное с экрана компьютера или мобильного устройства, отражающее текущее состояние интерфейса или игрового процесса.

Скрипт

Программа на интерпретируемом языке, предназначенная для автоматизации задач, управления поведением объектов в играх или настройки среды.

Скриптовый язык

Скриптовый язык, сценарный язык - (язык сценариев, скриптовой язык; англ. scripting language) — высокоуровневый язык сценариев (англ. script) — кратких описаний действий, выполняемых системой. Разница между программами и сценариями довольно размыта. Сценарий — это программа, имеющая дело с готовыми программными компонентами, которые, однажды загруженные, в своей работе не зависят от дальнейшего наличия / отсутствия подключения к Сети.

Скроллинг

Прокрутка содержимого экрана по горизонтали или вертикали для отображения невидимых частей интерфейса или игрового поля.

Скролл-лок

Клавиша Scroll Lock — устаревшая функция клавиатуры, блокирующая прокрутку; в современных системах редко используется.

Скролл-шутер

Shoot 'em up — жанр аркадных шутеров с автоматической прокруткой фона, в котором игрок управляет транспортным средством (чаще самолётом или космическим кораблём) и уничтожает волны врагов (например, R-Type, 1942).

Скрытие

Скрытие (information hiding) — принцип проектирования, при котором внутренние детали модуля недоступны извне, а взаимодействие происходит только через публичный интерфейс. Основа инкапсуляции в ООП.

Слава

Игровая характеристика, отражающая известность или авторитет персонажа; синоним репутации или рейтинга.

Слайс

Слайс (slice) — в программировании представление непрерывного фрагмента последовательности (массива, строки, списка), не требующее копирования данных. Это вид (view), а не копия.

Сленг

Жаргонизм, характерный для определённого сообщества (в данном контексте — игроков или IT-специалистов), включающий устойчивые выражения, сокращения и метафоры.

Слив

Разглашение закрытой информации (спойлеров, секретов, исходного кода); также — проигрыш в матчах или утечка данных.

Слиток

Форма хранения и транспортировки драгоценных металлов в играх и реальности; может использоваться как валюта или ресурс.

Слить

Проиграть матч или сражение; также — уничтожить противника. В контексте данных — произвести утечку или публикацию закрытой информации.

Сложность

Сложность — мера трудоёмкости понимания, разработки, тестирования и сопровождения системы.

Слой

Совокупность пространственных объектов, относящихся к одной тематической категории в пределах заданной территории и использующих общую систему координат, применяемая в ГИС и растровой графике.

Слонуха

Жаргонное название снайперской винтовки с длинным стволом и высокой точностью поражения на дальних дистанциях.

Слот

Ячейка инвентаря, экипировки или интерфейса, предназначенная для размещения предмета, модуля или компонента.

Слот-машина

Игровой автомат с механикой случайного выпадения комбинаций; в видеоиграх — элемент геймификации или мини-игра.

Служба

Служба — фоновый процесс или программа, выполняемая операционной системой для обеспечения определенных функций (например, сетевые службы, службы печати). Работает автономно от пользователей.

Случай

Случай — конкретная реализация сценария или инцидента в условиях вариативности входных данных, окружения или поведения системы.

Случайное событие

Случайное событие — подмножество множества исходов случайного эксперимента; при многократном повторении случайного эксперимента частота наступления события служит оценкой его вероятности.

Слэш

Символ «/», используемый в путях файлов, URL, регулярных выражениях и как разделитель в командах. В игровом сленге — быстрая серия атак (от англ. slash — рубить).

Слэшер

Экшен-жанр, характеризующийся акцентом на ближний бой с использованием клинкового или рубящего оружия и уничтожением большого числа врагов.

Смарт-карты

Смарт-карты (англ. smart card) — пластиковые карты со встроенной микросхемой (англ. integrated circuit card, ICC — карта со встроенной интегральной схемой). В большинстве случаев смарт-карты содержат микропроцессор и операционную систему, управляющую устройством и контролирующую доступ к объектам в его памяти. Кроме того, смарт-карты, как правило, обладают возможностью проводить криптографические вычисления.

Смартфон

Мобильное устройство на базе операционной системы общего назначения (Android, iOS), обладающее функциональностью, сопоставимой с компьютером.

Смерть

Состояние персонажа, при котором он временно или постоянно теряет возможность продолжать игру, часто требуя возрождения или перезапуска.

СМИ

Средства массовой информации — каналы распространения информации для широкой аудитории (пресса, телевидение, радио, онлайн-платформы).

СМР

Строительно-монтажные работы — совокупность технологических операций по возведению и оборудованию зданий и сооружений.

Смурф

Опытный игрок, использующий аккаунт новичка («смурф-аккаунт») для получения несправедливого преимущества в соревновательных режимах.

Смысл жизни

Философская концепция, часто обыгрываемая в играх как ироническая или абсурдная ссылка (например, 42 в «Автостопом по галактике»).

СМЭВ

Система межведомственного электронного взаимодействия — государственная инфраструктура в РФ, обеспечивающая обмен данными между органами власти без участия заявителя.

СМЭД

Система межведомственного электронного документооборота — подсистема СМЭВ, ориентированная на обмен официальными документами между государственными структурами.

Снайпер

Персонаж или игрок, специализирующийся на поражении целей с большой дистанции с использованием снайперской винтовки и тактики засады.

Снаряды

Боеприпасы, используемые огнестрельным или энергетическим оружием для нанесения урона.

СНИЛС

Страховой номер индивидуального лицевого счёта — уникальный идентификатор застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования. С 2022 года СНИЛС присваивается автоматически при постановке на учёт в ПФР (по данным ФМС), выдаётся в электронном виде (на Госуслугах).

Снос

Контролируемая ликвидация здания или сооружения путём демонтажа и управляемого обрушения.

Сноска

Сноска — элемент аппарата научного и технического издания, представляющий собой дополнительное пояснение, комментарий, ссылку на источник или уточнение, вынесенное из основного текста вниз страницы (подстрочная сноска) или в конец главы/документа (концевая сноска).

Сноубол

Snowball — игровая механика, при которой небольшое преимущество приводит к экспоненциальному росту силы персонажа или команды (цепная реакция).

Собор

Религиозное или культовое сооружение в игровых мирах, часто являющееся локацией квестов, торговли или убежища.

Собственник

Лицо или организация, обладающие правом собственности на имущество, включая цифровые активы, земельные участки или объекты капитального строительства.

Событие

Дискретное изменение состояния системы, воспринимаемое как сигнал для выполнения обработчика (например, клик мыши, получение пакета, завершение уровня).

Событие

Событие в объектно-ориентированном программировании — это сообщение, которое возникает в различных точках исполняемого кода при выполнении определённых условий. Событие — это переход объекта из одного состояния в другое. Взаимодействие объектов также осуществляется при помощи событий: изменение состояния одного объекта приводит к изменению состояния другого объекта, а событие оказывается средством связи между объектами.

Событийно-ориентированное программирование

Событийно-ориентированное программирование (англ. event-driven programming; в дальнейшем СОП) — парадигма программирования, в которой выполнение программы определяется событиями — действиями пользователя (клавиатура, мышь, сенсорный экран), сообщениями других программ и потоков, событиями операционной системы (например, поступлением сетевого пакета).

Совместимость

Совместимость — свойство системы, компонента или интерфейса корректно взаимодействовать с другими системами, компонентами или версиями без необходимости модификации. Это не просто «не падает», а сохранение ожидаемого поведения в заданном контексте.

Согласие

Согласие — добровольное, осознанное и недвусмысленное выражение воли субъекта на обработку его персональных данных или совершение иного юридически значимого действия.

Согласованность данных

Согласованность данных (иногда консистентность данных, англ. data consistency) — согласованность данных друг с другом, целостность данных, а также внутренняя непротиворечивость.

Содержание

Содержание — совокупность информации, представленной в документе, интерфейсе, курсе или системе. В отличие от структуры (оформления), содержание — это суть.

Содержит

Содержит — операция проверки наличия элемента в коллекции, строке, множестве.

Сознание

Сознание — в контексте IT и инженерной деятельности способность субъекта (человека, команды, системы) к рефлексии, целеполаганию и осознанному выбору в условиях неопределённости. Это не философская категория, а практический инструмент управления сложностью.

Сокет

Сокет (англ. socket — разъём) — название программного интерфейса для обеспечения обмена данными между процессами. Процессы при таком обмене могут исполняться как на одной ЭВМ, так и на различных ЭВМ, связанных между собой только сетью. Сокет — абстрактный объект, представляющий конечную точку соединения. Следует различать клиентские и серверные сокеты. Клиентские сокеты грубо можно сравнить с конечными аппаратами телефонной сети, а серверные — с коммутаторами. Клиентское приложение (например, браузер) использует только клиентские сокеты, а серверное (например, веб-сервер, которому браузер посылает запросы) — как клиентские, так и серверные сокеты.

Солид Снейк

Главный герой серии Metal Gear — солдат-клон, специалист по скрытным операциям, борющийся с системами военного контроля.

Соло

Игровой режим или прохождение без участия других игроков.

Сонибой

Жаргонное обозначение поклонника продукции компании Sony, особенно игровых консолей PlayStation.

Соник

Sonic the Hedgehog — персонаж и серия платформеров от Sega, известный высокой скоростью передвижения.

Соня

Sonya Blade — персонаж франшизы Mortal Kombat, агент спецподразделения.

Сообщение

Сообщение — наименьший элемент языка, имеющий идею или смысл, пригодный для общения. Средство взаимодействия объектов, где передача сообщения объекту — процесс вызова метода этого объекта с содержимым сообщения (необходимыми параметрами) или без такового (параметры по умолчанию) при условии, что он готов его принять (вызываемый метод является открытым).

Сообщество

Группа пользователей, объединённых интересом к определённой игре, технологии или платформе, взаимодействующих через форумы, социальные сети или другие каналы.

Сооружение

Объёмная, плоскостная или линейная строительная система с наземной, надземной и (или) подземной частями, состоящая из несущих (и иногда ограждающих) конструкций и предназначенная для производственных процессов, хранения, перемещения людей или грузов.

Сопрограмма

Сопрограмма (англ. coroutine) — программный модуль, особым образом организованный для обеспечения взаимодействия с другими модулями по принципу кооперативной многозадачности: модуль приостанавливается в определённой точке, сохраняя полное состояние (включая стек вызовов и счётчик команд), и передаёт управление другому, тот, в свою очередь, выполняет задачу и передаёт управление обратно, сохраняя свои стек и счётчик. Наряду с фиберами (англ. fiber), сопрограммы являются средством обеспечения «легковесной» программной многопоточности в том смысле, что могут быть реализованы без использования механизмов переключений контекста операционной системой.

Сорева

Сокращение от «соревнование» — состязание игроков или команд по установленным правилам.

Сори

Сокращение от «sorry» — извинение, часто используемое в чатах во время игры.

Сортировка

Сортировка — это процесс упорядочивания элементов (чисел, строк или других данных) в определенном порядке (например, по возрастанию или убыванию) с использованием специальных алгоритмов (QuickSort, MergeSort, BubbleSort).

Сорян

Сокращение от «sorry, anon» или просто искажённое «sorry» — неформальное извинение в игровом чате.

Состояние

Состояние — мгновенная «фотография», «срез» системы; фиксация значений параметров системы на определённый момент времени. Состояние характеризуется тем, что описывает переменные свойства конкретного объекта. Состояние устойчиво до тех пор, пока над объектом не будет произведено действие; если над объектом будет произведено некоторое действие, его состояние может измениться. Состояние — понятие, обозначающее множество устойчивых значений переменных параметров объекта.

Соулс-лайк, соуслайк, соус, сосалик

Жанровая производная от серии Dark Souls — игры с акцентом на высокую сложность, перманентную смерть, исследование мира и боевую механику на основе тайминга и выносливости.

Соуп МакТавиш

Капитан Джон «Соуп» МакТавиш — персонаж серии Call of Duty: Modern Warfare, член элитного спецподразделения.

Сохранение

Сохранение — процесс записи данных в файл или базу данных для их последующего использования или восстановления. Помогает предотвратить потерю информации.

Сохранить

Операция записи текущего состояния приложения или игрового процесса в энергонезависимое хранилище для последующего восстановления.

Социальная изоляция

Психосоциальное состояние, возникающее при чрезмерном погружении в виртуальную среду и снижении реальных социальных контактов, потенциально связанное с игровой зависимостью.

Социальная инженерия

Социальная инженерия — в контексте информационной безопасности — психологическое манипулирование людьми с целью совершения ими определенных действий или разглашения конфиденциальной информации.

Социальная сеть

Интернет-платформа, обеспечивающая пользователям создание профиля, обмен контентом и взаимодействие с другими участниками.

СП

Сельское поселение — административно-территориальная единица в Российской Федерации.

Спагетти-код

Спагетти-код (также индусский код) — плохо спроектированная, слабо структурированная, запутанная и трудная для понимания программа, особенно содержащая много операторов GOTO (как правило, переходов назад), исключений и других конструкций, ухудшающих структурированность. Самый распространённый антипаттерн программирования.

Спайро

Spyro the Dragon — персонаж и серия платформеров от Insomniac Games, дружелюбный фиолетовый дракон.

Спам

Массовая рассылка нежелательных сообщений (рекламных, фишинговых, троллинговых) в чатах, электронной почте или комментариях.

Спаун

Появление (spawn) персонажа, NPC, врага или объекта в игровом мире в заданной точке.

Спелл

Spell — заклинание или способность магического характера, активируемая персонажем в игре.

Специфичность

Специфичность — способность CSS-селекторов точно указывать элементы для применения стилей. Чем более конкретным является селектор, тем выше его специфичность, и он будет иметь больший приоритет над менее специфичными селекторами.

Спецэффекты

Специальные визуальные или звуковые эффекты, используемые для создания иллюзии событий, невозможных или трудноосуществимых в реальности.

Спидран

Прохождение игры за минимально возможное время с использованием оптимальных стратегий, эксплойтов и знания механик.

Спидраннер

Участник спидраннинга — игрок, специализирующийся на максимально быстром прохождении игр.

Спин-офф

Спин-офф (англ. spin-off — «ответвление») — независимый проект, продукт или компания, созданный на основе технологий, опыта или команды существующего проекта, но имеющий собственную стратегию, цели и, часто, бизнес-модель.

Список желаемого

Wishlist — персональный список программных продуктов или игр, которыми пользователь интересуется для будущей покупки.

Сплит-скрин

Режим отображения, при котором экран делится на несколько независимых областей для одновременной игры нескольких игроков на одном устройстве.

Сплэш

Splash screen — заставка при запуске приложения или игры; также — резкий всплеск активности (например, «сплэш продаж»).

Спойлер

Спойлер — информация, раскрывающая ключевые сюжетные повороты, развязку или иные элементы, предназначенные для постепенного восприятия (в художественных произведениях, играх, обучении).

Способность

Игровая механика, позволяющая персонажу выполнять уникальное действие (атаку, защиту, перемещение), ограниченное по частоте использования или ресурсам.

Спот

Точка наблюдения или обнаружения противника (от англ. spot). В играх — маркер, указывающий местоположение врага союзникам.

Споть

Действие по обнаружению и маркировке противника для команды.

Справка

Раздел документации, содержащий инструкции, описания функций и решения типичных проблем программного обеспечения.

Спринт

В методологии Scrum — фиксированный временной интервал (обычно 1–4 недели), в течение которого команда разработки создаёт потенциально релизную версию продукта.

СПС

В игровом сленге — сокращение от «спасибо». В профессиональном IT-контексте может относиться к системам правового статуса или специализированным подсистемам, но без уточнения трактуется как жаргонизм.

Сражение

Столкновение между противоборствующими сторонами в игровом или симулированном пространстве.

Среда выполнения

Среда выполнения (англ. runtime system) - вычислительное окружение, необходимое для выполнения компьютерной программы и доступное во время выполнения компьютерной программы.

Средиземье

Фэнтезийный мир, созданный Дж. Р. Р. Толкином, ставший сеттингом для множества игр (The Lord of the Rings, The Hobbit и др.).

Средневековье

Средневековье — исторический период в Европе (V–XV вв.), между Античностью и Новым временем.

Средние настройки графики

Конфигурация графического рендеринга, обеспечивающая баланс между визуальным качеством и производительностью.

Срочность

Срочность — характеристика задачи, отражающая допустимый интервал времени между поступлением запроса и требуемым завершением.

Ссылка в программировании

Ссылка в программировании — это объект, указывающий на определённые данные, но не хранящий их. Получение объекта по ссылке называется разыменованием. Ссылка не является указателем, а просто является другим именем для объекта. Главное отличие ссылки от указателей в том, что ссылка ссылается всегда на валидные данные, указатель же может быть нулевым (нулевой указатель), невалидным или неинициализированным.

Ссылки

Ссылки — указания на объекты или данные в памяти, которые позволяют получать доступ к этим данным без их копирования. Используются для экономии памяти и эффективного управления ресурсами.

Ставка

Ставка — величина, выраженная в относительных единицах (процентах, пунктах), используемая для расчёта платежей, вознаграждений или штрафов.

Стадия

Стадия — устойчивое состояние в развитии процесса, имеющее чёткие критерии входа и выхода. В отличие от фазы (технический термин), стадия — более широкое понятие, часто используемое в управлении.

Стадия подготовки

Фаза перед началом активных действий (боя, события, уровня), в течение которой игрок выбирает экипировку, стратегию или позицию.

Сталинград

Ключевая локация исторических стратегий и шутеров, посвящённых Второй мировой войне; не относится к игровому термину, но может фигурировать как название карты.

Сталкер

Персонаж или серия игр S.T.A.L.K.E.R., действие которых происходит в зоне отчуждения, вдохновлённой Чернобыльской катастрофой и произведениями Стругацких.

Сталь

Материал, используемый в играх для крафта оружия, доспехов и построек; также — метафора прочности или стойкости.

Стамина

Выносливость — игровая характеристика, определяющая способность персонажа к бегу, уклонению, блокировке или использованию навыков.

Стан

Состояние оглушения или паралича, при котором персонаж временно теряет управление.

Стандарт

Стандарт — документ, устанавливающий обязательные или рекомендуемые правила, требования, характеристики, методы, термины и обозначения для обеспечения упорядоченности, совместимости, безопасности и качества в определённой области деятельности.

Стандарт оформления кода

Стандарт оформления кода (станда́рт коди́рования, стиль в программи́ровании) (англ. coding standards, coding convention или programming style) — набор правил и соглашений, используемых при написании исходного кода на некотором языке программирования. Наличие общего стиля программирования облегчает понимание и поддержание исходного кода, написанного более чем одним программистом, а также упрощает взаимодействие нескольких человек при разработке программного обеспечения.

Стандартизация

Стандартизация — деятельность по разработке, утверждению и применению стандартов с целью достижения оптимальной степени упорядоченности в заданной области.

Стандарты

Стандарты кодирования GNU — это набор правил и рекомендаций для написания программ, совместимых с GNU. Стандарты кодирования GNU были написаны Ричардом Мэттью Столлманом и другими волонтерами проекта GNU. Документ стандарта является частью проекта GNU и доступен на web-сайте GNU. Таким образом он фокусируется на написании свободного программного обеспечения для GNU на языке C, большая часть которого может быть применена более широко. В частности, проект GNU поощряет своих участников, которые пытаются следовать стандартам независимо от того, написаны ли их программы на C или нет. Стиль форматирования кода C известен внутри движения свободного программного обеспечения, но, разумеется, каждый может следовать ему по-своему.

Стандартная библиотекой языка

Стандартной библиотекой языка Си, к примеру, (также известная как libc, crt) называется часть стандарта ANSI C, посвященная заголовочным файлам и библиотечным подпрограммам. Является описанием реализации общих операций, таких как обработка ввода-вывода и строк в языке программирования Си. Стандартная библиотека языка Си — это описание программного интерфейса, а не настоящая библиотека, пригодная для использования в процессе компиляции.

Станить

Наносить эффект стана противнику.

Старик

Ироничное обозначение опытного игрока с большим стажем или знанием игры.

Старкрафт

StarCraft — серия стратегий в реальном времени от Blizzard Entertainment, разворачивающаяся в сеттинге научной фантастики с тремя расами.

Статистика

Статистика — отрасль знаний, наука, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения, мониторинга, анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных и их сравнение; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.

Стата

Разговорное сокращение от «статистика» или «характеристика» (в контексте параметров персонажа).

Статическая типизация

Статическая типизация — приём, широко используемый в языках программирования, при котором переменная, параметр подпрограммы, возвращаемое значение функции связывается с типом в момент объявления и тип не может быть изменён позже (переменная или параметр будут принимать, а функция — возвращать значения только этого типа). Примеры статически типизированных языков — Ада, Си, C++, C#, D, Java, ML, Паскаль, Solidity, Go, Фортран. Противоположный приём — динамическая типизация.

Статичность

Статичность — свойство элементов или данных, которые остаются неизменными в течение всего жизненного цикла программы или приложения. Противоположно динамическим изменениям.

Статья

Формализованная единица документации, нормативного акта или энциклопедического контента.

Стейкхолдер

Стейкхолдер (англ. stakeholder), также заинтересованная сторона, причастная сторона, участник работ, роль в проекте — лицо или организация, имеющая права, долю, требования или интересы относительно системы или её свойств, удовлетворяющих их потребностям и ожиданиям.

Стек

Стек — это структура данных LIFO (Last In, First Out), где элементы добавляются и удаляются только с одного конца (вершины). Используется для хранения вызовов функций, истории действий и других временных данных.

Стек технологий (технологический стек)

Стек (technology stack) — совокупность технологий, инструментов и платформ, используемых для разработки и эксплуатации продукта.

Стек вызовов

Стек вызовов (от англ. call stack; применительно к процессорам — просто «стек») — в теории вычислительных систем, LIFO-стек, хранящий информацию для возврата управления из подпрограмм (процедур, функций) в программу (или подпрограмму, при вложенных или рекурсивных вызовах) и (или) для возврата в программу из обработчика прерывания (в том числе при переключении задач в многозадачной среде).

Стекло

Материал или компонент в играх; также — метафора для уязвимости («стеклянный персонаж» — высокий урон, низкая защита).

Стек

Структура данных по принципу LIFO (последним пришёл — первым ушёл), а также стек технологий (technology stack) — совокупность программных решений, используемых в проекте.

Стеклопушка

Жаргонное обозначение персонажа или оружия с высоким уроном, но крайне низкой живучестью.

Стелс

Игровая механика, основанная на скрытности, избегании обнаружения и нанесении урона из засады без прямого конфликта.

Стереотип

Устойчивый штамп в представлении персонажей, сеттинга или механик, часто критикуемый за отсутствие оригинальности.

Стив (Minecraft)

Стандартный персонаж (скин) в игре Minecraft, символизирующий игрока по умолчанию.

Стик

Джойстик — устройство ввода для управления персонажем или техникой; в разговорной речи — аналог «палки» управления.

Стилист

Художник, отвечающий за визуальный стиль персонажей, окружения и интерфейсов в разработке игр.

Стиль

Стиль — совокупность приёмов и норм, определяющих манеру изложения в тексте, коде или дизайне.

Стиль отступов (индентация)

Стиль отступов (индентация) — правила форматирования исходного кода, в соответствии с которыми отступы программных блоков проставляются в удобочитаемой манере.

Стим

Steam — цифровая платформа распространения игр и программного обеспечения от Valve Corporation, включающая магазин, облачные сохранения, сообщество и античит.

Стимдек

Steam Deck — портативная игровая консоль от Valve на базе Linux, совместимая с библиотекой Steam.

Стирание типов

Стирание типов (англ. type erasure) — механизм реализации параметрического полиморфизма (дженериков), при котором информация о конкретных типах-аргументах удаляется на этапе компиляции, и в рантайме остаётся единая, нетипизированная реализация.

Столбец в таблице

Столбец в таблице — вертикальная группа ячеек в реляционной базе данных, которая содержит однотипные данные (например, имя, возраст). Столбцы определяют атрибуты записей в таблице.

Стопгейм

Ситуация в многопользовательской игре, при которой развитие событий блокируется из-за несогласованных действий игроков или технических проблем.

СТП

Служба технической поддержки — подразделение, оказывающее помощь пользователям в решении проблем с программным обеспечением или оборудованием.

Стратегия

Жанр видеоигр, в котором успех зависит от планирования, распределения ресурсов и тактических решений (например, Civilization, XCOM).

Стратегия в реальном времени

RTS (Real-Time Strategy) — поджанр стратегий, в котором управление происходит непрерывно, без пошагового режима.

Стратегия вычисления

Стратегия вычисления (англ. evaluation strategy) — правила семантики языка программирования, определяющие, когда следует вычислять аргументы функции (метода, операции, отношения), и какие значения следует передавать. Например, стратегия «вызов при упоминании и передача по ссылке» (call-by-worth/pass-by-reference) диктует, что аргументы должны быть вычислены перед выполнением тела вызываемой функции, и что ей должны быть предоставлены две возможности в отношении каждого аргумента: чтение текущего значения и его изменение посредством операции присваивания. На эту стратегию похожа стратегия редукции в лямбда-исчислении, но есть отличия.

Страхование

Страхование — способ защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов, формируемых из страховых премий.

Страховать

Страховать — передавать финансовый риск третьей стороне (страховой компании) за плату (премию).

Стрейф

Strafe — движение персонажа вбок относительно направления взгляда, часто используемое для уклонения от атак.

Стрельба

Механика применения огнестрельного или энергетического оружия для поражения целей.

Стрелялка

Разговорное обозначение жанра шутеров (от первого или третьего лица).

Стрим

Прямая трансляция игрового процесса или рабочего экрана в реальном времени через платформы (Twitch, YouTube).

Стрим-снайпинг

Неправомерное использование информации из чужой трансляции для получения преимущества (например, подглядывание за врагом в шутере).

Стрим-снайпер

Игрок, совершающий стрим-снайпинг.

Стрит Файтер

Street Fighter — серия файтингов от Capcom, заложившая основы жанра.

Стритрейсинг

Уличные гонки, часто нелегальные; популярный сеттинг в гоночных симуляторах (Need for Speed).

Строгость

Строгость — в техническом и математическом контексте — соблюдение формальных правил, отсутствие допущений, неопределённостей и исключений.

Строительство

Процесс возведения зданий, строений и сооружений, моделируемый в соответствующих играх и симуляторах.

Строка

Единица текста, ограниченная символами новой строки; в программировании — тип данных для хранения последовательности символов.

Строка в таблице

Строка в таблице — горизонтальная группа ячеек в таблице, представляющая одну запись или объект. Содержит значения всех столбцов для данного экземпляра данных.

Строка состояния

Строка состояния — элемент (виджет) графического интерфейса пользователя, на который выводятся сообщения малой важности, отображаются индикаторы режимов работы, а также иногда располагаются некоторые элементы управления отображением: движок изменения масштаба, переключатель вида значков и т. д.

Строковое выражение

Строковое выражение — комбинация текстовых данных (строк), операторов и функций, используемых для манипулирования текстом. Например: "Hello" + " " + "World" → "Hello World".

Структура

Структура — наиболее существенные компоненты и связи, которые мало меняются при функционировании системы и обеспечивают существование системы и её основных свойств. Структура характеризует организованность системы, устойчивую во времени упорядоченность элементов и связей.

Структура данных

Структура данных (англ. data structure) — программная единица, позволяющая хранить и обрабатывать (машиной) однотипные и/или логически связанные данные. Для добавления, поиска, изменения и удаления данных структура данных предоставляет некоторый набор функций, составляющих её интерфейс.

СУБД

Система управления базами данных (DBMS) — программное обеспечение для создания, управления и взаимодействия с базами данных (например, PostgreSQL, MySQL, Oracle).

Субдомен

Часть доменного имени, расположенная слева от основного домена (например, shop.example.com), используемая для логического разделения сервисов.

Субтитры

Текстовое представление диалогов, звуков или описаний аудиоконтента, используемое для локализации или доступности.

Субъект

Субъект — носитель прав и обязанностей в правовых, организационных или технических отношениях.

Субъект персональных данных

Субъект персональных данных — физическое лицо, которое прямо или косвенно определено или определяемо с помощью персональных данных.

Субъективность

Личная интерпретация или оценка, не претендующая на объективность; противопоставляется научному или техническому описанию.

Суд

Суд — государственный орган, осуществляющий правосудие посредством рассмотрения гражданских, административных, уголовных дел.

Судебные издержки

Судебные издержки — расходы, понесённые сторонами в связи с рассмотрением дела в суде (ст. 94 ГПК РФ).

Сундук

Контейнер в играх, содержащий предметы, валюту или ресурсы; часто требует ключа или выполнения условия для открытия.

Суперкласс

Суперкласс - класс, на основе которого создаются другие классы.

Существо

NPC или монстр в игровом мире, обладающий собственным поведением, моделью и характеристиками.

Сущность

Сущность (entity) — объект реального мира, о котором необходимо хранить информацию в системе. В предметно-ориентированном проектировании (DDD) — основа доменной модели.

Схема базы данных

Схема базы данных включает в себя описание содержания, структуры и ограничений целостности, используемые для создания и поддержки базы данных.

Схема данных

Схема данных — структурированное описание организации и взаимосвязей данных в базе данных, включая таблицы, их поля, типы данных и ключи. Позволяет понимать структуру и правила хранения информации.

Схема направления инженерных сетей

Оптимальное направление прокладки сетей инженерно-технического обеспечения (коммуникаций), разработанное на основании технических условий на подключение с учётом градостроительной ситуации для последующей разработки проектной документации.

Сцена

Логическая единица в игровом движке или сценарии, объединяющая объекты, события и окружение. Также — эпизод повествования.

Сценарий

Последовательность событий, диалогов и условий, определяющая развитие сюжета или поведение системы.

Сценарист

Автор сценария, отвечающий за нарратив, диалоги и драматургию в игре или программном продукте.

Счётчик команд

Счётчик команд (также PC = program counter, IP = instruction pointer, IAR = instruction address register, СчАК = счётчик адреса (машинных) команд) — регистр процессора, который указывает, какую команду нужно выполнять следующей.

СЭД

Система электронного документооборота — программное решение для автоматизации создания, согласования, хранения и поиска документов в организации.

Сэм Лэйк

Сэм Лэйк — финский сценарист и дизайнер, руководитель студии Remedy Entertainment, автор сюжетов к Max Payne, Alan Wake и Control.

Сэм Фишер

Главный герой серии Splinter Cell — агент секретной службы, специализирующийся на скрытных операциях.

Сюжет

Нарративная структура игры или программного продукта, включающая последовательность событий, персонажей и конфликтов.

Сюрикен

Метательное оружие японских ниндзя в виде звезды или иглы; используется как предмет или способность в играх.