Перейти к основному содержимому

Р

Радиокнопка, или радиобатон

Радиокнопка (от англ. radio button), или переключа́тель, — элемент интерфейса, который позволяет пользователю выбрать одну опцию (пункт) из предопределённого набора (группы)

Радуга шесть

Rainbow Six — серия тактических шутеров от первого лица, разрабатываемая Ubisoft, основанная на цикле романов Тома Клэнси. Игры характеризуются реализмом, командной игрой и планированием операций.

Разбойник

Класс персонажа в ролевых играх, специализирующийся на скрытности, ловкости и нанесении урона из засады. Часто обладает способностями к взлому, карманной краже и избеганию прямых столкновений.

Разбойница

Женская форма персонажа класса «разбойник» в ролевых играх и игровых вселенных.

Развёртывание

Развёртывание (deployment) — процесс установки, конфигурирования и активации программного обеспечения в целевой среде (разработка, тестирование, staging, production) с целью обеспечения его работоспособности и доступности.

Разделение ответственности

Разделение ответственности – процесс разделения компьютерной программы на функциональные блоки, как можно меньше перекрывающие функции друг друга.

Размер

Размер — количественная характеристика протяжённости объекта по одному или нескольким измерениям.

Размер кучи

Размер кучи — размер памяти, выделенный операционной системой (ОС) для хранения кучи (под кучу).

Разметка

Разметка — процесс добавления тегов или меток к данным (тексту, изображениям, видео) для их структурирования, классификации или подготовки к анализу (например, HTML-теги или метки в машинном обучении).

Размытие в движении

Motion blur — визуальный эффект в компьютерной графике, имитирующий размытие быстро движущихся объектов, как это наблюдается в реальной фотографии или кинематографе. Применяется для повышения реализма и плавности восприятия движения.

Разраб

Сокращение от «разработчик» — участник процесса создания программного обеспечения, компьютерных игр или цифровых продуктов.

Разработка

Разработка — процесс создания, проектирования, реализации и тестирования программного обеспечения или систем с использованием методологий, инструментов и языков программирования.

Разработка на заказ

Создание программного обеспечения по индивидуальным требованиям заказчика, включая проектирование, реализацию, тестирование и сопровождение.

Разработка через тестирование

Разработка через тестирование (англ. test-driven development, TDD) — техника разработки программного обеспечения, которая основывается на повторении очень коротких циклов разработки: сначала пишется тест, покрывающий желаемое изменение, затем пишется код, который позволит пройти тест, и под конец проводится рефакторинг нового кода к соответствующим стандартам. Кент Бек, считающийся изобретателем этой техники, утверждал в 2003 году, что разработка через тестирование поощряет простой дизайн и внушает уверенность (англ. inspires confidence).

Разработчик

Специалист, занимающийся проектированием, написанием, тестированием и сопровождением программного кода. В контексте игровой индустрии — создатель компонентов или всей компьютерной игры.

Разрешение

В графике и UI: количество пикселей по горизонтали × вертикали (например, 1920×1080); определяет плотность детализации изображения или экрана. В сетях и DNS: процесс преобразования символического имени (например, spirzen.ru) в IP-адрес (91.232.146.10) с использованием протокола DNS. Включает этапы: рекурсивный запрос → итеративные запросы к root → TLD → authoritative серверы.

Разрядность

Разрядность (битность) в информатике — количество разрядов (битов) электронного (в частности, периферийного) устройства или шины, одновременно обрабатываемых этим устройством или передаваемых этой шиной.

Рак

Устойчивый игровой сленг, обозначающий слабого или неумелого игрока, допускающего грубые тактические ошибки или демонстрирующего низкий уровень владения механикой игры.

Ранг

Уровень квалификации, звание или положение в иерархической системе, например в рейтинге игроков, воинском звании или системе разработчиков (Junior, Middle, Senior).

Рандом

Сокращение от «случайность» — использование стохастических процессов для определения исхода событий, например выпадения предметов, урона или поведения NPC.

Ранжирование

Ранжирование — сортировка веб-сайтов в результатах поиска, используемая в поисковых системах, которая учитывает множество факторов для ранжирования, среди которых оценка сайта, количество и качество внешних ссылок, а также важность текста для поискового запроса, на основе чего формируется список веб-сайтов в результатах поиска, рейтинг которых меняется в процессе работы конкретной поисковой системы.

Ранкед

Квалифицированный (ranked) — режим соревновательной игры, в котором результаты влияют на рейтинг (позицию в таблице) участника. Обычно сопровождается системой подбора игроков по скиллу.

Раннер

Игрок или персонаж, специализирующийся на скоростном перемещении, избегании боя или выполнении целей без прямого конфликта (например, в режимах «беги и выживай»).

Ранний доступ

Early Access — модель распространения программного обеспечения, при которой пользователи получают доступ к незавершённой версии продукта на этапе активной разработки, часто в обмен на финансовую поддержку или обратную связь.

Рапира

Тип холодного оружия в играх и фэнтези-вселенных — лёгкий колющий меч, часто ассоциируемый с дуэлянтами, ассассинами или персонажами ловкого класса.

Рар

Сокращение от формата архива RAR. В разговорной речи — любой архивный файл данного типа.

Рарник

Жаргонное обозначение человека, распространяющего или создающего неофициальные (часто пиратские) версии игр в формате RAR-архивов с минимальной компрессией и отсутствием лишних компонентов.

Раса

Категория игрового персонажа в фэнтезийных или научно-фантастических вселенных, определяющая его биологические, культурные и игровые характеристики (эльфы, орки, дроиды и т.п.).

Распределённая система

Распределённая система — система, для которой отношения местоположений элементов (или групп элементов) играют существенную роль с точки зрения функционирования системы, а следовательно, и с точки зрения анализа и синтеза системы.

Распределённые вычисления

Распределённые вычисления — способ решения трудоёмких вычислительных задач с использованием нескольких компьютеров, чаще всего объединённых в параллельную вычислительную систему.

Распродажа

Период действия временных скидок на программное обеспечение, игры или цифровой контент, часто организуемый платформами (Steam, GOG, Epic Store).

Растеризация

Растеризация (англ. Rasterisation, Rasterization), растрирование — процессы, конечным результатом которых являются растровые изображения.

Растровая графика

Метод представления изображений в виде двумерной сетки пикселей, каждый из которых содержит информацию о цвете. Характеризуется фиксированным разрешением и возможной потерей качества при масштабировании. Пример: фотографии в формате JPEG.

Растровая модель информации, растр

Цифровое представление пространственных объектов (в ГИС или графике) в виде регулярной сетки ячеек (пикселов или вокселов), каждой из которых присвоено значение одного или нескольких атрибутов (цвет, высота, температура и др.).

Растровое изображение

Растровое изображение (лат. rastrum — скребок, грабли) — изображение, представляющее собой сетку (мозаику) пикселей — цветных точек (обычно прямоугольных) на мониторе, и других отображающих устройствах.

Расход

Расход — уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала (кроме уменьшения взносов участников). По ПБУ 10/99 — это не «траты», а обоснованное снижение ресурсов ради получения дохода.

Расчленение

Процесс разделения объекта или сущности на составные части. В игровом контексте — визуальный или механический эффект разрушения модели персонажа на фрагменты.

Расширение

Модуль, плагин или дополнение к основной программе или игре, расширяющее её функциональность. В контексте цифровых товаров — синоним DLC (Downloadable Content).

Расширение браузера

Расширение браузера — компьютерная программа, которая в некотором роде расширяет функциональные возможности браузера. В зависимости от браузера термин может отличаться от условленных обозначений, к примеру, plug-in (плагин), add-on (дополнение) или extension (расширение).

Расширение имени файла

Расширение имени файла (англ. filename extension, часто говорят просто расширение файла или расширение) — последовательность символов, добавляемых к имени файла и предназначенных для идентификации типа (формата) файла. Это один из распространённых способов, с помощью которых пользователь или программное обеспечение компьютера может определить тип данных, хранящихся в файле, например: имя.jpg — это фотографии, имя.avi — видео и т. п. Расширение обычно отделяется от основной части имени файла точкой. В операционных системах CP/M и MS-DOS длина расширения была ограничена тремя символами, в современных операционных системах это ограничение отсутствует. Иногда могут использоваться несколько расширений, следующих друг за другом, например, «.tar.gz». Расширение — суффикс файла (например, .jpg, .docx), указывающий его тип и связанный программный интерфейс.

Рафаэль

Персонаж игровой или анимационной вселенной (например, из «Черепашек-ниндзя»); в IT-контексте может быть связан с именем разработчика, библиотекой (Raphaël.js — библиотека векторной графики для веба) или внутренним кодовым названием проекта.

Раш

Атака без подготовки или тактического планирования. В играх — стратегия, основанная на быстром нападении с целью застать противника врасплох.

РБ

Розничный бизнес — сегмент деятельности финансовых организаций, ориентированный на обслуживание физических лиц (ФЛ), включая предоставление потребительских кредитов, ипотеки, автокредитов, депозитов, банковских карт, страховых и инвестиционных продуктов, а также услуг по переводам и расчёту. В отличие от корпоративного или инвестиционного бизнеса, РБ характеризуется большим количеством клиентов с относительно небольшими объёмами операций на одного клиента, высокой стандартизацией продуктов и массовостью взаимодействия (в том числе через КЦ и РКЦ). Управление РБ требует развитой CRM-системы, анализа поведенческих данных, скоринга (с использованием данных из БКИ), а также интеграции с внешними источниками (например, ЦККИ). Для банка РБ — ключевой источник стабильных комиссионных доходов и розничных депозитов, формирующих ресурсную базу.

РДД

Распределённая файловая система (в узком контексте) или Российская дорожная директива (в государственных ИС). В игровой индустрии термин не используется; если контекст относится к IT-инфраструктуре госсектора, уточнение необходимо.

Реакция

Отклик программной системы или игрока на внешнее воздействие (событие, ввод, изменение состояния). В игровой механике — задержка или мгновенный ответ на действие противника.

Реал

Жаргонное сокращение от «реальность» — противопоставление игрового мира повседневной жизни. Например: «в реале» — вне игры.

Реальность

Степень соответствия виртуальной среды физическим законам и повседневному опыту. В компьютерных играх — реализм графики, физики, поведения NPC и звукового сопровождения.

Реальный режим

Реальный режим (или режим реальных адресов; англ. real-address mode) — режим работы процессоров архитектуры x86, при котором используется сегментная адресация памяти (адрес ячейки памяти формируется из двух чисел: сдвинутого на 4 бита адреса начала сегмента и смещения ячейки от начала сегмента; любому процессу доступна вся память компьютера). Изначально режим не имел названия, был назван «реальным» только после создания процессоров 80286, поддерживающих режим, названный «защищённым» (режим назван «защищённым», так как создавался для «защиты» процессов друг от друга — для того, чтобы не позволить процессам иметь доступ к областям памяти друг друга; но для процессоров 80286 защищённый режим не был по настоящему «защищённым», так как эти процессоры не поддерживали страничную адресацию памяти, впервые реализованную в процессорах 80386).

Ревизия

Ревизия — процесс проверки, анализа и подтверждения соответствия объекта (документа, кода, процесса) установленным требованиям, стандартам или предыдущим версиям.

Реген

Сокращение от «регенерация» — автоматическое восстановление характеристик персонажа (здоровья, маны, энергии) со временем без внешнего вмешательства.

Регенерация

Процесс автоматического восстановления ресурсов (здоровья, маны, патронов и др.) в игровой механике или самовосстановления компонентов в распределённых системах (например, восстановление реплик данных).

Регламент

Регламент — документ, устанавливающий обязательные правила, последовательность действий, временные рамки и ответственность для выполнения повторяющихся процессов или операций.

Регистр команд

Регистр команд (англ. instruction register — IR) — часть блока управления центрального процессора, содержащая инструкцию, которая выполняется в настоящий момент, или декодированную.

Регистр процессора

Регистр процессора — поле заданной длины во внутрипроцессорной сверхбыстрой оперативной памяти (СОЗУ). Используется самим процессором, может быть как доступным, так и не доступным программно. Например, при выборке из памяти очередной команды она помещается в регистр команд, обращение к которому программист прописать не может.

Регистр флагов

Регистр флагов или слово состояния процессора (ССП) — специализированный регистр, отражающий текущее состояние процессора.

Регрессионное тестирование

Регрессионное тестирование (англ. regression testing ← лат. regressio «движение назад, возврат, отход») — собирательное название для всех видов тестирования программного обеспечения, направленных на обнаружение ошибок в уже протестированных участках исходного кода. Такие ошибки — когда после внесения изменений в программу, перестаёт работать то, что должно было продолжать работать, — называют регрессионными ошибками (англ. regression bugs).

Регулярность

Регулярность — свойство повторяемости с фиксированными интервалами во времени или с фиксированной структурой в пространстве/данных.

Регулярные выражения

Регулярные выражения (англ. regular expressions) — формальный язык, используемый в компьютерных программах, работающих с текстом, для поиска и осуществления манипуляций с подстроками в тексте, основанный на использовании метасимволов (символов-джокеров). Для поиска используется строка-образец (англ. pattern, по-русски её часто называют «шаблоном», «маской»), состоящая из символов и метасимволов и задающая правило поиска. Для манипуляций с текстом дополнительно задаётся строка замены, которая также может содержать в себе специальные символы.

Редактор исходного кода

Редактор исходного кода — текстовый редактор для создания и редактирования исходного кода программ. Он может быть отдельным приложением или встроен в интегрированную среду разработки (IDE).

Редактор карт

Инструмент, встроенный в игровой движок или представленный отдельно, позволяющий создавать, редактировать и тестировать уровни, ландшафты и игровые зоны.

Редактура

Редактура — профессиональная проверка и подготовка текста к публикации: исправление ошибок, улучшение стиля, структуры, логики изложения. Не корректура (технические ошибки), а работа с содержанием.

Реентрабельность

Реентрабельность - Компьютерная программа в целом или её отдельная процедура называется реентерабельной (от англ. reentrant — повторно входимый), если она разработана таким образом, что одна и та же копия инструкций программы в памяти может быть совместно использована несколькими пользователями или процессами. При этом второй пользователь может вызвать реентерабельный код до того, как с ним завершит работу первый пользователь и это как минимум не должно привести к ошибке, а при корректной реализации не должно вызвать потери вычислений (то есть не должно появиться необходимости выполнять уже выполненные фрагменты кода).

Реестр

Реестр (от новолат. regestrum, лат. regestum, через пол. rejestr — список, перечень)

Реестр Windows

Реестр Windows (англ. Windows registry) — иерархическая база данных параметров и настроек в большинстве операционных систем семейства Microsoft Windows.

Режим игры

Game mode — предопределённый набор правил, целей и механик, определяющий формат игрового процесса (например, «песочница», «выживание», «захват флага»).

Режиссёр

В разработке игр — специалист, отвечающий за постановку сценариев, анимации, диалогов и кат-сцен для обеспечения кинематографического качества повествования.

Режиссура

Процесс управления повествованием, визуальной композицией и драматургией в интерактивных медиа, включая расстановку камер, освещения и актёрской игры.

Резак

Жаргонное обозначение режущего или рубящего оружия (меч, топор), либо инструмента для редактирования (например, в CAD- или видео-редакторах).

Резервное копирование

Резервное копирование — процесс создания копии данных для их сохранности и восстановления в случае сбоев, потери информации или других проблем. Позволяет предотвратить потерю важных данных.

Резик

Сокращение от «Resident Evil» — популярная серия survival-horror игр от Capcom.

Резист

Сокращение от «сопротивление» — характеристика персонажа или объекта, уменьшающая эффекты атак, магии, статусов или других внешних воздействий.

Реификация

Реификация (от лат. res — вещь + facere — делать) — процесс превращения абстракции в конкретный, управляемый объект или сущность.

Рейд

Групповое задание в MMORPG или кооперативных шутерах, требующее скоординированного участия большого числа игроков (обычно 10–40) для преодоления сложного босса или сценария.

Рейт

Сокращение от «рейтинг» или «rate» — оценка, коэффициент или частота (например, refresh rate — частота обновления экрана).

Рейтинг

Система оценки навыков, популярности или эффективности игрока, команды или программного продукта, основанная на количественных метриках.

Рейтинговая таблица

Leaderboard — интерфейсный элемент, отображающий ранжированный список участников по результатам соревнования или активности.

Реинжиниринг программного обеспечения

Реинжиниринг программного обеспечения — процесс создания новой функциональности или устранения ошибок, путём революционного изменения, но используя уже имеющееся в эксплуатации программное обеспечение. Процесс реинжиниринга описан Чиковски и Кроссом в их труде 1990 года, как «The examination and alteration of a system to reconstitute it in a new form». Выражаясь менее формально, реинжиниринг является изменением системы программного обеспечения после проведения обратного инжиниринга.

Реквизиты

Реквизиты — обязательные реквизиты юридического лица, необходимые для идентификации и совершения хозяйственных операций. От лат. requisitus — «требуемый».

Реклама

Коммерческая информация, предназначенная для продвижения программного обеспечения, сервисов или цифрового контента среди целевой аудитории.

Рекомендации

Рекомендации : конкретные советы по улучшению.

Реконструкция

В градостроительстве и ГИС — вид деятельности по изменению параметров существующих капитальных объектов с сохранением их основных характеристик. В IT — восстановление архитектуры или поведения устаревшей системы.

Рекрут

Новый участник команды, гильдии или проекта, находящийся на этапе адаптации.

Рекурсия

Рекурсия — метод решения задачи, при котором функция вызывает сама себя для более простых случаев этой же задачи до достижения базового случая, который не требует дальнейшего вызова.

Релевантность

Релевантность (от англ. relevant — существенный, уместный) в информационной науке и информационном поиске означает степень соответствия найденного документа или набора документов информационным нуждам пользователя.

Релиз

Релиз — выпуск готовой версии программного продукта или обновления для пользователей после завершения разработки, тестирования и подготовки. Может быть major (существенным) или minor (незначительным).

Рельеф

Трёхмерная модель ландшафта, используемая в игровых движках и ГИС для представления изменения высоты местности.

Рельсовый шутер

Rail shooter — жанр видеоигр, в котором траектория движения игрока фиксирована, а фокус сделан на прицеливании и стрельбе (например, «House of the Dead»).

Рельсотрон

Электромагнитное оружие, использующее силу Лоренца для разгона снаряда до гиперзвуковых скоростей. Реализовано в научной фантастике и экспериментальных военных системах.

Реляционная система управления базами данных (РСУБД)

Реляционная система управления базами данных (РСУБД) — СУБД, управляющая реляционными базами данных.

Реляционная база данных

Реляционная база данных — база данных, основанная на реляционной модели данных. Понятие «реляционный» основано на англ. relation («отношение, зависимость, связь»). Реляционная СУБД (от англ. repository — хранилище) — место, где хранятся и поддерживаются какие-либо данные. Чаще всего данные в репозитории хранятся в виде файлов, доступных для дальнейшего распространения по сети. Реляционная СУБД (Система Управления Базами Данных) — тип базы данных, организованной в виде таблиц, где данные представлены в виде строк и столбцов, связанных между собой ключами. Использует SQL для работы с данными.

Ремастер

Обновлённая версия существующего программного продукта или игры с улучшенной графикой, звуком и интерфейсом при сохранении оригинального сценария и механик.

Ремейк

Полная переработка программного продукта или игры с нуля, включая код, активы, механики и часто — нарратив, с сохранением общей идеи оригинала.

Рендер

Рендер (от англ. render — отрисовывать, представить) — процесс преобразования описания сцены, документа или интерфейса в визуальное изображение, готовое к отображению на устройстве вывода (экран, принтер).

Рендеринг

Рендеринг или отрисовка (англ. rendering — «визуализация») — термин в компьютерной графике, обозначающий процесс получения изображения по модели с помощью компьютерной программы.

Рендеринг представлений

Рендеринг представлений : передача данных для отображения пользователю.

Репак

Неофициальная, часто пиратская, сжатая версия игры, распространяемая без лицензионного установщика и избыточного контента. Может включать патчи и русификаторы.

Репик

Жаргонное обозначение повторной публикации или ререлиза контента (например, изображения, видео, новостей).

Реплика

Фраза или репликация — в диалоговых системах игр — отдельная строка речи персонажа.

Репликация

Репликация (англ. replication) — механизм синхронизации содержимого нескольких копий объекта (например, содержимого базы данных). Репликация — это процесс, под которым понимается копирование данных из одного источника на другой (или на множество других) и наоборот.

Репозиторий

Репозиторий (от англ. repository — хранилище) — место, где хранятся и поддерживаются какие-либо данные. Чаще всего данные в репозитории хранятся в виде файлов, доступных для дальнейшего распространения по сети. Используется для контроля версий (например, Git).

Репорт

Жалоба или сообщение об ошибке/нарушении, отправляемое через игровую систему или платформу поддержки.

Репрезентация

Способ представления данных, персонажей или идентичностей в цифровой среде, включая вопросы инклюзивности, разнообразия и точности отражения реальных групп.

Репутация

Числовая или категориальная характеристика в игре или системе, отражающая доверие, статус или историю взаимодействий пользователя.

Рес

Сокращение от «ресурс» — в играх: материал для крафта, строительства или улучшения; в ОС — системный ресурс (память, процессорное время).

Рескин

Процедура замены визуального оформления объекта (текстур, цветов, модели) без изменения его поведения или характеристик.

Респаун

Механизм возрождения персонажа или объекта в заданной точке после уничтожения или удаления.

Рестарт

Полный перезапуск процесса, программы или игровой сессии с возвратом к начальному состоянию.

Реструктуризация долга

Реструктуризация долга — изменение условий кредитного договора по инициативе заёмщика при ухудшении платёжеспособности.

Ресурс

Ресурс — любой объект, информация или средство, используемое системой или программой для выполнения задач, включая CPU, память, файлы, сети или внешние устройства.

Ресурсная запись

Ресурсная запись — единица хранения и передачи информации в DNS. Каждая ресурсная запись имеет имя (то есть привязана к определённому доменному имени, узлу в дереве имён), тип и поле данных, формат и содержание которого зависит от типа.

Ресурсы

В играх — материалы, используемые для создания предметов, зданий или улучшений. В IT — вычислительные мощности системы (ЦП, память, дисковое пространство, сеть).

Ресы

Множественное сокращение от «ресурсы», а порой от «респаун»

Ретро-шутер

Шутер, стилизованный под игры 1990-х годов — с низкополигональной графикой, картографией на основе BSP-деревьев, отсутствием укрытий и акцентом на скорости и агрессии.

Ретро (ретроспектива)

Ретроспектива (retrospective) — регулярная встреча команды в конце итерации (спринта, релиза), посвящённая рефлексии: что прошло хорошо, что — нет, и что можно улучшить. Это не отчёт о проделанной работе (это демо/ревью), а анализ процесса.

Рефакторинг

Рефакторинг (англ. refactoring), или перепроекти́рование кода, перерабо́тка кода, равноси́льное преобразова́ние алгоритмов — процесс изменения внутренней структуры программы, не затрагивающий её внешнего поведения и имеющий целью облегчить понимание её работы. В основе рефакторинга лежит последовательность небольших эквивалентных (то есть сохраняющих поведение) преобразований. Поскольку каждое преобразование маленькое, программисту легче проследить за его правильностью, и в то же время вся последовательность может привести к существенной перестройке программы и улучшению её согласованности и чёткости.

Рефакторинг баз данных

Рефакторинг баз данных (англ. database refactoring) — это простое изменение в схеме базы данных, которое способствует улучшению её проекта при сохранении функциональной и информационной семантики. Иными словами, следствием рефакторинга базы данных не может быть добавление новых функциональных возможностей или ограничение уже существующих, равно как и добавление новых данных или же изменение смысла существующих.

Рефлексия

Рефлексия (отражение; холоним интроспекции, англ. reflection) — процесс, во время которого программа может отслеживать и модифицировать собственную структуру и поведение во время выполнения. Парадигма программирования, положенная в основу рефлексии, является одной из форм метапрограммирования и называется рефлексивным программированием. Во время выполнения программных инструкций (кода) компьютеры обрабатывают данные, что приводит к их изменению, при этом компьютеры не изменяют код. Однако в большинстве современных компьютерных архитектур код хранится как данные, и в некоторых языках программирования реализована возможность обрабатывать собственный код как данные, что приводит к изменению уже самого кода во время его выполнения. Такие самоизменяющиеся программы в основном создаются с помощью высокоуровневых языков программирования, использующих виртуальные машины (например, Smalltalk, скриптовые языки).

Рецензирование кода, обзор кода, ревизия кода

Рецензирование кода, обзор кода, ревизия кода (англ. code review) или инспекция кода (англ. code inspection) — систематическая проверка исходного кода программы с целью обнаружения и исправления ошибок, которые остались незамеченными в начальной фазе разработки. Целью обзора является улучшение качества программного продукта и совершенствование навыков разработчика.

Решение

Управленческое: результат анализа и выбора одного из возможных вариантов действий, зафиксированный в протоколе, приказе или директиве. Обязательные атрибуты: дата, инициатор, основание, суть, ответственные, срок исполнения. Техническое: совокупность компонентов (ПО, конфигурация, интеграции), предназначенная для удовлетворения конкретной бизнес-потребности. Пример: «Решение по автоматизации приёмки ТМЦ на складе». В отличие от продукта, решение — заказное, привязанное к контексту. Математическое: значение переменной, обращающее уравнение или неравенство в истинное высказывание.

РЖД

РЖД — Российские железные дороги, государственная корпорация.

Ритм

Музыкальная метрика, используемая в интерактивных играх для синхронизации действий игрока с битом или мелодией.

Ритм-игра

Жанр видеоигр, в котором успех зависит от точности выполнения действий в соответствии с музыкальным ритмом (например, «Guitar Hero», «Beat Saber»).

РКЦ

Расчётно-кассовый центр — структурное подразделение банка, выполняющее операции по приёму и выдаче наличных, инкассации, ведению счётов (ЛС), переводам, валютным операциям и обслуживанию клиентов (ФЛ и ЮЛ). РКЦ — «точка касания» с клиентом в офлайне, часто совмещён с офисом продаж.

РЛ

Рейд-лидер — координатор группы в рейде, отвечающий за стратегию, распределение ролей и тайминг действий.

РН

Руководитель направления — должностное лицо, отвечающее за стратегическое и операционное управление функциональной или продуктовой областью в организации (например, «Направление розничного кредитования», «Направление IT-инфраструктуры»). РН координирует работу нескольких проектов, команд и подразделений, распределяет ресурсы, утверждает приоритеты и отчитывается перед ТМ. В отличие от РП (который сосредоточен на одном проекте и его сроках/бюджете), РН работает в плоскости долгосрочного развития: roadmapping, внедрение новых технологий (например, переход с РСБУ на МСФО), масштабирование БП, формирование НСИ-политик. РН почти всегда является УДЛ по документам, касающимся его направления, и участвует в утверждении FSD на системном уровне.

РО

Рабочая область — в IDE или графических редакторах: активная зона взаимодействия с документом или проектом.

Роам

Roam — свободное перемещение по карте без фиксированных путей или ограничений, характерное для open-world игр.

Робин Гуд

Персонаж фольклора и медиа, иногда появляющийся в игровых вселенных как архетип стрелка или разбойника; в IT-контексте не используется.

Робокоп

Персонаж научно-фантастической франшизы; в кибербезопасности может использоваться метафорически для обозначения систем автоматического реагирования на угрозы.

Робот

Автономное или дистанционно управляемое механическое устройство, выполняющее заданные функции. В играх — NPC или управляемый персонаж.

Родительский каталог

Родительский каталог — каталог, в котором находится текущий каталог, обозначается двумя точками (..), например, чтобы перейти в родительский каталог используется команда cd .. .

Роглайк, роуглайк

Roguelike — поджанр RPG, характеризующийся процедурной генерацией уровней, перманентной смертью и пошаговой механикой. Происходит от игры «Rogue» (1980).

Рогалик

Roguelite — поджанр, заимствующий элементы роуглайков (случайная генерация, смерть), но допускающий сохранение прогресса между запусками.

Родительский каталог

Родительский каталог — каталог, в котором находится текущий каталог, обозначается двумя точками (..), например, чтобы перейти в родительский каталог используется команда cd .. .

Ролевая игра

Role-Playing Game (RPG) — жанр, в котором игрок управляет одним или несколькими персонажами, развивая их характеристики и принимая решения в рамках сюжета.

Роль

Функциональное назначение игрока или персонажа в команде или системе (например, танк, хилер, DPS).

Рота

Воинское подразделение; в игровом контексте — гильдия или отряд фиксированного состава.

Ротация

Циклическая смена элементов: карт, героев, заданий или очереди задач. В многопользовательских играх — смена героев в режиме «все на одного».

РП

Руководитель проекта — специалист, назначенный ответственным за достижение целей проекта в рамках заданных ограничений: сроки, бюджет, объём работ, качество. РП не обязательно имеет формальную власть над участниками (часто работает по принципу виртуального управления), но обладает полномочиями по планированию, мониторингу, управлению рисками и коммуникациям. В IT-проектах (внедрение КИС, разработка ПО) РП взаимодействует с БА (по БТ), разработчиками, тестировщиками, СБ и заказчиком. Ключевые артефакты, за которые отвечает РП: план-график (Gantt), реестр рисков, отчёты о статусе, протоколы совещаний. РП часто выступает инициатором изменений в БП и координирует утверждение ИУ при интеграции с внешними системами (например, при подключении к ЦККИ).

РСБУ

Российские стандарты бухгалтерского учёта — совокупность нормативных актов (приказы Минфина, ПБУ), регулирующих ведение бухгалтерского учёта и составление отчётности в РФ. РСБУ фокусируются на соблюдении законодательства и налоговой отчётности, в отличие от МСФО, ориентированных на инвесторов. Ключевые принципы РСБУ: осторожность, полнота, последовательность, приоритет содержания над формой.

Рубака

Игровой персонаж, специализирующийся на ближнем бою с использованием двуручного оружия и высоким уроном в ущерб защите или мобильности.

Рудник

Игровая локация или объект, предназначенный для добычи ресурсов (руда, камень, минералы).

Руководство

Документация или пошаговое описание процесса использования программного обеспечения, выполнения задачи или прохождения игры.

Рулетка

Механизм случайного выбора из ограниченного набора исходов, часто используемый в играх для определения наград или событий.

Руна

Магический символ в игровых вселенных, используемый для усиления характеристик, накладывания заклинаний или модификации предметов.

Русификатор

Программный патч, заменяющий оригинальные текстовые и аудиоактивы на локализованные (в данном случае — на русский язык).

Русификация

Процесс адаптации программного обеспечения к русскоязычной аудитории, включая перевод интерфейса, документации и культурную адаптацию.

Рутина

Повторяющаяся последовательность действий в программировании или игровом процессе, не требующая принятия решений.

Рэгдолл

Ragdoll — физическая модель тела персонажа, управляемая симуляцией жёстких тел и ограничений суставов, используемая для реалистичного отображения падений и смертей.

Рэйман

Rayman — серия платформеров от Ubisoft, а также имя главного персонажа, известного отсутствием конечностей и уникальной анимацией.