Л
Лаг
Лаг — задержка в передаче данных между клиентом и сервером, проявляющаяся как замедление реакции системы на действия пользователя.
Лаггер
Лаггер — участник сетевой сессии, чьё подключение характеризуется высоким пингом или нестабильной скоростью, что негативно влияет на игровой процесс.
Ламер
Ламер — неопытный или безграмотный пользователь, демонстрирующий незнание базовых принципов работы с программным обеспечением или сетью.
Латенси
Латенси (от англ. latency — задержка) — временной интервал между инициацией запроса и получением первого значимого отклика.
Лвл
Лвл — сокращение от «level» (уровень); в играх обозначает текущий уровень персонажа; в IT может использоваться в разговорной речи для обозначения степени сложности или зрелости системы.
Лвлап
Лвлап (левелап) — процесс повышения уровня персонажа или аккаунта путём накопления опыта или выполнения заданий.
ЛВС, Лан, Локалка, LAN
Локальная вычислительная сеть (Local Area Network, LAN) — совокупность аппаратного и программного обеспечения, объединяющая компьютеры и устройства в пределах ограниченной географической зоны (офис, здание) для совместного использования ресурсов и обмена данными.
Левел
Левел — англоязычный термин «level»; в играх — числовая характеристика персонажа, отражающая его прогресс; в архитектуре ПО — уровень абстракции или иерархии (например, application level).
Лега
Лега — разговорное сокращение от «лига»; в контексте киберспорта — высший дивизион соревнований (например, ESL Pro League).
Легенда
Легенда — пояснительный элемент графического представления (диаграммы, схемы, карты), расшифровывающий условные обозначения, цвета, линии и символы.
Легендарка
Легендарка — сокращение от «легендарный предмет»; в играх — редкий предмет наивысшего качества с уникальными свойствами.
Леди Димитреску
Леди Димитреску — персонаж игры Resident Evil Village, аристократка-вампир, ставшая культовой фигурой благодаря масштабному визуальному дизайну и медийному отклику.
Лейтенант
Лейтенант — воинское звание; в играх — часто используется как ранг NPC или в иерархии фракций.
Лексика
Лексика — словарный состав языка, совокупность слов (точнее, лексем) того или иного языка, части языка. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.
Лексическое окружение
Лексическое окружение (lexical environment) — концепция в языках программирования (JavaScript, Python), определяющая область видимости переменных на этапе написания кода (лексический анализ), а не выполнения.
Ленивая загрузка
Ленивая загрузка — техника отложенной инициализации ресурсов (например, изображений или модулей), при которой данные загружаются только в момент необходимости.
Леон Скотт Кеннеди
Леон Скотт Кеннеди — один из главных протагонистов серии Resident Evil, агент специального назначения, известный своей выносливостью и профессионализмом.
Леонардо
Леонардо — в контексте IT и игр: может относиться к персонажу (например, Леонардо из черепашек-ниндзя) или инструменту (например, Leonardo.AI — генератор изображений). Без уточнения термин не имеет технического значения.
Лепрекон
Лепрекон — мифологическое существо ирландского фольклора; в играх — часто встречается как мини-босс или символ удачи.
Летучка
Летучка — неформальное, но устоявшееся в русскоязычной IT-среде название короткой, оперативной, часто импровизированной встречи для срочного согласования, разблокировки задачи или обсуждения возникшей проблемы.
Ливер
Ливер — игрок, намеренно покидающий матч до его завершения, что считается нарушением этикета и правил большинства мультиплеерных игр.
Лимитер
Лимитер (ограничитель) — механизм, преднамеренно вводящий верхнюю границу на потребление ресурса или интенсивность операции с целью предотвращения перегрузки, обеспечения справедливости или соблюдения SLA. Это активная форма управления нагрузкой, в отличие от пассивной (например, просто «упасть при перегрузке»).
Линк
Линк — ссылка на веб-ресурс или элемент интерфейса; в играх — часто обозначает соединение между объектами или персонажами (например, «linking» в стратегиях).
Линкбилдинг
Линкбилдинг — практика создания внешних гиперссылок на веб-сайт с целью повышения его авторитетности и позиций в поисковой выдаче.
Лич
Лич — в фэнтезийных вселенных (например, Warcraft): антагонист-некромант высшего ранга, способный управлять армиями нежити.
Личер
Личер — игрок, использующий персонажа класса «лич» или подобного темного мага; в разговорной речи может обозначать игрока с агрессивной или манипулятивной тактикой.
ЛК
ЛК — сокращение от «личный кабинет»: защищённая пользователем область веб-сервиса для управления учётными данными, подписками и настройками.
Либа
Либа — разговорное сокращение от «библиотека» (library): набор переиспользуемого кода, функций или ресурсов для упрощения разработки.
Либеральный лицензионный режим
Либеральный лицензионный режим — политика распространения ПО, допускающая свободное использование, модификацию и распространение с минимальными ограничениями (например, MIT, BSD).
Лицензирование
Лицензирование — процесс предоставления прав на использование программного обеспечения, регулируемый лицензионным соглашением.
Лимит
Лимит — установленное ограничение на объём ресурсов, количество операций или уровень доступа в системе.
Линукс
Линукс — семейство операционных систем с открытым исходным кодом на основе ядра Linux, широко используемое в серверной инфраструктуре, разработке и встраиваемых системах.
Линтер
Линтер — инструмент статического анализа исходного кода, выявляющий синтаксические ошибки, стилевые нарушения и потенциальные баги.
Литерал
Литерал (англ. literal; или безымянная константа, nameless constant) — запись в исходном коде компьютерной программы, представляющая собой фиксированное значение. Литералами также называют представление значения некоторого типа данных.
Личность
Личность — в техническом и организационном контексте — идентифицированный субъект, обладающий уникальным набором атрибутов, прав и обязанностей в рамках информационной системы или процесса. Это не синоним пользователя: пользователь — роль (role), личность — сущность (entity). Например, один и тот же человек (физическое лицо) может быть представлен несколькими учётными записями (user accounts) в разных системах, но его личность — единая, и её можно связать через идентификатор (например, СНИЛС, UUID из HR-системы). В архитектуре Zero Trust личность — основа аутентификации и авторизации: «не доверять сети, доверять личности». В стандартах ISO/IEC 24760 «личность» определяется как «набор уникальных атрибутов, позволяющих отличать одну реальную или юридическую сущность от другой».
Лицензия на программное обеспечение
Лицензия на программное обеспечение — это правовой инструмент, определяющий использование и распространение программного обеспечения, защищённого авторским правом. Обычно лицензия на программное обеспечение разрешает получателю использовать одну или несколько копий программы, причём без лицензии такое использование рассматривалось бы в рамках закона как нарушение авторских прав издателя. По сути, лицензия выступает гарантией того, что издатель ПО, которому принадлежат исключительные права на программу, не подаст в суд на того, кто ею пользуется.
Лобби
Лобби — виртуальное пространство ожидания игроков перед началом сетевой сессии; также может включать меню настройки игры.
Лог
Лог — последовательная запись событий, операций или ошибок, генерируемых системой, приложением или пользователем для целей диагностики и аудита.
Логгер
Логгер — компонент программного обеспечения, отвечающий за формирование, форматирование и сохранение логов.
Логирование
Логирование (Logging) — процесс записи событий, происходящих в системе, для последующего анализа и отладки.
Логистика
Логистика — управление потоками ресурсов (материальных, информационных, финансовых) от точки происхождения до точки потребления с целью удовлетворения требований при оптимальных затратах времени, денег и усилий. От греч. logistikē — «искусство рассуждения, вычисления». Первоначально термин относился к военному снабжению; сегодня — к цепочкам поставок, складированию, транспортировке.
Логический запрос
Логический запрос — выражение, сформулированное на языке формальной логики или его подмножестве, предназначенное для фильтрации, выборки или трансформации данных на основе условий истинности. В отличие от навигационного запроса («пройди по ссылкам»), логический запрос декларативен: он описывает что нужно, а не как получить.
Логическое выражение
Логическое выражение — комбинация условий, связанных логическими операторами (AND, OR, NOT), которое возвращает истину (true) или ложь (false). Например: (x > 10 AND y < 5).
Логические, или булевы значения
Логические, или булевы значения (по фамилии их изобретателя — Буля), могут иметь лишь одно из двух состояний — «истина» или «ложь». В разных языках обозначаются bool, BOOL, или boolean. «Истина» может обозначаться как true, TRUE или #T. «Ложь», соответственно, false, FALSE или #F.
Логика
Логика — часть программного приложения, реализующая бизнес-правила, алгоритмы обработки данных и принятие решений на основе входных параметров.
Логин
Логин — уникальный идентификатор пользователя в системе, используемый для аутентификации и доступа к персонализированным ресурсам.
Логичность
Логичность — свойство рассуждения, системы или поведения, при котором элементы связаны причинно-следственными или формально-выводными отношениями, без внутренних противоречий. Это не «очевидность», а согласованность с принятыми правилами вывода.
Локализация
Локализация — процесс адаптации программного обеспечения или контента под язык, культуру и технические стандарты целевого региона.
Локальная переменная
Локальная переменная – переменная, объявленная внутри блока кода.
Локальная сеть
Локальная сеть (англ. Local Area Network, LAN) — сеть электросвязи, связывающая компоненты вычислительной техники в одной зоне, ограниченной зданием, определенным радиусом или предприятием. Локальная сеть (LAN) — это компьютерная сеть, охватывающая небольшую территорию, обычно пределы одного здания или организации. Она позволяет устройствам (компьютерам, принтерам и т. д.) обмениваться данными и ресурсами на высокой скорости.
Лок
Лок — сокращение от «локальный» или «локализация»; в играх — локация; в сетях — локальный хост или интерфейс.
Локальная база
Локальная база — база данных, размещённая и функционирующая на устройстве пользователя, без необходимости подключения к удалённому серверу (например, SQLite).
Локальное имя
Локальное имя — идентификатор, действующий только в пределах ограниченной области видимости: блока кода, функции, модуля. Противоположность — глобальное имя.
Локальность
Локальность — принцип, согласно которому программа в течение короткого промежутка времени склонна обращаться к близкорасположенным данным или инструкциям. Это наблюдение лежит в основе иерархии памяти и оптимизаций в современных системах.
Локация (лока)
Локация (лока) — обособленная территория в игровом мире, имеющая уникальный дизайн, механики и задания.
Локус
Локус — в теоретической информатике и вычислительной геометрии: множество точек, удовлетворяющих определённому условию; в играх термин не применяется.
Локфер
Локфер — пользователь, активно участвующий в локальной (офлайн) разработке или тестировании без доступа к сети.
Лотро
Лотро — сокращение от «The Lord of the Rings Online» — MMORPG по мотивам «Властелина колец».
Лоу
Лоу — от англ. «low»; в играх: низкий уровень графики (low settings); в IT: низкий приоритет, низкое качество или производительность.
Лоулевел
Лоулевел — персонаж или аккаунт с низким уровнем развития; также может обозначать раннюю стадию проекта или системы.
ЛС
ЛС — сокращение от «личные сообщения» (direct messages); в интерфейсах мессенджеров и соцсетей — приватная переписка между пользователями.
ЛС
Лицевой счёт — уникальный идентификатор, присваиваемый клиенту (ФЛ или ЮЛ) в системе учёта банка или организации для агрегации всех операций по нему: начисления, платежи, остатки, задолженности. В банке ЛС открывается при заключении договора банковского счёта (расчётного, текущего, депозитного); в ЖКХ — для учёта коммунальных платежей; в ПФР — для пенсионных взносов. ЛС привязан к ИНН, КПП (для ЮЛ), СНИЛС (для ФЛ), содержит аналитику по продуктам (кредиты, вклады) и статусам (активен, заблокирован). В КИС ЛС — один из ключевых элементов master data: по нему строится клиентская 360-градусная картина, рассчитываются лимиты, формируются выписки, генерируются уведомления. Важно: один клиент может иметь несколько ЛС (например, по разным продуктам), но все они объединяются в единую карточку клиента через идентификатор ФЛ/ЮЛ.
Луа
Луа — лёгкий, встраиваемый скриптовый язык программирования, широко применяемый в игровой индустрии (например, в World of Warcraft, Roblox).
Луиджи
Луиджи — персонаж франшизы Nintendo, младший брат Марио, известный своей робостью и зелёной тематикой.
Лут
Лут — добыча, получаемая в результате победы над противником, открытия контейнера или выполнения задания; в более широком смысле — совокупность внутриигровых вознаграждений.
Лутбокс
Лутбокс — контейнер с случайным набором наград, доступный за внутриигровую или реальную валюту; часто подвергается критике за сходство с азартными практиками.
Луч
Луч — в компьютерной графике и физике игр: направленная линия, используемая для определения пересечений с объектами (raycasting).
Лямбда
Лямбда — в программировании: анонимная функция, передаваемая как значение; также обозначает вычислительную модель (лямбда-исчисление).
Лямбда-исчисление
Лямбда-исчисление (λ-исчисление) — формальная система, разработанная американским математиком Алонзо Чёрчем для формализации и анализа понятия вычислимости.