P
PaaS
PaaS — Platform as a Service, платформа как услуга. Облачная модель, при которой провайдер предоставляет платформу для разработки, тестирования, развёртывания и управления приложениями: runtime, middleware, БД, инструменты. Пользователь управляет приложением и данными; провайдер — инфраструктурой и платформой.
Package Manager
Package Manager — инструмент автоматизации установки, обновления, настройки и удаления программных пакетов и их зависимостей. Примеры: npm (JavaScript), pip (Python), NuGet (.NET), apt (Debian/Ubuntu), Homebrew (macOS).
Pac-Man
Pac-Man — классическая аркадная игра от Namco (1980), ставшая культурным феноменом. Игрок управляет персонажем, собирающим точки в лабиринте и убегающим от призраков. Является одной из первых игр с узнаваемым персонажем.
Painkiller
Painkiller — шутер от первого лица от польской студии People Can Fly (2004), известный высокой динамикой, большим количеством врагов на экране и оружием с уникальными свойствами. Сочетает элементы арены и линейного уровня.
Pandas
Pandas — библиотека с открытым исходным кодом для анализа и обработки данных на языке Python. Предоставляет высокоуровневые структуры данных DataFrame и Series, а также методы для фильтрации, агрегации, объединения и временных рядов.
Parser
Parser (парсер, синтаксический анализатор) — компонент программного обеспечения, преобразующий последовательность лексем (токенов) в древовидную структуру (например, AST — Abstract Syntax Tree) в соответствии с грамматикой языка. Используется в компиляторах, интерпретаторах и обработке данных.
Password Hashing
Password Hashing — криптографическая процедура преобразования пароля в фиксированную строку с помощью односторонней хеш-функции (часто с солью и замедлением, например, bcrypt, scrypt, Argon2). Цель — безопасное хранение паролей без возможности восстановления в открытом виде.
PAT
PAT (Program Association Table — таблица ассоциации программ) — обязательная таблица в потоке MPEG-TS (Transport Stream), используемом в цифровом вещании (DVB, ATSC). PAT перечисляет все программы (каналы), передаваемые в потоке, и для каждой указывает PID (Packet Identifier) её PMT (Program Map Table). PAT всегда имеет PID = 0. Приёмник сначала читает PAT, затем по PID из PAT находит PMT нужной программы, а по PMT — PID'ы аудио-, видеопотоков и служебных данных. PAT — корневой элемент иерархии метаданных MPEG-TS, обеспечивающий динамическое обнаружение каналов.
PCH
Platform Controller Hub — чипсет, выполняющий функции «южного моста» в архитектуре Intel с 2009 года (начиная с Nehalem).
PCI
PCI (англ. Peripheral component interconnect «взаимосвязь периферийных компонентов») — шина ввода-вывода для подключения периферийных устройств к материнской плате компьютера.
PDCA
PDCA — Plan-Do-Check-Act, цикл Деминга (или Шухарта). Метод непрерывного улучшения процессов, лежащий в основе ISO 9001, Lean, Six Sigma.
PDF
PDF (Portable Document Format) — межплатформенный открытый формат электронных документов, разработанный Adobe и стандартизированный как ISO 32000. Предназначен для точного представления текста, шрифтов, изображений и векторной графики независимо от ОС и ПО. Поддерживает шифрование, формы, гиперссылки и слои.
Peak
Peak — максимальное значение метрики за определённый период (например, пиковая нагрузка на CPU, пиковая пропускная способность сети). Используется в мониторинге и capacity planning.
Peek
Peek — в контексте программирования и отладки: просмотр значения переменной, элемента стека или сообщения в очереди без его удаления или изменения состояния.
Penetration Testing
Penetration Testing (пентест) — авторизованная имитация кибератаки на систему, сеть или веб-приложение с целью выявления уязвимостей, которые могут быть использованы злоумышленниками. Проводится вручную и/или с помощью автоматизированных инструментов.
PEP
PEP — Python Enhancement Proposal, предложение по улучшению Python. Это формальный документ, описывающий новую функцию, процесс или стандарт среды Python. PEP’ы — основа эволюции языка и экосистемы, управляемая комитетом PEP Editors и сообществом через python-dev и python-ideas.
Perl
Perl — высокоуровневый скриптовый язык программирования, разработанный Ларри Уоллом в 1987 году. Известен мощной поддержкой регулярных выражений, гибкостью синтаксиса и использованием в системном администрировании, обработке текстов и вебе (CGI). Слоган: «There’s more than one way to do it».
Photoshop
Adobe Photoshop — профессиональный графический редактор растровой графики, разработанный Adobe. Используется для обработки фотографий, дизайна, цифровой живописи и подготовки макетов. Поддерживает слои, маски, фильтры и плагины.
PHP
PHP (первоначально — Personal Home Page, позже — PHP: Hypertext Preprocessor) — серверный скриптовый язык с открытым исходным кодом, предназначенный для веб-разработки. Встраивается в HTML, поддерживает множество СУБД, имеет крупную экосистему (Laravel, Symfony, WordPress).
PHP/FI
PHP/FI — Personal Home Page / Forms Interpreter, первая версия PHP, написанная Расмусом Лердорфом в 1994 г. как набор CGI-скриптов на C для отслеживания посещений резюме.
phpMyAdmin
phpMyAdmin — веб-приложение с открытым кодом, написанное на языке PHP и представляющее собой веб-интерфейс для администрирования СУБД MySQL. PhpMyAdmin позволяет через браузер и не только осуществлять администрирование сервера MySQL, запускать команды SQL и просматривать содержимое таблиц и баз данных. Приложение пользуется большой популярностью у веб-разработчиков, так как позволяет управлять СУБД MySQL без непосредственного ввода SQL команд.
PID (Process ID)
PID (Process ID — идентификатор процесса) — уникальное целое число, присваиваемое ядром операционной системы каждому запущенному процессу. В Unix-подобных системах PID выдаются монотонно от 1 (init/systemd) до максимального значения (обычно 32768 или 4194304, регулируется /proc/sys/kernel/pid_max). При исчерпании пространства PID ядро возвращается к поиску свободного идентификатора.
Pipeline
Pipeline — последовательность автоматизированных этапов обработки данных или кода. В DevOps — CI/CD-конвейер (сборка, тесты, развёртывание). В машинном обучении — цепочка преобразований данных (preprocessing → обучение → оценка). В GPU — конвейер рендеринга.
PL/pgSQL
PL/pgSQL (англ. Procedural Language/PostGres Structured Query Language) — процедурное расширение языка SQL, используемое в СУБД PostgreSQL.
Platform
Platform (платформа) — среда или инфраструктура, на которой выполняются приложения. Может включать аппаратное обеспечение, операционную систему, среду выполнения (например, JVM, .NET CLR) или облачные сервисы (PaaS).
Play
Play — может относиться к:
- Play Framework — веб-фреймворк для Java и Scala с асинхронной моделью;
- игровому действию («play the game»);
- сервису Google Play.
PlayStation
PlayStation — серия игровых консолей и медиаплатформ от Sony Interactive Entertainment. Начата в 1994 году, включает PS1–PS5, портативные устройства (PSP, PS Vita) и цифровой магазин PlayStation Store.
PMDK
PMDK (Persistent Memory Development Kit) — набор библиотек от Intel для разработки приложений, использующих постоянную память (persistent memory, PMem), такую как Intel Optane DC Persistent Memory.
Point-and-click
Point-and-click — жанр приключенческих игр, в которых взаимодействие с окружением осуществляется щелчками мыши. Акцент на головоломках, диалогах и исследовании. Классические примеры: Monkey Island, Myst.
Pokémon
Pokémon — медиафраншиза от Nintendo, Game Freak и The Pokémon Company, включающая видеоигры (RPG, стратегии), аниме, карточную игру и мерч. Основана на концепции «ловли, тренировки и боя монстров».
Polymorphism
Polymorphism (полиморфизм) — принцип объектно-ориентированного программирования, позволяющий объектам разных типов обрабатываться через единый интерфейс. Реализуется через наследование и переопределение методов (динамический полиморфизм) или через обобщения/шаблоны (статический).
POP3
POP3 (англ. Post Office Protocol Version 3 — протокол почтового отделения, версия 3) — стандартный интернет-протокол прикладного уровня, используемый клиентами электронной почты для получения почты с удалённого сервера по TCP-соединению.
Port
Port (порт) — логический номер (0–65535) в протоколах TCP и UDP, идентифицирующий конкретное приложение или службу на хосте. Примеры: 80 (HTTP), 443 (HTTPS), 22 (SSH), 3306 (MySQL). Порты 0–1023 зарезервированы для системных служб.
Portqry
Portqry — утилита командной строки от Microsoft для диагностики сетевых подключений. Позволяет проверять состояние TCP- и UDP-портов на удалённом хосте, определять, прослушивается ли порт службой. Используется при устранении проблем с брандмауэром и сетевыми службами.
POST
Power-On Self-Test — процедура самодиагностики, выполняемая BIOS/UEFI при включении питания.
PostgreSQL
PostgreSQL — объектно-реляционная система управления базами данных с открытым исходным кодом, известная соответствием стандартам SQL, расширяемостью, поддержкой JSON, полнотекстового поиска, геоданных (PostGIS) и транзакций с ACID-гарантиями.
Postal
Postal — серия сатирических шутеров от Running With Scissors, отличающаяся провокационным контентом, открытым миром и нелинейным геймплеем. Главный герой — «The Postal Dude».
PowerShell
PowerShell — расширяемое средство автоматизации от Microsoft с открытым исходным кодом, состоящее из оболочки с интерфейсом командной строки и сопутствующего языка сценариев. Впервые публично язык был продемонстрирован на Профессиональной конференции разработчиков (англ. Professional Developers Conference, PDC) в сентябре 2003 года под кодовым названием Monad. Изначально средство выпущено как компонент Windows под названием Windows PowerShell. Открытый исходный код был выпущен с началом разработки PowerShell Core в августе 2016 года.
PPP
PPP (англ. Point-to-Point Protocol) — двухточечный протокол канального уровня (Data Link) сетевой модели OSI. Обычно используется для установления прямой связи между двумя узлами сети, причём он может обеспечить аутентификацию соединения, шифрование (с использованием ECP, RFC 1968) и сжатие данных. Используется во многих типах физических сетей: нуль-модемный кабель, телефонная линия, сотовая связь и т. д. Часто встречаются подвиды протокола PPP, такие, как Point-to-Point Protocol over Ethernet (PPPoE), используемый для подключения по Ethernet, и иногда через DSL; и Point-to-Point Protocol over ATM (PPPoA), который используется для подключения по ATM Adaptation Layer 5 (AAL5), который является основной альтернативой PPPoE для DSL.
PPPoE
PPPoE (англ. Point-to-Point Protocol over Ethernet) — сетевой протокол канального уровня (второй уровень Сетевая модель OSI) для передачи кадров протокола PPP через сети Ethernet, широко используемый в xDSL-сервисах. Протокол предоставляет дополнительные возможности, такие как аутентификация, сжатие данных и шифрование.
PPTP
PPTP (англ. Point-to-Point Tunneling Protocol) — туннельный протокол типа точка-точка, позволяющий компьютеру устанавливать защищённое соединение с сервером за счёт создания специального туннеля в стандартной, незащищённой сети. PPTP помещает (инкапсулирует) кадры PPP в IP-пакеты для передачи по глобальной IP-сети, например, Интернет. PPTP может также использоваться для организации туннеля между двумя локальными сетями. РРТР использует дополнительное TCP-соединение для обслуживания туннеля.
PRIMARY KEY
PRIMARY KEY : уникальный ключ.
Pro Evolution Soccer
Pro Evolution Soccer (PES) — серия футбольных симуляторов от Konami, конкурирующая с FIFA. Известна тактической глубиной, физикой мяча и лицензированными лигами. С 2021 года переименована в eFootball.
PROCHOT
PROCHOT# (Processor Hot) — аппаратный сигнал, генерируемый процессором или PCH при превышении критической температуры (Tjmax). PROCHOT# — это emergency throttle: он мгновенно снижает частоту CPU до минимальной (часто 800 МГц) и уменьшает напряжение, чтобы предотвратить повреждение кристалла.
Profibus
Profibus (Process Field Bus) — промышленный стандарт передачи данных, разработанный в Германии (1987), для связи контроллеров (PLC) с периферийными устройствами (датчики, приводы) в автоматизации.
Promise
Promise в программировании — способ организации асинхронного кода — объект, представляющий результат успешного или неудачного завершения асинхронной операции.
Protocol
Protocol (протокол) — формализованный набор правил, определяющих формат, порядок, синхронизацию и обработку сообщений при обмене данными между устройствами или программами в сети. Примеры: HTTP, TCP, IP, SMTP, MQTT.
Proxy
Proxy (прокси-сервер) — посредник в сетевом взаимодействии, принимающий запросы от клиента и перенаправляющий их к целевому серверу. Используется для кэширования, фильтрации, анонимизации, балансировки нагрузки или обхода ограничений.
Pull
Pull — в контексте систем контроля версий (например, Git): операция получения изменений из удалённого репозитория в локальный. В архитектуре данных — модель, при которой потребитель самостоятельно запрашивает данные у источника.
Push
Push — противоположность pull: в системах контроля версий — отправка локальных изменений в удалённый репозиторий; в архитектуре — доставка данных от источника к потребителю без запроса (например, WebSocket, SSE).
Push-модель
Push-модель — архитектурный подход, при котором данные или события автоматически передаются от производителя к потребителю (подписчику). Применяется в системах уведомлений, потоковой обработки (Kafka), реактивном программировании.
Push-уведомление
Push-уведомление — сообщение, доставляемое на устройство пользователя (мобильное или десктопное) без его активного запроса, через операционную систему или браузер. Используется для оповещений о событиях, новостях, сообщениях.
PPoE
PPPoE (Point-to-Point Protocol over Ethernet) — сетевой протокол, инкапсулирующий PPP-кадры в Ethernet-фреймы. Широко используется интернет-провайдерами для аутентификации абонентов (логин/пароль) в DSL- и GPON-сетях.
PvE
PvE (Player versus Environment) — режим в многопользовательских играх, где игроки сражаются против искусственного интеллекта (боссы, мобы), а не друг против друга.
PvP
PvP (Player versus Player) — режим или механика, при которой игроки напрямую конкурируют или сражаются друг с другом (дуэли, арены, рейды с саботажем).
PvPvE
PvPvE (Player versus Player versus Environment) — гибридный режим, в котором одновременно присутствуют как взаимодействие с окружением (AI-враги), так и конфликт между игроками (например, в Destiny 2, The Division).
PVS
PVS — Program Verification System, система формальной верификации ПО, разработанная NASA. Позволяет доказывать корректность программ на языке спецификаций PVS-Spec с помощью интерактивного теорем-провера.
PWM
Pulse Width Modulation (широтно-импульсная модуляция) — метод управления средней мощностью, подаваемой на нагрузку, путём изменения скважности (отношения длительности импульса к периоду) при фиксированной частоте.
PyPI
PyPI — Python Package Index, официальный репозиторий пакетов Python. Аналог Maven Central для Java или npm для JavaScript.
PyPy
PyPy — альтернативная реализация Python, написанная на подмножестве Python (RPython). Главное отличие от CPython — Just-In-Time компилятор, дающий 4–5x прирост скорости для CPU-bound задач.
Python
Python — высокоуровневый интерпретируемый язык программирования с динамической типизацией и акцентом на читаемость кода. Поддерживает мультипарадигменность (процедурный, ООП, функциональный). Широко используется в вебе, анализе данных, ИИ, автоматизации и обучении.