Перейти к основному содержимому

T

Tag

Тег:

  1. В разметке (HTML, XML) — синтаксическая конструкция, обозначающая начало или конец элемента, атрибуты или содержимое.
  2. В системах управления версиями (например, Git) — метка, присваиваемая конкретному коммиту для обозначения релиза или значимой точки истории (например, v1.0.0).
  3. В базах данных и информационных системах — ключевое слово или категория, используемая для классификации, поиска и фильтрации данных.
  4. В играх — действие «прикрепления» или «выбора цели» (например, target tagging в MMO).

TAI

TAI — Temps Atomique International (фр.), Международное атомное время. Шкала времени, основанная на взвешенном среднем показаний ~450 атомных часов по всему миру (в основном — цезиевые фонтаны).

Take

Take:

  1. В звукозаписи и кинопроизводстве — отдельная попытка записи сцены или звуковой дорожки.
  2. В системах контроля версий или совместной работы — захват задачи или элемента на себя («I’ll take this ticket»).
  3. В игровом контексте (особенно в разработке анимаций) — альтернативная версия действия персонажа (например, «take two» означает повторную попытку анимации).

Take-Two Interactive

Take-Two Interactive: американская холдинговая компания в индустрии видеоигр, владеющая издательскими лейблами Rockstar Games, 2K и Private Division. Известна выпуском таких франшиз, как Grand Theft Auto, Red Dead Redemption, BioShock, Borderlands, Civilization и NBA 2K.

TAP

Test Anything Protocol: простой текстовый протокол для вывода результатов автоматизированных тестов. Позволяет тестовым фреймворкам разных языков генерировать стандартизированный поток результатов (pass/fail), который может быть обработан универсальными инструментами. Первоначально разработан для Perl, но поддерживается в Python, JavaScript, Ruby и других экосистемах.

TBW

Total Bytes Written — суммарный объём данных, который SSD гарантированно может записать за срок службы (обычно 5 лет).

tCL

CAS Latency — тайминг, определяющий задержку между запросом на чтение и поступлением первых данных из DRAM. Измеряется в тактах шины памяти.

TCO

TCO — Total Cost of Ownership, совокупная стоимость владения. Метрика, учитывающая все затраты на актив за жизненный цикл.

TCP

TCP (англ. Transmission Control Protocol — протокол управления передачей) — один из основных протоколов передачи данных интернета. Пакеты в TCP называются сегментами. Механизм TCP предоставляет поток данных с предварительной установкой соединения, осуществляет повторный запрос данных в случае потери данных и устраняет дублирование при получении двух копий одного пакета, гарантируя тем самым (в отличие от UDP) целостность передаваемых данных и уведомление отправителя о результатах передачи.

TCP/IP

Transmission Control Protocol / Internet Protocol: набор коммуникационных протоколов, лежащий в основе глобальной сети Интернет и большинства частных сетей. TCP обеспечивает надёжную, ориентированную на соединение доставку данных с контролем ошибок и упорядочиванием, а IP отвечает за адресацию и маршрутизацию пакетов между узлами. Стек TCP/IP включает также UDP, ICMP, ARP и другие протоколы.

TDD

TDD — Test-Driven Development, разработка через тестирование.

Tekken

Tekken: серия файтингов, разработанная японской компанией Bandai Namco Entertainment. Дебютировала в 1994 году и стала одной из первых трёхмерных боевых игр с индивидуальной анимацией для каждого персонажа. Известна глубокой системой комбо, уникальными стилями боя и продолжительной турнирной сценой.

Telegram

Telegram: облачный мессенджер с открытым API, разработанный Павлом и Николаем Дуровыми. Обеспечивает сквозное шифрование в «секретных чатах», поддержку ботов, каналов, крупных групп (до 200 000 участников), а также синхронизацию сообщений между устройствами. Протокол MTProto разработан специально для платформы.

Temporal Locality

Временная локальность: принцип в архитектуре компьютеров, согласно которому если элемент данных был использован в недавнем прошлом, высока вероятность его повторного использования в ближайшем будущем. Лежит в основе эффективности кэширования и предвыборки данных процессором.

TensorRT

TensorRT — оптимизирующий компилятор и рантайм от NVIDIA для глубокого обучения.

Term

Term — срок кредита.

Terraform

Terraform: инструмент с открытым исходным кодом от HashiCorp для декларативного управления инфраструктурой по принципу «инфраструктура как код» (IaC). Позволяет описывать облачные ресурсы (виртуальные машины, сети, базы данных) в конфигурационных файлах (HCL или JSON) и безопасно применять изменения через план-применение (plan/apply). Поддерживает провайдеры для AWS, Azure, GCP и др.

Test Coverage

Покрытие тестами: метрика, показывающая долю исходного кода (строк, ветвей, условий), исполняемую в ходе автоматизированных тестов. Выражается в процентах и используется для оценки полноты тестового набора. Не гарантирует отсутствие ошибок, но помогает выявить непроверенные участки логики.

The Elder Scrolls

The Elder Scrolls: серия open-world RPG от Bethesda Game Studios, известная обширными, детализированными мирами, нелинейным сюжетом и высокой степенью свободы игрока. Включает такие части, как Morrowind, Oblivion и Skyrim. Характеризуется глубокой лор-вселенной, моддинг-сообществом и системой навыков, прокачиваемых через использование.

The House of the Dead

The House of the Dead: серия аркадных хоррор-шутеров от первого лица, разработанная Sega. Игрок управляет оружием, защищаясь от орд зомби и монстров. Известна кооперативным режимом, таймерами, сюжетными развилками и использованием револьверов-периферий (light gun). Оказала влияние на жанр rail shooter.

The Legend Of Zelda

The Legend of Zelda: флагманская серия приключенческих игр от Nintendo, созданная Сигэру Миямото. Сочетает исследование, головоломки, боевые механики и повествование. Главные герои — Линк и принцесса Зельда. Серия включает как 2D- (A Link to the Past), так и 3D-игры (Ocarina of Time, Breath of the Wild), последние из которых задают тренды в game design.

Thread

Поток выполнения (thread): наименьшая единица обработки, которая может быть назначена ядром ОС на выполнение. В отличие от процесса, потоки внутри одного процесса разделяют адресное пространство, что позволяет эффективно обмениваться данными, но требует синхронизации для предотвращения гонок. Многопоточность используется для параллелизма и отзывчивости приложений.

Thrift

Thrift (с англ. — «бережливость», произносится как [θrift]) — язык описания интерфейсов, который используется для определения и создания служб под разные языки программирования. Является фреймворком к удалённому вызову процедур (RPC). Используется компанией Facebook в качестве масштабируемого кросс-языкового сервиса по разработке. Сочетает в себе программный конвейер с движком генерации кода для разработки служб, в той или иной степени эффективно и легко работающих между такими языками как C#, C++, D, Cappuccino, Cocoa, Delphi, Erlang, Go, Haskell, Java, OCaml, Perl, PHP, Python, Ruby, Rust, Smalltalk и JavaScript. Проще говоря, Thrift является двоичным протоколом связи. С апреля 2007 разрабатывается как open source проект некоммерческой организации Apache Software Foundation.

Thx

Thx: неформальное сокращение от английского «thanks» («спасибо»), используемое в онлайн-общении, включая игровые чаты и форумы. Не имеет технического значения в ИТ, но является частью цифровой коммуникативной культуры.

TID (Thread ID)

TID (Thread ID — идентификатор потока) — уникальный числовой идентификатор, присваиваемый ядром каждому потоку выполнения внутри одного процесса. В Linux TID выдаётся глобально (как PID нового «лёгкого процесса»), и системный вызов gettid() возвращает его. В пользовательском пространстве (например, в pthread) используется свой идентификатор (pthread_t), который может не совпадать с TID ядра.

TIFF

TIFF (Tagged Image File Format — формат файлов изображений со тегами) — гибкий контейнер для растровой графики, разработанный Aldus (позже Adobe) в 1986 г.

TLC

Triple-Level Cell — NAND, хранящая 3 бита в ячейке (восемь уровней напряжения).

TLS

Transport Layer Security: криптографический протокол, обеспечивающий безопасную передачу данных между клиентом и сервером. Является преемником SSL и используется для шифрования HTTP (HTTPS), электронной почты, мессенджеров и других приложений. Обеспечивает конфиденциальность, целостность и аутентификацию через цифровые сертификаты.

TOGA

TOGA — Test Oracle, Generator, Analyzer, концептуальная модель автоматизированного тестирования.

Tom Clancy's Splinter Cell

Tom Clancy's Splinter Cell: серия стелс-экшенов, разработанная Ubisoft. Игрок управляет агентом спецподразделения Sam Fisher, выполняющим секретные миссии с акцентом на скрытность, наблюдение и недетектированное устранение угроз. Игры известны использованием теней, звука и тактических гаджетов.

Tomb Raider

Tomb Raider: серия action-adventure игр, в центре которой — археолог Лара Крофт. Комбинирует исследование, платформинг, головоломки и бои. Дебютировала в 1996 году и стала одной из первых игр с сильным женским протагонистом. Серия включает классические изометрические части и современные релоунчи (2013–2018) с нарративным уклоном.

Total War

Total War: серия стратегий от Creative Assembly, сочетающая пошаговое управление империей с тактическими сражениями в реальном времени. Охватывает исторические (Rome, Shogun), фэнтезийные (Warhammer) и альтернативно-исторические сеттинги. Отличается масштабом (десятки тысяч юнитов в бою) и глубиной симуляции.

Tower Defense

Tower Defense: жанр стратегий, в котором игрок размещает оборонительные сооружения (башни) вдоль пути следования вражеских юнитов («волн») с целью предотвратить их достижение конечной точки. Успех зависит от оптимального позиционирования, выбора типов башен и управления ресурсами. Популярен как в standalone-играх, так и в мини-играх внутри MMO.

Transact-SQL

Transact-SQL (T-SQL) — процедурное расширение языка SQL, созданное компанией Microsoft (для Microsoft SQL Server) и Sybase (для Sybase ASE).

tRAS

Row Active Time — минимальное время, в течение которого строка должна оставаться открытой после активации. Слишком низкий tRAS вызывает ошибки данных; слишком высокий — снижает пропускную способность.

tRCD

RAS to CAS Delay — задержка между активацией строки (RAS) и запросом колонки (CAS). Влияет на время доступа к новой строке. Оптимальное соотношение tRCD:tCL — 1:1 или 1:1.25.

tRP

Row Precharge Time — время, необходимое для закрытия текущей строки и подготовки банка к открытию новой. Влияет на частоту смены строк.

TP

TP: сокращение от «teleport» (телепортация) — механика мгновенного перемещения персонажа или объекта из одной точки пространства в другую. Широко используется в ММО, песочницах и тестовых сценариях разработки. В игровых чатах часто используется как просьба: «tp me».

TTK

Time to Kill (TTK): метрика в шутерах, обозначающая среднее время, необходимое для уничтожения противника при нанесении урона без промахов. Низкий TTK (менее 1 секунды) характерен для тактических шутеров (например, Counter-Strike), высокий — для аркадных (например, Overwatch). Влияет на темп и стиль игры.

TSS

TSS (англ. Task State Segment — сегмент состояния задачи) — специальная структура в архитектуре x86, содержащая информацию о задаче (процессе). Может использоваться ОС для диспетчеризации задач, но обычно (например в Linux) применяется только для переключения на стек ядра при обработке прерываний и исключений.

Turing Machine

Машина Тьюринга: абстрактная вычислительная модель, предложенная Аланом Тьюрингом в 1936 году. Состоит из бесконечной ленты, головки чтения/записи и конечного набора состояний. Используется в теории вычислимости для формального определения алгоритма и доказательства разрешимости/неразрешимости задач.

Turing Test

Тест Тьюринга: критерий, предложенный Аланом Тьюрингом для оценки способности машины демонстрировать интеллект, неотличимый от человеческого. В классической формулировке судья ведёт текстовый диалог с человеком и машиной, не зная, кто есть кто; если он не может надёжно определить машину, она «проходит» тест.

Turing-Complete

Тьюринг-полнота: свойство вычислительной системы (языка программирования, автомата), позволяющее эмулировать машину Тьюринга и, следовательно, вычислять любую функцию, вычислимую в принципе. Большинство общих языков программирования (Python, Java, C#) являются Тьюринг-полными.

TY

TY: аббревиатура от «Thank You» («спасибо»), распространённая в неформальной цифровой переписке, особенно в игровых и технических чатах. Не несёт технической нагрузки, но отражает коммуникативные практики онлайн-сообществ.

TypeScript

TypeScript — язык программирования, представленный Microsoft в 2012 году и позиционируемый как инструмент, расширяющий возможности JavaScript.

Twitch

Twitch: платформа для трансляции видеоконтента в реальном времени, принадлежащая Amazon. Первоначально специализировалась на стримах видеоигр, но расширилась до категорий IRL, музыки, творчества и киберспорта. Поддерживает интерактивность через чат, подписки, биты и расширения.

Twitter/X

Twitter/X: социальная сеть микроблогов, основанная Джеком Дорси в 2006 году. Позволяет пользователям публиковать короткие сообщения (твиты/посты) до 280 символов (ранее — 140), включая медиа, ссылки и опросы. В 2023 году переименована в X после приобретения Илоном Маском. Широко используется для новостей, технических анонсов и общественной дискуссии.

TXT

Текстовый формат (TXT): неформатированный файловый формат, содержащий только символы в кодировке ASCII, UTF-8 или другой текстовой кодировке, без метаданных, стилей или мультимедиа. Используется для логов, конфигураций, readme-файлов и передачи данных между системами благодаря максимальной переносимости.

Two-Factor Authentication (2FA)

Двухфакторная аутентификация: метод проверки подлинности, требующий два независимых подтверждения:

  1. что-то, что пользователь знает (пароль),
  2. что-то, что у него есть (телефон, токен) или является (биометрия).
    Повышает безопасность по сравнению с однофакторной аутентификацией, защищая от компрометации паролей.

Type System

Система типов: набор правил языка программирования, определяющий, как значения классифицируются по типам (целые, строки, объекты и т.д.) и как они могут взаимодействовать. Может быть статической (проверка на этапе компиляции) или динамической (на этапе выполнения), сильной или слабой. Обеспечивает безопасность, документируемость и оптимизацию кода.