V
V8
V8 — высокопроизводительный движок JavaScript и WebAssembly, разработанный Google для Chrome и Node.js.
V-Model
V-Model — модель жизненного цикла ПО, расширение waterfall. Название от формы диаграммы: левая часть — проектирование, правая — тестирование, соединённые вертикальными линиями (traceability).
Valgrind
Valgrind: инструментарий с открытым исходным кодом для динамического анализа программ на языках C и C++ в Unix-подобных системах. Позволяет обнаруживать утечки памяти, ошибки обращения к памяти (например, использование неинициализированной или освобождённой памяти), гонки данных и профилировать производительность. Основной инструмент в пакете — Memcheck; другие включают Callgrind, Helgrind, DRD.
Valve
Valve Corporation: американская компания — разработчик и издатель видеоигр, а также создатель цифровой дистрибутивной платформы Steam. Наиболее известна франшизами Half-Life, Counter-Strike, Portal, Team Fortress и Dota 2. Также разработала игровые движки GoldSrc и Source, а в последние годы — портативную консоль Steam Deck и совместимый слой Proton для запуска Windows-игр на Linux.
Vampire Survivors
Vampire Survivors: инди-игра в жанре roguelite с элементами «обратного шутера», разработанная Luca Galante (poncle). Игрок управляет персонажем, который автоматически атакует врагов, собирая опыт для выбора улучшений и эволюции оружия. Отличается минималистичным управлением, высокой реиграбельностью и гипнотическим геймплеем. Стала культовой благодаря нестандартному подходу к жанру.
VBA
Visual Basic for Applications (VBA): проприетарный диалект языка Visual Basic, встроенный в приложения Microsoft Office (Excel, Word, Access и др.) для автоматизации задач. Позволяет управлять объектной моделью хост-приложения, взаимодействовать с файловой системой, вызывать COM-объекты и создавать пользовательские формы. Несмотря на устаревание, остаётся широко используемым в корпоративной среде для бизнес-автоматизации.
VCCCORE
Voltage Core — напряжение, подаваемое на вычислительные ядра процессора.
VCCGT
Voltage Graphics Technology — напряжение, подаваемое на встроенный графический контроллер (iGPU) в процессорах Intel/AMD.
Verilog
Verilog: аппаратно-ориентированный язык описания (HDL), используемый для моделирования, проектирования и верификации цифровых и смешанных (аналогово-цифровых) систем. Стандартизирован как IEEE 1364. Позволяет описывать поведение и структуру электронных схем на различных уровнях абстракции — от транзисторного до системного. Альтернатива — VHDL.
Version Control System (VCS)
Система контроля версий: программное обеспечение для отслеживания изменений в файлах (обычно исходном коде) с течением времени. Позволяет восстанавливать предыдущие версии, работать параллельно над разными ветками, объединять изменения и анализировать историю. Примеры: Git (децентрализованная), Subversion (централизованная), Mercurial.
Versioning
Версионирование: процесс присвоения уникальных идентификаторов (номеров или меток) различным состояниям программного обеспечения, документации или данных с целью управления изменениями и совместимостью. Наиболее распространён подход Semantic Versioning (SemVer): MAJOR.MINOR.PATCH. Версионирование критически важно для управления зависимостями, развёртывания и обратной совместимости.
VHDL
VHSIC Hardware Description Language (Very High Speed Integrated Circuit HDL): стандартный язык описания аппаратуры, используемый для моделирования, синтеза и верификации цифровых систем. Стандартизирован IEEE 1076. Обладает строгой типизацией и подходит для формальной верификации. Применяется в разработке FPGA и ASIC наряду с Verilog.
Vim
Vim (Vi Improved): расширенная, кроссплатформенная реализация текстового редактора Vi, разработанная Брамом Моленааром. Отличается модальным интерфейсом (режимы вставки, команд, визуальный), высокой эффективностью для опытных пользователей, поддержкой скриптов на Vimscript, плагинов и интеграцией с инструментами разработки. Предустановлен во многих Unix-системах и популярен среди разработчиков и системных администраторов.
ViolaWWW
ViolaWWW — первый графический веб-браузер с поддержкой скриптов, созданный Пейнгом Вейном (Калифорнийский университет) в 1992 г. Основан на языке Viola, precursor’е Tcl/Tk.
Virtual Machine (VM)
Виртуальная машина: программная эмуляция компьютерной системы, обеспечивающая изолированную среду выполнения с собственным виртуальным процессором, памятью, дисками и сетью. Может работать на гипервизоре типа 1 (bare-metal, например, VMware ESXi, Hyper-V) или типа 2 (над ОС, например, VirtualBox, QEMU). Используется для изоляции, совместимости, тестирования и облачных вычислений.
Virtual Memory
Виртуальная память: механизм управления памятью в операционных системах, позволяющий процессам использовать адресное пространство, превышающее объём физической RAM. Основан на подкачке (paging): неактивные страницы выгружаются на диск (swap), а активные — загружаются в RAM. Обеспечивает изоляцию процессов, упрощает управление памятью и поддерживает выполнение программ, требующих больше памяти, чем физически доступно.
ViPNet Client
ViPNet Client: программный комплекс российской компании «Информационные технологии и коммуникации» (АК ИТКО), предназначенный для обеспечения защищённого взаимодействия в корпоративных сетях. Выполняет функции VPN-клиента (на основе отечественных криптографических алгоритмов), персонального межсетевого экрана, клиента защищённой электронной почты и криптопровайдера для прикладных программ. Соответствует требованиям ФСТЭК России и используется в государственных и критически важных инфраструктурах.
VLAN
Virtual Local Area Network (виртуальная локальная сеть): логическая сегментация физической сети на изолированные широковещательные домены на уровне канала данных (уровень 2 модели OSI). Позволяет группировать устройства по функциональному назначению, а не по физическому расположению. Идентифицируется тегом 802.1Q (12-битный VLAN ID).
Void
Void — тип возврата функции, означающий «отсутствие значения».
Volatile
Volatile: спецификатор в языках программирования (например, C, C++, Java), указывающий компилятору, что значение переменной может измениться в любой момент внешними факторами (другой поток, аппаратный регистр, прерывание). Запрещает оптимизации, связанные с кэшированием значения в регистрах, и гарантирует, что каждое чтение/запись будет выполнено непосредственно в память.
VPN
VPN (англ. virtual private network — «виртуальная частная сеть») — обобщённое название технологий, позволяющих обеспечить одно или несколько сетевых соединений поверх чьей-либо другой сети. Несмотря на то, что для коммуникации используются сети с меньшим или неизвестным уровнем доверия (например, публичные сети), уровень доверия к построенной логической сети не зависит от уровня доверия к базовым сетям благодаря использованию средств криптографии (шифрования, аутентификации, инфраструктуры открытых ключей, средств защиты от повторов и изменений передаваемых по логической сети сообщений).
VR
Virtual Reality (виртуальная реальность): технология создания иммерсивной цифровой среды, полностью замещающей реальный мир для пользователя. Достигается с помощью шлемов VR (например, Meta Quest, HTC Vive), отслеживания положения головы и рук, а также стереоскопического изображения и пространственного звука. Применяется в играх, обучении, медицине, архитектуре и терапии.
VRM
Voltage Regulator Module (модуль регулятора напряжения) — аппаратный компонент, расположенный на материнской плате или в корпусе процессора (в современных CPU — интегрирован в die), отвечающий за преобразование входного напряжения (например, от блока питания, 12 В) в стабилизированное напряжение, требуемое для питания CPU, GPU, памяти и других компонентов (например, 1.0–1.4 В для ядер).
VSync
Vertical Synchronization (вертикальная синхронизация): технология синхронизации частоты кадров (FPS) графического вывода с частотой обновления монитора (Hz) для устранения разрывов изображения (screen tearing). Может вводить задержку ввода (input lag) и снижать отзывчивость, особенно при падении FPS ниже частоты монитора. Альтернативы: G-Sync (NVIDIA), FreeSync (AMD).
Vulkan
Vulkan: кроссплатформенный низкоуровневый API для высокопроизводительной 2D- и 3D-графики и вычислений, разработанный Khronos Group как преемник OpenGL. Обеспечивает прямой контроль над GPU, многопоточную запись команд, явное управление памятью и предсказуемую производительность. Используется в играх, движках (Unreal Engine, Unity) и встраиваемых системах.
VUCA
VUCA: акроним, описывающий характеристики современной среды — Volatility (изменчивость), Uncertainty (неопределённость), Complexity (сложность), Ambiguity (неоднозначность). Первоначально использовался в военном и стратегическом управлении, позже адаптирован в ИТ и управлении проектами для обоснования гибких (Agile) подходов к разработке и принятию решений.
VVC
VVC (Versatile Video Coding — универсальное видеокодирование), также известен как H.266 или MPEG-I Part 3 — преемник HEVC, стандартизированный в 2020 г. Эффективность: на 50 % лучше HEVC при том же качестве (особенно для 4K/8K, HDR, 360° видео).