O
OAuth
OAuth — открытый стандарт авторизации (RFC 6749), позволяющий приложениям получать ограниченный доступ к пользовательским данным без передачи логина и пароля. Широко используется для делегированного доступа (например, «Войти через Google»). Версии: OAuth 1.0, OAuth 2.0.
Object
Object (объект) — экземпляр класса в объектно-ориентированном программировании, объединяющий данные (поля, атрибуты) и поведение (методы). Является основной единицей инкапсуляции и взаимодействия в ООП.
Octopress
Octopress — статический генератор сайтов на основе Jekyll, ориентированный на блогеров и разработчиков. Предоставляет темы, плагины и инструменты для быстрого развёртывания блога на GitHub Pages. Активно использовался в 2010-х, впоследствии уступив место более гибким генераторам (Hugo, Eleventy).
ODT
ODT (OpenDocument Text) — формат текстового документа, входящий в семейство Open Document Format (ODF), стандартизированный как ISO/IEC 26300. Основан на XML, используется по умолчанию в LibreOffice Writer, Apache OpenOffice Writer и других офисных пакетах с открытым исходным кодом.
OGG
OGG — контейнерный формат мультимедийных данных с открытым исходным кодом, разработанный проектом Xiph.Org. Чаще всего содержит аудио в кодеке Vorbis или Opus. Используется в играх и вебе как свободная альтернатива MP3 и AAC.
OHDL
OHDL (Open Hardware Description Language) — концепция или инициатива по созданию открытой, независимой от вендоров языковой среды для описания аппаратуры, альтернативной проприетарным HDL (Verilog, VHDL).
OID (Object ID)
OID (Object ID — идентификатор объекта) — уникальная строка в иерархической структуре, используемая в разных контекстах.
OKR
OKR — Objectives and Key Results, система постановки целей, разработанная в Intel и популяризированная Google.
OLAP
OLAP (англ. online analytical processing, интерактивная аналитическая обработка) — подход к обработке данных, позволяющий оперативно получать в структурированном виде определённый срез из большого массива данных для их последующего анализа. Это технология обработки данных, предназначенная для быстрого анализа больших объемов информации из различных перспектив.
OMG
OMG (Oh My God) — междометие, используемое в онлайн-общении для выражения удивления, шока или восхищения. Не имеет технического значения в IT, но распространено в игровых чатах и комментариях.
On-Die ECC
ECC (Error-Correcting Code), реализованный непосредственно в кристалле памяти (например, в DDR5 или HBM2e).
On-premise
On-premise — размещение ИТ-инфраструктуры (серверы, ПО) у заказчика, в локальных дата-центрах, а не в облаке.
OOM
OOM — может означать:
- Out of Mana — игровой термин: отсутствие ресурса маны для использования способностей;
- Out of Memory — системная ошибка, возникающая при исчерпании доступной оперативной памяти или виртуальной памяти процесса.
OpenAL
OpenAL (англ. Open Audio Library) — кроссплатформенный интерфейс программирования приложений (API) для работы с аудиоданными. Ключевой особенностью является работа со звуком в 3D-пространстве и использование эффектов EAX. Поддерживается компанией Creative.
OpenAPI
OpenAPI (ранее Swagger Specification) — спецификация для описания RESTful API в формате YAML или JSON. Позволяет автоматически генерировать документацию, клиентские SDK и серверные заглушки. Стандарт де-факто для проектирования и документирования API.
OpenBSD
OpenBSD — свободная Unix-подобная операционная система, ответвление от NetBSD, известная приоритетом безопасности, корректностью кода и строгой лицензионной политикой (предпочтение ISC/MIT-лицензиям). Используется в маршрутизаторах, межсетевых экранах (PF) и криптографических приложениях.
OpenCL
OpenCL (Open Computing Language — открытый язык вычислений) — открытый кроссплатформенный стандарт (Khronos Group) для параллельных вычислений на гетерогенных системах: CPU, GPU, FPGA, DSP. В отличие от CUDA (привязан к NVIDIA), OpenCL поддерживается Intel, AMD, ARM, Qualcomm.
OpenGL
OpenGL (Open Graphics Library) — кроссплатформенный API для рендеринга 2D- и 3D-графики с аппаратным ускорением. Используется в играх, CAD, визуализации и VR. Управляет конвейером рендеринга через шейдеры (GLSL). Современная альтернатива — Vulkan.
OpenID
OpenID — открытый стандарт децентрализованной системы аутентификации, предоставляющей пользователю возможность создать единую учётную запись для аутентификации на множестве не связанных друг с другом интернет-ресурсов, используя услуги третьих лиц.
Oracle Database
Oracle Database (Oracle RDBMS) — система управления базами данных компании Oracle, считается исторически первой успешной коммерческой реляционной СУБД.
ORM
ORM (Object-Relational Mapping) — технология и набор инструментов, обеспечивающих преобразование данных между объектной моделью в коде и реляционной моделью в базе данных. Позволяет манипулировать записями как объектами, избегая прямого написания SQL. Примеры: Entity Framework (.NET), Hibernate (Java), SQLAlchemy (Python).
OS
OS (Operating System) — операционная система, базовое программное обеспечение, управляющее аппаратными ресурсами и предоставляющее сервисы приложениям. Обеспечивает планирование задач, управление памятью, файловыми системами, устройствами и безопасностью. Примеры: Windows, Linux, macOS, Android.
OSI
OSI (Open Systems Interconnection — взаимодействие открытых систем) — эталонная 7-уровневая модель сетевого взаимодействия, разработанная ISO в 1984 году.
Overload
Overload — перегрузка: несколько методов с одинаковым именем, но разной сигнатурой.
Overlord
Overlord — японская медиафраншиза (аниме, манга, игры), в которой главный герой оказывается в игровом мире после закрытия MMORPG. В IT-глоссарии упоминается как культурный артефакт, а не как технический термин.
Override
Override — явное переопределение виртуального метода в наследнике.
OWASP
OWASP (Open Web Application Security Project) — некоммерческое сообщество, посвящённое повышению безопасности веб-приложений. Известно публикацией «OWASP Top 10» — списка наиболее критичных уязвимостей (инъекции, XSS, CSRF и др.) и инструментами (ZAP, Dependency-Check).