Перейти к основному содержимому

У

Убежище

Убежище — защищённая локация в игровом мире, предназначенная для временного укрытия персонажа от врагов или неблагоприятных условий.

Убер

Убер — фракция или персонаж в игровых вселенных (например, Warhammer 40,000), обозначающий сверхмощное существо или элитного бойца; также может относиться к компании Uber в контексте цифровых платформ.

Уведомление

Уведомление — сообщение, передаваемое пользователю системой для информирования о событии, изменении состояния или необходимости вмешательства (push-уведомление, системное оповещение).

Увеличение / Уменьшение

Операции изменения количественной характеристики.

Удаление

Удаление — процесс физического или логического исключения данных из памяти, базы данных или системы. Позволяет освободить место и поддерживать чистоту информации.

Удар

Удар — базовая игровая механика, реализующая физическое или энергетическое воздействие на цель с целью нанесения урона.

Удалённый вызов процедур

Удалённый вызов процедур (иногда вызов удалённых процедур; RPC от англ. remote procedure call) — класс технологий, позволяющих программам вызывать функции или процедуры в другом адресном пространстве (на удалённых узлах либо в независимой сторонней системе на том же узле). Обычно реализация RPC-технологии включает два компонента: сетевой протокол для обмена в режиме клиент-сервер и язык сериализации объектов (или структур для необъектных RPC). Различные реализации имеют отличающуюся друг от друга архитектуру и разнятся в возможностях: одни реализуют архитектуру SOA, другие — CORBA или DCOM. На транспортном уровне RPC используют в основном протоколы TCP и UDP, однако, некоторые построены на основе HTTP.

Удалённый доступ

Удалённый доступ — возможность взаимодействия с компьютерной системой или устройством из другого географического или сетевого места с использованием протоколов (RDP, SSH, VNC и др.).

Удалённый рабочий стол

Удалённый рабочий стол — технология, позволяющая пользователю управлять графическим интерфейсом удалённой машины в режиме реального времени через сеть.

Удвоение

Удвоение (duplication) — в инженерной практике намеренное создание избыточной копии данных, компонента или системы с целью повышения надёжности, доступности или производительности. Это не дублирование кода (антипаттерн), а стратегическая избыточность.

УДЛ

Уполномоченное должностное лицо — сотрудник организации, которому в соответствии с приказом руководителя, уставом или положением о подразделении делегированы полномочия по принятию определённых решений, включая подписание юридически значимых документов (договоров, ПФ, внутренних распоряжений), утверждение БП, согласование БТ, выдачу ЭП. Статус УДЛ фиксируется в реестре уполномоченных лиц, который является частью НСИ и используется, в частности, при проверке подлинности ЭП и при интеграции с системами ЭДО. УДЛ может быть постоянным (например, РП по проекту) или временным (по доверенности). Важно: наличие УДЛ не отменяет необходимости соблюдения регламентов — например, подписание кредитного договора с ИУ требует согласования не только УДЛ, но и юридической службы, СБ и иногда ТМ. В ГОСТ 19 и 34 роль УДЛ чётко прописывается в схемах документооборота и на диаграммах полномочий.

Удобочитаемость

Удобочитаемость («чита́бельность», англ. readability) — свойство текстового материала, характеризующее лёгкость восприятия его человеком в процессе чтения.

Удостоверяющий центр

Удостоверяющий центр (англ. Certification authority, CA) — сторона (отдел, организация), чья честность неоспорима, а открытый ключ широко известен. Задача центра сертификации — подтверждать подлинность ключей шифрования с помощью сертификатов электронной подписи.

Удочка

Удочка — игровой инструмент, используемый для мини-игры «рыбалка»; в некоторых проектах может быть метафорой для методов социальной инженерии («фишинг на удочку»).

Узел

Узел — устройство или точка в сети, способная отправлять, принимать или пересылать данные (например, компьютер, сервер, маршрутизатор).

Узел (дерева)

Узел — элемент древовидной структуры данных, содержащий значение и ссылки на дочерние узлы.

Узел

Узел : базовая единица в DOM (Document Object Model), включая теги, текст и атрибуты.

Узел блокчейна

Узел блокчейна — участник децентрализованной сети, хранящий копию реестра транзакций и участвующий в его валидации и распространении.

Узкий пропуск

Узкий пропуск — элемент системы, ограничивающий общую производительность (бутылочное горлышко), например, медленный диск в высокопроизводительной системе.

Указатель

Указатель — переменная, диапазон значений которой состоит из адресов ячеек памяти или специального значения для обозначения того, что в данный момент в переменной ничего не записано.

Уклонение

Уклонение — игровая механика, позволяющая персонажу избегать входящего урона посредством ускоренного перемещения, уклоняющегося рывка или специального навыка.

УКЭП

УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись, вид электронной подписи, обладающий юридической силой, равной собственноручной подписи, и соответствующий требованиям ФЗ-63 в Российской Федерации.

Улей

Улей — 1) игровая локация или структура (например, ульи Тиранид в Warhammer 40,000); 2) централизованная система управления в кибербезопасности или IoT.

Улучшение

Улучшение — результат внедрения изменений, ведущих к повышению качества, эффективности, надёжности или иных характеристик системы по сравнению с базовым состоянием.

Ультра настройки графики

Ультра настройки графики — максимальный уровень детализации визуальных параметров игры (разрешение текстур, тени, освещение, постобработка), требующий высокопроизводительного оборудования.

Ультрамар

Ультрамар — вымышленный регион в игровой вселенной Warhammer 40,000, доминион Ультрамаринов — одного из легионов Космодесантников.

Ультрамарины

Ультрамарины — элитный орден Космодесантников в Warhammer 40,000, известный дисциплиной, стратегическим мышлением и верностью Императору.

Унарная операция

Унарная операция (одноместная операция) — математическая операция над одним операндом и возвращающая один результат, то есть операция с единственным входом и единственным выходом — унарное отображение A→B.

Универсальная платформа Windows

Универсальная платформа Windows (англ. Universal Windows Platform, сокр. UWP) — платформа, созданная Microsoft и впервые представленная в Windows 10. Целью данной платформы является помощь в создании универсальных приложений, запускаемых как на Windows 10, Windows 10 Mobile и Windows 10 IoT без изменения в коде. Есть поддержка создания таких приложений на C++, C#, VB.NET и XAML. API реализован в C++ и поддерживается в C++, VB.NET, C#, F# и JavaScript. Разработанная как расширение для Windows Runtime (платформы, представленной в Windows Server 2012 и Windows 8), позволяет запускать приложения на разных аппаратных платформах.

Уник

Уник — сленговое сокращение от «уникальный предмет» в играх, обозначающее редкий или неповторимый артефакт с особыми свойствами.

Уникальность

Уникальность — свойство данных, при котором каждый элемент или запись является неповторимым. Используется для обеспечения целостности данных в базах данных (через PRIMARY KEY или UNIQUE constraint).

Унификация

Унификация — процесс приведения разнородных элементов (компонентов, интерфейсов, данных, процессов) к единой форме, структуре или стандарту с целью повышения совместимости, снижения избыточности и упрощения сопровождения. В отличие от стандартизации (установление внешних правил), унификация — внутренняя деятельность организации.

Умный дом

Умный дом — экосистема взаимосвязанных бытовых устройств, управляемых централизованно (через приложение, голос или автоматизацию) с использованием протоколов IoT (Zigbee, Z-Wave, Wi-Fi, Matter).

Универсальный идентификатор

Универсальный идентификатор — уникальная строка, присваиваемая объекту для однозначной идентификации в распределённой системе (например, UUID).

Упоминание

Упоминание — акт ссылки на сущность (термин, документ, персону, объект) в тексте без развёрнутого описания, с целью установления связи или активации контекста.

Упорядочивание

Упорядочивание — процесс установления взаимно однозначного соответствия между элементами множества и элементами упорядоченного ряда (чаще всего — натуральными числами), с соблюдением заданного критерия сравнения.

Управление

Управление — процесс воздействия на систему для достижения заданной цели; в игровом контексте — ввод команд персонажу или юниту посредством клавиатуры, мыши, контроллера.

Управление версиями

Управление версиями — методология отслеживания и контроля изменений в исходном коде, документации или конфигурациях с использованием систем (Git, SVN, Mercurial).

Управление зависимостями

Управление зависимостями — процесс контроля и разрешения библиотек, пакетов и компонентов, необходимых для сборки и выполнения программного проекта.

Управление проектами

Управление проектами — деятельность по решению задач и достижению поставленных целей проекта.

УО

УО — условные обозначения, принятые символы или сокращения, используемые на схемах, чертежах, спецификациях или в технической документации.

УРВИ

УРВИ — условно разрешённый вид использования, градостроительная категория земельного участка, при которой разрешение на строительство выдаётся в особом порядке.

Уровень

Уровень — 1) этап в игре или прогрессии персонажа; 2) абстракция в архитектуре ПО (уровень представления, бизнес-логики, данных); 3) единица измерения сигнала или напряжения.

Урон

Урон — количественная мера ущерба, наносимого игровому персонажу, врагу или объекту в результате атаки или эффекта.

Уровень абстракции

Уровень абстракции — степень скрытия деталей реализации в программировании или моделировании, позволяющая оперировать сущностями на более высоком концептуальном уровне.

Уровень доступа

Уровень доступа — набор прав, определяющий, какие операции пользователь или процесс может выполнять с ресурсом (чтение, запись, выполнение).

Уровень изоляции транзакций

Уровень изоляции транзакций — характеристика, определяющая степень видимости незафиксированных изменений одной транзакции для других (например, Read Committed, Serializable).

Уровень логирования

Уровень логирования — категория важности записываемого события (DEBUG, INFO, WARN, ERROR, FATAL), используемая для фильтрации и анализа системных журналов.

Уровень надёжности

Уровень надёжности — количественная или качественная оценка способности системы выполнять функции без отказов в заданных условиях.

Уровень производительности

Уровень производительности — метрика эффективности системы по критериям: пропускная способность, задержка, использование ресурсов.

Уровень угрозы

Уровень угрозы — оценка потенциальной опасности для информационной системы, основанная на анализе уязвимостей, активности злоумышленников и ценности активов.

Уровень шума

Уровень шума — мера помех в сигнале или данных, влияющая на качество передачи или точность измерений.

Уровень языка

Уровень языка — классификация языков программирования по степени приближения к машинному коду (низкоуровневые — Assembly; высокоуровневые — Python, C#).

Уру

Уру — фантастический сплав или технология в некоторых вселенных (например, упоминание в Dungeons & Dragons или Warhammer как магический материал).

Урук-хай

Урук-хай — гибридная раса орков в Средиземье (по мотивам Властелина колец), отличающаяся силой, дисциплиной и способностью действовать при дневном свете.

Усиление

Усиление — временный или постоянный эффект, повышающий характеристики персонажа или предмета (синоним — «бафф»).

Условие

Условие — логическое выражение, результат которого определяет выполнение ветви кода, активацию триггера или переход в другой игровой режим.

Условность

Условность — свойство обозначения, символа или модели не иметь прямого физического аналога, а быть принятым по договорённости.

Условная компиляция

Условная компиляция — механизм препроцессора языка программирования, позволяющий включать или исключать фрагменты кода в зависимости от заданных символов или флагов.

Условная переменная

Условная переменная — примитив синхронизации, обеспечивающий блокирование одного или нескольких потоков до момента поступления сигнала от другого потока о выполнении некоторого условия или до истечения максимального промежутка времени ожидания. Условные переменные используются вместе с ассоциированным мьютексом и являются элементом некоторых видов мониторов.

Условно-бесплатная игра

Условно-бесплатная игра — модель монетизации (free-to-play), при которой базовый доступ бесплатен, но часть контента или преимуществ доступна за реальные деньги.

Условное обозначение

Условное обозначение — стандартизированный графический или буквенно-цифровой символ, используемый для сокращённого представления объекта, явления или процесса.

Условные комментарии

Условные комментарии — механизм, при помощи которого автор веб-страницы может использовать нестандартные особенности некоторых браузеров, избегая проблем несовместимости с другими браузерами.

Условный оператор

Условный оператор — конструкция, которая выполняет различные действия в зависимости от выполнения определенного условия. Например: if-else в программировании.

Услуга

Услуга — функционал или действие, предоставляемое системой или программой пользователю для удовлетворения его потребностей.

Установка

Установка — процесс размещения программного обеспечения на устройстве с настройкой зависимостей, конфигураций и интеграцией в операционную систему.

Установщик

Установщик — программа, автоматизирующая процесс установки ПО, включая копирование файлов, регистрацию служб, создание ярлыков и проверку системных требований.

Устойчивость

Устойчивость – независимо от проблем на нижних уровнях (к примеру, обесточивание системы или сбои в оборудовании) изменения, сделанные успешной транзакцией, должны оставаться сохраненными после возвращения системы в работу.

Устойчивость к сбоям

Устойчивость к сбоям — свойство системы продолжать функционирование или корректно восстанавливаться после аппаратных или программных сбоев.

Утечка памяти

Утечка памяти (англ. memory leak) — процесс неконтролируемого уменьшения объёма свободной оперативной или виртуальной памяти компьютера, связанный с ошибками в работающих программах, вовремя не освобождающих память от ненужных данных, или с ошибками системных служб контроля памяти.

Утилита

Утилита — небольшая специализированная программа, предназначенная для выполнения конкретной вспомогательной задачи в составе операционной системы или программного комплекса.

УЦ

УЦ — удостоверяющий центр, организация, выдающая и управляющая сертификатами открытых ключей в инфраструктуре PKI.

Уязвимость

Уязвимость — слабое место в программном обеспечении, аппаратной системе или процессе, которое может быть использовано злоумышленником для нарушения целостности, конфиденциальности или доступности.

Уязвимость нулевого дня

Уязвимость нулевого дня (zero-day) — уязвимость, о которой известно злоумышленникам, но неизвестно разработчику или заказчику ПО, поэтому отсутствуют патчи или защитные меры.

Уязвимость по времени

Уязвимость по времени (time-of-check to time-of-use, TOCTOU) — класс ошибок в многопоточных или многопользовательских системах, возникающий из-за изменения состояния ресурса между проверкой и использованием.

Уязвимый компонент

Уязвимый компонент — модуль ПО или библиотека, содержащая известную или потенциальную уязвимость, способную поставить под угрозу всю систему.

Учётная запись

Учётная запись — идентификатор пользователя в системе, сопровождаемый аутентификационными данными и набором прав доступа.

Учётные данные

Учётные данные — информация, используемая для аутентификации пользователя (логин, пароль, ключ, токен).

Уширение спектра

Уширение спектра — метод радиосвязи, при котором сигнал передаётся по широкой полосе частот для повышения помехоустойчивости и скрытности (применяется в Wi-Fi, Bluetooth).

Ущерб

Ущерб — количественно или качественно оцениваемый вред, нанесённый информационной системе в результате инцидента безопасности или сбоя.