C
C
Высокоуровневый процедурный язык программирования, разработанный Деннисом Ритчи в начале 1970-х годов в Bell Labs. Служит основой для многих операционных систем (включая UNIX и его производные), компиляторов и встраиваемых систем. Отличается близостью к аппаратному уровню, минималистичным синтаксисом и возможностью прямого управления памятью через указатели.
C4 Model
C4 Model — методология визуального описания архитектуры ПО, предложенная Саймоном Брауном.
C#
C# (произносится си шарп) : Объектно-ориентированный язык программирования, разработанный Microsoft в рамках платформы .NET. Поддерживает статическую типизацию, управляемую память (сборку мусора), компонентную архитектуру и современные парадигмы (LINQ, асинхронность, обобщения). Широко применяется в разработке корпоративных приложений, игр (особенно через Unity), веб-сервисов (ASP.NET) и настольных программ.
C++
C++: Мультипарадигменный язык программирования, расширяющий язык C возможностями объектно-ориентированного, обобщённого и функционального программирования. Обеспечивает низкоуровневый контроль над ресурсами и высокую производительность, что делает его предпочтительным выбором для системного программирования, игровых движков (Unreal Engine), высоконагруженных серверов и приложений реального времени.
Cache
Временное хранилище данных, организованное для ускорения последующего доступа к часто используемой или недавно запрошенной информации. Может быть реализовано на разных уровнях: процессорный кэш (L1/L2/L3), дисковый кэш, веб-кэш (браузер, CDN), кэш приложений (Redis, Memcached). Работает по принципу локальности — временной и пространственной.
Cache-to-Cache transfer
Механизм прямой передачи данных между кэшами ядер без обращения к RAM.
CAD
CAD (Computer-Aided Design — компьютерное проектирование) — применение компьютерных систем для создания, модификации, анализа и оптимизации проектов технических объектов. CAD охватывает 2D-чертежи (аналог бумажных) и 3D-моделирование (твёрдотельное, поверхностное, каркасное), управление сборками, спецификациями, чертежами. Современные CAD-системы (AutoCAD, SolidWorks, Fusion 360, КОМПАС) интегрируются с CAE (анализ) и CAM (производство), образуя единый PLM-контур (Product Lifecycle Management). Ключевая ценность CAD — повышение точности, ускорение итераций, автоматизация рутинных операций (нанесение размеров, создание разрезов), совместная работа и цифровой двойник изделия.
CAE
CAE (Computer-Aided Engineering — компьютерная инженерия) — класс программного обеспечения и методов, используемых для инженерного анализа и симуляции поведения конструкций, систем и процессов. Включает: конечно-элементный анализ (FEA — напряжения, деформации, теплопередача), вычислительную гидродинамику (CFD — потоки жидкостей и газов), многотельную динамику (MBD — движение механизмов), оптимизацию топологии и др. CAE позволяет выявлять слабые места, проверять соответствие нормативам, снижать количество физических прототипов и сокращать сроки вывода продукта на рынок. Интеграция с CAD обеспечивает сквозной процесс: модель из CAD передаётся в CAE-систему для расчётов, результаты визуализируются и корректируются проектировщиком.
Callback
Callback (англ. call — вызов, англ. back — обратный) или фу́нкция обра́тного вы́зова в программировании — передача исполняемого кода в качестве одного из параметров другому коду. Обратный вызов позволяет в функции исполнять код, который задаётся в аргументах при её вызове. Этот код может быть определён в других контекстах программного кода и быть недоступным для прямого вызова из этой функции. Некоторые алгоритмические задачи в качестве своих входных данных имеют не только числа или объекты, но и действия (алгоритмы), которые естественным образом задаются как обратные вызовы.
Call Of Duty
Call of Duty: Серия шутеров от Activision, первоначально разработанная Infinity Ward. Известна реализмом (в ранних частях), масштабными мультиплеерными режимами и кинематографичным одиночным сюжетом. Охватывает исторические (Вторая мировая война), современные и футуристические сеттинги. Является одной из самых коммерчески успешных франшиз в игровой индустрии.
CAM
CAM (Computer-Aided Manufacturing — компьютерное производство) — применение программного обеспечения и компьютерного управления для планирования, управления и автоматизации процессов изготовления деталей и сборок. CAM-системы (например, Mastercam, Fusion 360 CAM, NX CAM) принимают 3D-модель из CAD, позволяют определить технологические операции (фрезерование, токарная обработка, лазерная резка), выбрать инструменты, рассчитать траектории движения инструмента (toolpath), сгенерировать управляющие программы (в коде G&M — G-code), и передать их на станки с ЧПУ. CAM минимизирует ошибки программирования, оптимизирует время обработки и износ инструмента, обеспечивает повторяемость и преемственность производства.
Capcom
Capcom: Японская компания-разработчик и издатель видеоигр. Известна такими франшизами, как Resident Evil (основоположник жанра survival horror), Street Fighter (один из ключевых представителей файтингов), Monster Hunter, Mega Man и Devil May Cry. Отличается высоким качеством анимации, геймдизайна и продюсирования.
CAS
Column Address Strobe — сигнал, активирующий выборку данных из колонки банка DRAM после того, как строка уже открыта (RAS asserted). CAS latency (tCL) — один из ключевых параметров производительности RAM.
CASE
CASE — Computer-Aided Software Engineering, автоматизированная разработка ПО. Термин возник в 1980-х как аналог CAD (Computer-Aided Design) для инженерии ПО. CASE-инструменты призваны поддерживать весь ЖЦ: анализ требований, проектирование, кодогенерация, тестирование, сопровождение.
Cash
Cash — наличные средства.
Castlevania
Castlevania: Серия платформеров и экшен-RPG от Konami, основанная на мифологии о Дракуле. Ввела и популяризировала поджанр «метроидвания» — нелинейное исследование связного мира с постепенным получением новых способностей. Классические части (Symphony of the Night) считаются эталонами жанра.
CD
CD (Compact Disc — компакт-диск) — оптический носитель информации, разработанный Philips и Sony в 1982 г. для аудио (Red Book standard), позже адаптированный для данных (CD-ROM, Yellow Book). Стандартный CD имеет диаметр 120 мм, ёмкость ~700 МБ (80 минут аудио). Информация записана в виде спиральной дорожки микроскопических углублений (pits) и плоских участков (lands), считываемых лазером длиной волны 780 нм. Технология CD легла в основу последующих форматов: CD-R (однократная запись), CD-RW (многократная перезапись), и послужила отправной точкой для DVD и Blu-ray. Несмотря на упадок в быту, CD остаётся важным носителем для архивных копий и дистрибутивов ПО, где важна долговечность и независимость от электропитания.
CDN
CDN — Content Delivery Network, сеть доставки контента. Это распределённая географически инфраструктура серверов (edge nodes), предназначенная для ускорения доставки статических (и иногда динамических) ресурсов конечным пользователям. Принцип работы: при запросе example.com/image.jpg DNS перенаправляет пользователя на ближайший edge-сервер, где копия файла уже закэширована.
CD Projekt RED
CD Projekt RED: Польская игровая студия, дочерняя компания CD Projekt. Известна по разработке RPG-проектов The Witcher (по мотивам книг Анджея Сапковского) и Cyberpunk 2077. Позиционирует себя как разработчик «игр для геймеров», придерживаясь политики отсутствия микротранзакций и долгосрочной поддержки проектов.
CentOS
Community ENTerprise Operating System — дистрибутив Linux, созданный как бесплатная копия Red Hat Enterprise Linux (RHEL) с заменой торговых марок. Использовался в серверных и корпоративных средах благодаря стабильности и совместимости с RHEL. С 2021 года проект перешёл на CentOS Stream — rolling-release версию, предшествующую RHEL.
CGI
Common Gateway Interface — стандарт взаимодействия веб-сервера с внешними программами (скриптами) для генерации динамического контента. При каждом запросе веб-сервер запускает исполняемый файл, передаёт ему данные через переменные окружения и потоки ввода-вывода, а затем отправляет результат клиенту. Уступает место более эффективным технологиям (FastCGI, встроенные модули, серверные фреймворки).
Chocolatey
Менеджер пакетов с открытым исходным кодом для Windows, позволяющий устанавливать, обновлять и удалять программное обеспечение через командную строку. Аналог apt (Debian/Ubuntu) или yum (RHEL). Работает поверх NuGet и поддерживает как официальные, так и пользовательские репозитории.
CI/CD
Continuous Integration / Continuous Delivery (или Continuous Deployment) — методология разработки программного обеспечения, основанная на автоматизации этапов сборки, тестирования и развёртывания. CI подразумевает частую интеграцию изменений в общую ветку с немедленной проверкой; CD обеспечивает готовность релиза к развёртыванию в любой момент (Delivery) или автоматическое развёртывание в продакшен (Deployment).
CLI
Command-Line Interface — интерфейс командной строки: способ взаимодействия пользователя с операционной системой или программой через текстовые команды. Противопоставляется графическому интерфейсу (GUI). Отличается высокой эффективностью, возможностью автоматизации и низким потреблением ресурсов.
Cloud-first
Cloud-first — подход к разработке и развёртыванию, при котором облачная инфраструктура является приоритетной, а on-premise — опциональной или отсутствует.
Cloud Computing
Модель предоставления вычислительных ресурсов (серверы, хранилища, базы данных, сети, ПО) через интернет («в облаке») по требованию. Характеризуется масштабируемостью, оплатой по использованию и абстрагированием от физической инфраструктуры. Основные модели: IaaS, PaaS, SaaS.
Cluster
Группа связанных компьютеров (узлов), работающих совместно как единая система для обеспечения отказоустойчивости, масштабируемости или повышения производительности. Применяется в высокопроизводительных вычислениях (HPC), распределённых базах данных, балансировке нагрузки и отказоустойчивых сервисах.
cmd.exe
cmd.exe — интерпретатор командной строки (англ. command line interpreter) для операционных систем OS/2, Windows CE и для семейства операционных систем, базирующихся на Windows NT (англ. Windows NT-based). cmd.exe является аналогом COMMAND.COM, который используется в семействах MS-DOS и Windows 9x. В операционных системах семейства Windows NT для архитектуры IA-32 и OS/2 имеется и COMMAND.COM для совместимости со старыми программами. В настройках интерпретатора присутствует возможность изменить размер курсора, шрифт, цвет текста и размер окна. Устанавливается по умолчанию в Windows 10.
CMYK
CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key/Black — голубой, пурпурный, жёлтый, чёрный) — субтрактивная цветовая модель, используемая в полиграфии.
Common Language Runtime
Common Language Runtime (англ. CLR — общеязыковая исполняющая среда) — исполняющая среда для байт-кода CIL (MSIL), в который компилируются программы, написанные на .NET-совместимых языках программирования (C#, Managed C++, Visual Basic .NET, F# и прочие). CLR является одним из основных компонентов пакета Microsoft .NET Framework.
Compiler
Программа, преобразующая исходный код, написанный на языке высокого уровня, в машинный код или промежуточное представление (байт-код), исполняемое процессором или виртуальной машиной. В отличие от интерпретатора, компилятор обрабатывает весь код до запуска (статическая обработка). Примеры: GCC, Clang, Roslyn.
COMPOSITE INDEX
COMPOSITE INDEX : составной индекс.
CoreFX
CoreFX — это библиотека, интегрированная в .NET. Среди её компонентов: System.Collections, System.IO, System.Xml.
CoreCLR
CoreCLR — это среда выполнения, включающая в себя RyuJIT (JIT-компилятор), встроенный сборщик мусора и другие компоненты.
Contra
Contra: Классическая аркадная игра от Konami (1987), жанр — скроллер с видом сбоку и боковым/вертикальным перемещением. Известна кооперативным режимом, сложностью и культовым «кодом Конами» (Up, Up, Down, Down, Left, Right, Left, Right, B, A), дающим 30 дополнительных жизней.
Container
Лёгкая, изолированная и переносимая среда выполнения приложений, инкапсулирующая код и все его зависимости. В отличие от виртуальных машин, контейнеры используют ядро хост-системы и изолируются на уровне ОС (через namespaces и cgroups в Linux). Основаны на стандартах вроде OCI; наиболее известная реализация — Docker.
Counter-Strike
Counter-Strike: Серия тактических шутеров от Valve Corporation, первоначально созданная как модификация к Half-Life. Противопоставляет две команды — террористов и спецназа — в раундах с фиксированным временем и экономикой закупок. Стала основой киберспортивной дисциплины; ключевые версии: 1.6, Source, Global Offensive (CS:GO), CS2.
CoW
Copy-on-Write — стратегия управления памятью и хранилищем, при которой копирование данных откладывается до момента их модификации.
CP1251
CP1251 (Windows-1251) — 8-битная кодировка кириллицы, используемая по умолчанию в русскоязычных версиях Windows.
CPM
CPM — Critical Path Method, метод критического пути. Это алгоритм управления проектами, разработанный в 1950-х для оценки длительности проекта при известных длительностях задач и зависимостях между ними. Критический путь — последовательность задач, суммарная длительность которой определяет минимальное время завершения проекта; любая задержка на этом пути приведёт к задержке всего проекта. CPM строится на основе направленного ациклического графа (DAG), где узлы — задачи, рёбра — зависимости, а дуги — временные интервалы (early start, late finish, slack).
CPU
Central Processing Unit (центральный процессор) — основной вычислительный компонент компьютера, выполняющий машинные инструкции операционной системы и приложений. Состоит из арифметико-логического устройства (ALU), управляющего устройства (CU) и регистров. Современные CPU многопоточные и многоядерные.
CQRS
CQRS — Command Query Responsibility Segregation, разделение ответственности команд и запросов.
Credential Manager
Credential Manager — системный компонент (например, в Windows), управляющий хранением и использованием учётных данных (логины, пароли, сертификаты).
CredMan
CredMan — Credential Manager, менеджер учётных данных в Windows.
CRITICAL
CRITICAL : критическая ошибка, требующая немедленного внимания.
CRM
CRM — Customer Relationship Management, управление взаимоотношениями с клиентами. Это и класс ПО, и бизнес-стратегия, направленная на повышение лояльности, удержание и монетизацию клиентской базы.
Chromium
Chromium — open-source проект браузера, лежащий в основе Google Chrome, Microsoft Edge, Brave и др.
CRTP
CRTP — Curiously Recurring Template Pattern, «странный повторяющийся шаблон». Это идиома C++, позволяющая реализовать статический полиморфизм (без виртуальных вызовов) через наследование от шаблонного базового класса, параметризованного производным типом.
CRUD
CRUD — акроним, обозначающий четыре базовые функции, используемые при работе с базами данных: создание (англ. create), чтение (read), модификация (update), удаление (delete). Введён Джеймсом Мартином (англ. James Martin) в 1983 году как стандартная классификация функций по манипуляции данными. В SQL этим функциям, операциям соответствуют операторы Insert (создание записей), Select (чтение записей), Update (редактирование записей), Delete (удаление записей). В системах, реализующих доступ к базе данных через API в стиле REST, эти функции реализуются зачастую (но не обязательно) через HTTP-методы PUT, POST, GET, PATCH, DELETE.
CSD
CSD (Computational Storage Device — вычислительное устройство хранения) — класс накопителей (SSD, NVM), в которые встроены вычислительные ядра (CPU, FPGA, ASIC) для выполнения операций непосредственно на данных до их передачи хост-системе. Идея: снизить задержки, пропускную способность шины и энергопотребление, переместив вычисления ближе к данным («вычисления у данных», compute near data). Примеры задач: фильтрация, агрегация, предварительная обработка, криптография, инференс лёгких моделей ИИ. CSD реализуется через стандартизированные интерфейсы (NVMe Computational Storage, Open Channel SSD) и требует поддержки на уровне ОС и приложений. Это перспективное направление для big data, edge computing и high-frequency trading, где «движение данных» становится узким местом.
CSP
CSP (Computational Storage Processor — вычислительный процессор хранения) — компонент или отдельное устройство в архитектуре вычислительного хранения, реализующее непосредственно вычислительные функции. CSP может быть встроен в контроллер SSD (как в CSD), быть отдельной платой расширения (PCIe-карта с NVM и CPU), или представлять собой гибридный модуль памяти (например, на базе CXL). CSP выполняет задачи, заданные хост-системой через специализированные команды, используя локальные ресурсы (память, ускорители), и возвращает только результат, а не сырые данные. Такой подход радикально снижает I/O-нагрузку и ускоряет выполнение data-centric workload'ов. CSP — ключевой элемент эволюции от «глупых дисков» к «умным хранилищам».
CSS
Cascading Style Sheets — формальный язык, используемый для описания внешнего вида (стиля) документов, написанных на языках разметки (в первую очередь HTML и XML). Позволяет отделить представление от структуры, обеспечивая единообразие оформления, адаптивность и поддержку различных устройств вывода.
CTF
Capture The Flag — игровой режим в многопользовательских шутерах, где команды соревнуются за захват и возврат флага противника в свою базу. Также термин используется в кибербезопасности: соревнования (CTF-конкурсы), где участники решают задачи по поиску уязвимостей, криптоанализу, реверс-инжинирингу и восстановлению «флагов» (уникальных строк).
CUDA
CUDA (Compute Unified Device Architecture) — проприетарная платформа и язык программирования от NVIDIA, позволяющая использовать графические процессоры (GPU) для общих вычислений (GPGPU — General-Purpose computing on GPU). CUDA включает: расширения языка C/C++ (ядра — kernels, запускаемые тысячами потоков параллельно), библиотеки (cuBLAS, cuFFT, cuDNN), инструменты отладки и профилирования. Архитектура CUDA построена на иерархии: потоки объединены в варпы (32 потока), варпы — в блоки, блоки — в гриды; каждый блок выполняется на одном SM (Streaming Multiprocessor) GPU. CUDA стала де-факто стандартом для высокопроизводительных вычислений, глубокого обучения и научного моделирования благодаря своей зрелости, экосистеме и производительности на аппаратных ускорителях NVIDIA.
cuDNN
cuDNN (CUDA Deep Neural Network library) — высокооптимизированная библиотека примитивов для глубокого обучения от NVIDIA, работающая поверх CUDA.
CVCS
CVCS — Centralized Version Control System, централизованная система контроля версий. В такой системе существует один главный репозиторий (сервер), содержащий всю историю изменений; клиенты извлекают рабочие копии (check out) и отправляют изменения (commit) только на этот сервер.
CXL
CXL (Compute Express Link) — открытый высокоскоростной интерфейс и протокол, разработанный консорциумом (Intel, Microsoft, Google и др.), предназначенный для соединения CPU с ускорителями (GPU, FPGA), памятью и устройствами хранения с низкой задержкой и когерентным доступом. CXL основан на физическом уровне PCIe 5.0/6.0, но добавляет три протокола: CXL.io (совместимость с PCIe), CXL.cache (когерентный кэш для CPU), CXL.mem (доступ к памяти устройства как к расширению основной). Это позволяет создавать гибкие, масштабируемые системы: выделять память GPU под ОЗУ, подключать дисагрегированную (разобщённую) память, подключать вычислительные ускорители с минимальными накладными расходами. CXL призван решить проблему «памяти и пропускной способности» в data-centric вычислениях и заменить устаревшие интерфейсы вроде QPI/UPI в некоторых сценариях.
Cyberpunk 2077
Cyberpunk 2077: RPG от CD Projekt RED, основанная на настольной ролевой игре Cyberpunk 2020. Действие происходит в неоновом мегаполисе Найт-Сити и сочетает элементы шутера от первого лица, открытого мира и глубокого кастомизирования персонажа. Игра известна сложным запуском (технические проблемы на консолях прошлого поколения) и последующей масштабной доработкой через патчи и дополнение Phantom Liberty.
Cya
Сокращение от англ. see ya (разговорное от see you), что означает «увидимся» или «до встречи». Используется в неформальном цифровом общении, чатах и игровых средах. Не имеет технического значения в IT.
Cyclic Redundancy Check (CRC)
Алгоритм проверки целостности данных, основанный на вычислении контрольной суммы с использованием полиномиального деления по модулю 2. Широко применяется в сетевых протоколах (Ethernet, ZIP, PNG) для обнаружения случайных ошибок при передаче или хранении данных. Не предназначен для защиты от злонамеренных изменений (в отличие от криптографических хешей).