Перейти к основному содержимому

Q

Q-Flash

Функция, реализованная в BIOS некоторых материнских плат (Gigabyte), позволяющая обновить микропрограмму BIOS без загрузки операционной системы — прямо из UEFI Setup или даже при отсутствии CPU/RAM (в режиме Q-Flash Plus).

QA

Quality Assurance (обеспечение качества): дисциплина, направленная на систематическое предотвращение дефектов в программном обеспечении посредством внедрения процессов, стандартов и методик на всех этапах жизненного цикла разработки. В отличие от тестирования (testing), которое ориентировано на выявление дефектов, QA фокусируется на улучшении процессов для минимизации их возникновения.

QCOW2

QCOW2 (QEMU Copy-On-Write 2) — формат образов виртуальных дисков, разработанный для QEMU/KVM.

QEMU

QEMU (Quick Emulator): программный эмулятор и виртуализатор процессоров с открытым исходным кодом, способный эмулировать полные системы (system emulation) или отдельные пользовательские процессы (user-mode emulation). Поддерживает широкий спектр архитектур, включая x86, ARM, MIPS и RISC-V. Часто используется совместно с гипервизорами, такими как KVM, для обеспечения аппаратно-ускоренной виртуализации.

QLC

Quad-Level Cell — NAND, хранящая 4 бита в ячейке (16 уровней напряжения).

Q-learning

Q-learning: модельно-независимый алгоритм обучения с подкреплением, основанный на построении функции ценности действия (Q-function), которая оценивает ожидаемую полезность выполнения определённого действия в заданном состоянии. Алгоритм обновляет значения Q-функции итеративно на основе получаемых вознаграждений и последующих оптимальных действий, что позволяет агенту со временем выработать оптимальную политику поведения без предварительного знания модели среды.

QR-код

QR-код (Quick Response code): двухмерный матричный штрихкод, разработанный компанией Denso Wave в 1994 году. Обеспечивает высокую плотность хранения данных и быстрое распознавание за счёт наличия позиционирующих меток в трёх углах. Поддерживает кодирование текста, чисел, бинарных данных и символов в кодировке UTF-8. Широко применяется для передачи URL, контактной информации, платёжных реквизитов и других структурированных данных.

QoS

Quality of Service (качество обслуживания): совокупность механизмов и политик в компьютерных сетях, направленных на управление трафиком для обеспечения гарантированных характеристик передачи, таких как пропускная способность, задержка, джиттер и вероятность потери пакетов. Используется для приоритезации критически важных сервисов (например, VoIP, видеоконференций) над менее чувствительными к задержкам приложениями.

Qt

Qt: кроссплатформенный фреймворк для разработки приложений с графическим интерфейсом и без него, написанный на C++ с поддержкой привязок к другим языкам (Python, Rust и др.). Предоставляет обширную библиотеку компонентов для работы с GUI, сетью, базами данных, мультимедиа, а также инструменты для разработки (Qt Creator). Широко применяется в промышленной автоматизации, встраиваемых системах и настольных приложениях.

QTE

QTE (Quick Time Events): интерактивные игровые события, требующие от игрока выполнения определённых действий (например, нажатия клавиш или комбинаций) в ограниченный промежуток времени. Используются для усиления кинематографичности сцен или введения элементов рефлекторного взаимодействия в повествовательные игры.

Query

Запрос: формализованное обращение к системе (например, базе данных, API или поисковому движку) с целью извлечения, модификации или управления данными. В контексте реляционных СУБД запросы формулируются на языке SQL и могут включать операции выборки (SELECT), вставки (INSERT), обновления (UPDATE) и удаления (DELETE).

Quest

Quest (квест): в игровой индустрии — структурированное задание или серия заданий, выдаваемых игроку с целью достижения определённой цели, часто сопровождаемое сюжетным контекстом, наградой и условиями завершения. В более широком смысле может обозначать исследовательский или обучающий проект с чётко определёнными этапами и результатами.

Queue

Структура данных по принципу «первым пришёл — первым ушёл» (FIFO, First In, First Out). Элементы добавляются в конец очереди (enqueue) и извлекаются из её начала (dequeue). Очереди широко применяются в асинхронных системах, планировщиках задач, буферизации данных, обработке событий и реализации алгоритмов обхода (например, поиск в ширину). Реализации могут быть основаны на связных списках или кольцевых буферах для обеспечения эффективности.

Quake

Quake: серия компьютерных игр в жанре шутера от первого лица, разработанная компанией id Software. Первая часть, выпущенная в 1996 году, ввела трёхмерный игровой движок с истинной 3D-графикой (в отличие от псевдо-3D в Doom), поддержкой сетевой игры и модификаций. Движок Quake стал основой для множества последующих проектов и оказал значительное влияние на развитие игровой индустрии.

Query Language

Язык запросов: формальный язык, предназначенный для формулирования запросов к базам данных или другим структурированным хранилищам данных. Наиболее известный пример — SQL (Structured Query Language). Существуют также декларативные (например, XPath, SPARQL) и процедурные языки запросов, используемые в специализированных системах.

Queue

Queue — очередь (FIFO-структура данных), также используется в системах обмена сообщениями (Kafka, RabbitMQ).

Query Optimizer

Оптимизатор запросов: компонент СУБД, отвечающий за выбор наиболее эффективного плана выполнения запроса на основе статистики данных, индексов и ресурсов системы. Производит трансформации запроса (например, изменение порядка соединений, выбор метода соединения), чтобы минимизировать время выполнения и потребление ресурсов.

Quine

Quine: программа, которая при запуске выводит собственный исходный код без внешних данных или доступа к файловой системе. Является примером самореферентного объекта и используется в теоретической информатике для иллюстрации свойств вычислимости и рекурсии. Название происходит от имени философа Уилларда Ван Ормана Куайна.

QWERTY

QWERTY: наиболее распространённая раскладка клавиатуры латинского алфавита, названная по первым шести буквам верхнего ряда. Изначально разработана для механических пишущих машинок XIX века с целью предотвращения залипания рычагов за счёт разнесения часто используемых букв. Несмотря на появление альтернатив (Dvorak, Colemak), остаётся стандартом де-факто в англоязычных странах и влияет на эргономику ввода текста.

Quantum Computing

Квантовые вычисления: область информатики, использующая принципы квантовой механики (суперпозиция, запутанность, интерференция) для выполнения вычислений. Квантовые биты (кубиты) могут находиться в состоянии, представляющем одновременно 0 и 1, что теоретически позволяет решать определённые задачи (факторизация, оптимизация, моделирование квантовых систем) экспоненциально быстрее, чем на классических компьютерах.

Quantum Supremacy

Квантовое превосходство: экспериментально подтверждённая способность квантового компьютера решить задачу, которая практически невыполнима для любого классического суперкомпьютера за разумное время. Термин введён Джоном Прескиллом; первое заявление о достижении такого превосходства было сделано Google в 2019 году с процессором Sycamore.

QuickSort

QuickSort: эффективный рекурсивный алгоритм сортировки, основанный на принципе «разделяй и властвуй». Выбирается опорный элемент (pivot), относительно которого массив разбивается на две части: элементы меньше опорного и больше него. Затем рекурсивно сортируются подмассивы. В среднем имеет временную сложность O(n log n), но в худшем случае — O(n²). Широко используется благодаря хорошей кэш-локальности и возможности реализации на месте (in-place).

Query Cache

Кэш запросов: механизм в СУБД или веб-приложениях, предназначенный для временного хранения результатов выполнения запросов с целью ускорения повторных обращений. Применяется при высокой частоте повторяющихся запросов и относительно статичных данных. Требует стратегий инвалидации при изменении исходных данных для обеспечения консистентности.