Перейти к основному содержимому

M

MAC Address

MAC Address (Media Access Control Address) — уникальный аппаратный идентификатор сетевого интерфейса, присваиваемый производителем. Используется на канальном уровне (L2) модели OSI для доставки кадров внутри одного сегмента сети. Представлен в виде шестнадцатеричной строки (например, 00:1A:2B:3C:4D:5E).

Machine Learning

Machine Learning (машинное обучение) — подраздел искусственного интеллекта, посвящённый разработке алгоритмов, способных обучаться на данных без явного программирования. Основные парадигмы: обучение с учителем (supervised), без учителя (unsupervised), с подкреплением (reinforcement learning).

Mario

Mario — культовый персонаж и франшиза Nintendo, созданная Сигэру Миямото. Охватывает жанры платформера (Super Mario Bros.), гонок (Mario Kart), спорта (Mario Tennis), RPG (Paper Mario) и головоломок. Является одним из самых узнаваемых игровых брендов в мире.

MariaDB

MariaDB — реляционная система управления базами данных с открытым исходным кодом, ответвление MySQL, созданное её первоначальным разработчиком Микаэлем Видениусом. Сохраняет совместимость с MySQL на уровне API и протокола, но предлагает улучшенную производительность, новые движки хранения (Aria, ColumnStore) и независимость от Oracle.

Marvel

Marvel — медиафраншиза и издательство комиксов (Marvel Comics), широко представленная в видеоиграх через лицензирование (например, Marvel’s Spider-Man, Marvel vs. Capcom, X-Men Legends).

Mass Effect

Mass Effect — серия научно-фантастических RPG от BioWare, построенная на оригинальной вселенной с выбором диалогов, моралью, тактическими боями и масштабным сюжетом о борьбе с древними машинными формами жизни — Жнецами.

Masterpiece

Masterpiece — в игровом и медиаконтексте: произведение, признанное выдающимся по качеству дизайна, нарратива, геймплея или влияния на индустрию (например, The Last of Us, Chrono Trigger, Portal).

MAUI

MAUI — Multi-platform App UI, кроссплатформенный фреймворк Microsoft для создания нативных приложений под Windows, macOS, iOS, Android и даже Blazor Hybrid из единой кодовой базы на C#/.NET.

Max Payne

Max Payne — серия нео-нуарных шутеров от Remedy Entertainment и Rockstar Games, известная использованием эффекта «пулевого времени» (bullet time), мрачным нарративом и нуарной стилистикой.

MBR

MBR (Master Boot Record — главная загрузочная запись) — первый сектор (512 байт) на блочном устройстве, используемый в BIOS-системах для инициализации загрузки.

MCH

Memory Controller Hub — элемент архитектуры Intel до 2008 года (до Nehalem), выполнявший роль «северного моста»: обеспечивал взаимодействие CPU с оперативной памятью (через FSB) и видеоподсистемой (через AGP/PCIe).

MD5

MD5 (англ. Message Digest 5) — 128-битный алгоритм хеширования, разработанный профессором Рональдом Л. Ривестом из Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT) в 1991 году. Предназначен для создания «отпечатков» или дайджестов сообщения произвольной длины и последующей проверки их подлинности. Широко применялся для проверки целостности информации и хранения хешей паролей.

Medal of Honor

Medal of Honor — серия шутеров от Electronic Arts, посвящённая военным конфликтам (Вторая мировая война, Афганистан). Известна исторической достоверностью, сотрудничеством с военными экспертами и вкладом в популярность WWII-шутеров в 1990–2000-х.

Megaman

Mega Man (в Японии — Rockman) — классическая серия платформеров от Capcom, характеризующаяся сложным геймплеем, возможностью копирования оружия побеждённых боссов и иконичным дизайном персонажа.

Memcached

Memcached — программное обеспечение, реализующее сервис кэширования данных в оперативной памяти на основе хеш-таблицы.

MEME

MEME — в цифровой культуре: идея, изображение, видео или текст, быстро распространяющиеся через интернет и подвергающиеся модификации. В игровом контексте часто связаны с абсурдными или культовыми моментами (например, «Ugandan Knuckles», «All your base are belong to us»).

Memory Stick (MS)

Memory Stick (MS) — носитель информации на основе технологии флеш-памяти от корпорации Sony. Карты памяти Memory Stick используются в видеокамерах, цифровых фотоаппаратах, персональных компьютерах, принтерах, игровых приставках PlayStation, сотовых телефонах и других электронных устройствах различных фирм (преимущественно самой компании Sony).

MESI

Modified, Exclusive, Shared, Invalid — протокол когерентности кэшей, обеспечивающий согласованность данных между кэшами разных ядер.

Metal Gear Solid

Metal Gear Solid — серия стелс-экшенов от Хидео Кодзимы (Konami), сочетающая шпионский сюжет, философские темы, кинематографичность и инновационные механики скрытности. Является основоположником жанра стелс-игр.

Metroid

Metroid — серия экшен-платформеров от Nintendo, заложившая основы жанра «метроидвания»: нелинейное исследование мира, получение новых способностей для доступа к ранее недоступным зонам, минималистичный нарратив. Главная героиня — Сэмус Аран.

Microservice

Microservice (микросервис) — архитектурный стиль, при котором приложение строится как набор мелких, слабосвязанных, независимо развертываемых сервисов, каждый из которых отвечает за конкретную бизнес-функцию и взаимодействует через API (часто REST или gRPC).

Microsoft

Microsoft — американская технологическая корпорация, основанная в 1975 году Биллом Гейтсом и Полом Алленом. Известна операционными системами Windows, офисным пакетом Microsoft Office, облачной платформой Azure, игровой консолью Xbox и разработкой языков (C#, TypeScript, F#).

Microsoft Visual Studio

Microsoft Visual Studio — линейка систем разработки программного обеспечения от компании Microsoft. В своем составе имеют интегрированную среду разработки (IDE) и ряд других инструментов.

Microsoft SQL Server

Microsoft SQL Server — система управления реляционными базами данных (РСУБД), разработанная корпорацией Microsoft. Основной используемый язык запросов — Transact-SQL, создан совместно Microsoft и Sybase. Transact-SQL является реализацией стандарта ANSI/ISO по структурированному языку запросов (SQL) с расширениями. Используется для работы с базами данных размером от персональных до крупных баз данных масштаба предприятия; конкурирует с другими СУБД в этом сегменте рынка.

Middleware

Middleware — программное обеспечение, расположенное между операционной системой и приложениями, обеспечивающее взаимодействие, интеграцию или абстракцию сервисов. Примеры: ORM (например, Entity Framework), брокеры сообщений (RabbitMQ), игровые движки (Unity), API-шлюзы.

MID

MID (MapInfo Interchange Format) — текстовый формат обмена семантическими (атрибутивными) данными в ГИС-платформе MapInfo. Обычно сопровождается файлом .MIF, содержащим геометрию. Используется для переноса табличных данных между системами.

MIF

MIF (MapInfo Interchange Format) — текстовый формат обмена графической (геометрической) информацией в MapInfo. Содержит описание точек, линий, полигонов и стилистики. Используется в паре с .MID для полного обмена геоданными.

MIL-STD

MIL-STD — Military Standard, военный стандарт США.

Might and Magic

Might and Magic — серия фэнтезийных компьютерных RPG от New World Computing (ныне Ubisoft), сочетающая пошаговые и realtime-сражения, глубокую проработку мира и подсерии героев (Heroes of Might and Magic).

Minecraft

Minecraft — sandbox-игра от Mojang Studios (ныне Microsoft), основанная на процедурной генерации мира и блочном строительстве. Поддерживает выживание, творческий режим, модификации и образовательные сценарии (Minecraft: Education Edition).

ML.NET

ML.NET — кроссплатформенный фреймворк машинного обучения с открытым исходным кодом от Microsoft, встроенный в экосистему .NET. Позволяет добавлять ML-функциональность в приложения на C#, F#, VB.NET без выхода из привычной среды.

MLC

Multi-Level Cell — NAND-память, хранящая 2 бита в ячейке (четыре уровня напряжения).

MMO

MMO (Massively Multiplayer Online) — жанр онлайн-игр с одновременным участием сотен или тысяч игроков в едином виртуальном мире. Поджанры: MMORPG (World of Warcraft), MMORTS, MMOFPS.

MMR

MMR (Matchmaking Rating) — скрытый численный показатель, используемый системами подбора игроков для оценки навыка и обеспечения сбалансированных матчей. Основан на алгоритмах вроде Elo, Glicko или TrueSkill.

MMU

Memory Management Unit — аппаратный блок, преобразующий виртуальные адреса (используемые процессом) в физические (в RAM).

Mock-объект

Mock-объект (от англ. mock object, дословно — «объект-пародия», «объект-имитация», а также «подставка») — в объектно-ориентированном программировании — тип объектов, реализующих заданные аспекты моделируемого программного окружения.

Modbus

Modbus — промышленный протокол обмена данными, разработанный Modicon (ныне Schneider Electric) в 1979 г. для связи PLC с периферией. Открытый, простой, устойчивый — до сих пор широко применяется.

Mode

Mode — состояние или конфигурация системы, приложения или игры, определяющее доступные действия или поведение. Примеры: режим отладки, безопасный режим, режим бога (god mode), режим разработчика.

Model-View-Presenter (MVP)

Model-View-Presenter (MVP) — шаблон проектирования, производный от MVC, который используется в основном для построения пользовательского интерфейса. Элемент Presenter в данном шаблоне берёт на себя функциональность посредника (аналогично контроллеру в MVC) и отвечает за управление событиями пользовательского интерфейса (например, использование мыши) так же, как в других шаблонах обычно отвечает представление.

Model-View-ViewModel (MVVM)

Model-View-ViewModel (MVVM) — шаблон проектирования архитектуры приложения. Шаблон MVVM делится на три части:

  • Модель (англ. Model) (так же, как в классической MVC) представляет собой логику работы с данными и описание фундаментальных данных, необходимых для работы приложения.
  • Представление (англ. View) — графический интерфейс (окна, списки, кнопки и т. п.). Выступает подписчиком на событие изменения значений свойств или команд, предоставляемых Моделью Представления. В случае, если в Модели Представления изменилось какое-либо свойство, то она оповещает всех подписчиков об этом, и Представление, в свою очередь, запрашивает обновлённое значение свойства из Модели Представления. В случае, если пользователь воздействует на какой-либо элемент интерфейса, Представление вызывает соответствующую команду, предоставленную Моделью Представления.
  • Модель Представления (англ. ViewModel) — с одной стороны, абстракция Представления, а с другой — обёртка данных из Модели, подлежащиx связыванию. То есть, она содержит Модель, преобразованную к Представлению, а также команды, которыми может пользоваться Представление, чтобы влиять на Модель.

Mojang Studios

Mojang Studios — шведская игровая студия, основанная Маркусом Перссоном (Notch), разработчик Minecraft. Приобретена Microsoft в 2014 году. Известна философией открытости, поддержкой моддинга и образовательных инициатив.

MongoDB

MongoDB — документоориентированная NoSQL-система управления базами данных с открытым ядром. Хранит данные в формате BSON (бинарный JSON), поддерживает горизонтальное масштабирование (шардинг), индексацию, агрегации и гибкую схему. Широко используется в веб- и мобильных приложениях.

Mono

Mono — свободная реализация платформы .NET с открытым исходным кодом, совместимая с ECMA-334 и ECMA-335. Позволяет запускать .NET-приложения на Linux, macOS и других платформах. Использовалась как основа для Unity Scripting Runtime до перехода на .NET Standard.

Monster Hunter

Monster Hunter — серия кооперативных экшен-RPG от Capcom, сосредоточенная на охоте за гигантскими монстрами, крафте экипировки из их частей и тактическом бою с акцентом на подготовку и позиционирование.

Mortal Kombat

Mortal Kombat — серия файтингов от NetherRealm Studios (ранее Midway), известная реалистичной (для своего времени) графикой, кровавыми «фаталити» и глубокой лор-вселенной, основанной на мифологии и конфликте между мирами.

MoSCoW

MoSCoW — метод приоритизации требований, часто используемый в DSDM и Agile.

MOSFET

Metal-Oxide-Semiconductor Field-Effect Transistor — полевой транзистор с изолированным затвором, используемый в качестве электронного ключа в импульсных источниках питания, в том числе в VRM.

MP

MP — может означать:

  • Multiplayer — многопользовательский режим в играх;
  • Magic Points / Mana Points — ресурс для использования заклинаний или способностей;
  • Message Passing — механизм взаимодействия между процессами или потоками.

MPEG

MPEG (Moving Picture Experts Group — группа экспертов по движущимся изображениям) — комитет ISO/IEC, разрабатывающий стандарты сжатия аудио и видео.

MQTT

MQTT — MQ Telemetry Transport, лёгкий протокол публикации/подписки для IoT и M2M-коммуникаций. Разработан Энди Станфорд-Кларком (IBM) в 1999 г. для мониторинга нефтепроводов по спутниковой связи с высокой latency и низкой пропускной способностью.

MSA

MSA — Microservices Architecture, архитектура на основе микросервисов. Подход к проектированию ПО как набора небольших, независимо развёртываемых сервисов, организованных вокруг бизнес-возможностей.

MS-DOS

MS-DOS (англ. MicroSoft Disk Operating System) — однозадачная дисковая операционная система для компьютеров на базе архитектуры x86 с текстовым пользовательским интерфейсом. MS-DOS положила начало семейству DOS-совместимых операционных систем и была самой популярной операционной системой для IBM PC-совместимых компьютеров с 1980-х до середины 1990-х годов, пока её не вытеснили операционные системы с графическим пользовательским интерфейсом, в основном из семейства Microsoft Windows.

MVC

MVC (Model-View-Controller) — архитектурный шаблон проектирования, разделяющий приложение на три компонента:

  • Model — логика данных и бизнес-правила,
  • View — представление (UI),
  • Controller — посредник между Model и View, обрабатывающий ввод.
    Широко используется в веб-фреймворках (ASP.NET MVC, Ruby on Rails, Django — частично).

MVCC

MVCC (англ. multiversion concurrency control — управление параллельным доступом посредством многоверсионности) — один из механизмов СУБД для обеспечения параллельного доступа к базам данных, заключающийся в предоставлении каждому пользователю так называемого «снимка» базы, обладающего тем свойством, что вносимые пользователем изменения невидимы другим пользователям до момента фиксации транзакции. Этот способ управления позволяет добиться того, что пишущие транзакции не блокируют читающих, и читающие транзакции не блокируют пишущих.

MVP (Minimum Viable Product)

MVP — Minimum Viable Product, минимально жизнеспособный продукт. Концепция, введённая Эриком Рисом в Lean Startup, обозначающая версию продукта с наименьшим набором функций, достаточным для проверки гипотезы ценности у реальных пользователей.

MVVM

MVVM (Model-View-ViewModel) — архитектурный паттерн, расширяющий MVC, где ViewModel обеспечивает привязку данных (data binding) между View и Model, упрощая тестирование и отделение UI от логики. Популярен в WPF, Xamarin, Angular.

MXAA

MXAA (Multi-Resolution Anti-Aliasing) — устаревшая технология сглаживания, разработанная NVIDIA для архитектуры Tesla (GeForce 8/9 серии). В отличие от стандартного MSAA (Multi-Sampling AA), MXAA применяла сглаживание на разных разрешениях для разных частей изображения: высокое разрешение — для объектов в фокусе, низкое — для периферии или фоновых объектов. Цель — сэкономить видеопамять и вычислительные ресурсы без явного падения качества. Однако MXAA не получила широкого распространения из-за сложности интеграции в игры и появления более эффективных методов (FXAA, TAA, DLSS). Сегодня термин практически не используется.

MySQL

MySQL — реляционная система управления базами данных с открытым исходным кодом, разработанная MySQL AB, затем приобретённая Sun Microsystems, а позже Oracle. Широко используется в веб-приложениях благодаря простоте, скорости и совместимости с LAMP-стеком.