L
L1I
Level 1 Instruction Cache — кэш первого уровня для инструкций.
L1D
Level 1 Data Cache — кэш первого уровня для данных.
LAMP
LAMP — стек программного обеспечения с открытым исходным кодом для веб-разработки, состоящий из:
- Linux (операционная система),
- Apache (веб-сервер),
- MySQL (реляционная СУБД),
- PHP/Perl/Python (языки серверной разработки).
Альтернативные варианты: LEMP (Nginx вместо Apache), WAMP (Windows вместо Linux).
LAN
LAN (Local Area Network) — локальная вычислительная сеть, объединяющая устройства в пределах ограниченной географической зоны (офис, дом, здание). Характеризуется высокой скоростью передачи данных, низкой задержкой и использованием протоколов Ethernet/Wi-Fi. В играх — режим мультиплеера без интернета.
Language Integrated Query (LINQ)
Language Integrated Query (LINQ) — проект Microsoft по добавлению синтаксиса языка запросов, напоминающего SQL, в языки программирования платформы .NET Framework. Используя некоторые новые особенности языка, LINQ позволяет использовать SQL-подобный синтаксис непосредственно в коде программы, написанной, например, на языке C#
LaTeX
LaTeX — система компьютерной вёрстки на основе TeX, предназначенная для создания научных и технических документов с высоким качеством типографики, особенно сложных формул, таблиц и библиографий. Ориентирована на декларативное описание структуры документа.
LBA
LBA (Logical Block Addressing — логическая адресация блоков) — метод обращения к данным на блочных устройствах (жёстких дисках, SSD), при котором каждый сектор (блок) нумеруется последовательно одним целым числом, начиная с 0. Пришла на смену CHS (Cylinder-Head-Sector — цилиндр-головка-сектор), которая была сложна для больших дисков и зависела от физической геометрии. LBA абстрагирует программное обеспечение от аппаратных деталей: ОС и приложения работают с «плоским» адресным пространством, а контроллер диска сам преобразует LBA в физические координаты.
LBA-адрес
LBA-адрес — конкретное числовое значение (например, 1024), указывающее позицию логического блока на устройстве хранения. В контексте ОС и приложений это — адрес данных, не зависящий от физического расположения. Файловые системы отображают логические адреса файлов (например, смещение в байтах) на LBA-адреса секторов через метаданные (таблицы размещения, extent-карты). Утилиты низкого уровня (dd, hdparm, nvme-cli) позволяют читать/писать напрямую по LBA-адресам, что полезно для диагностики, восстановления данных или криминалистики. Для SSD LBA — виртуальный адрес: контроллер преобразует его в физический адрес NAND-ячеек с учётом wear leveling и garbage collection.
LC
LC — Least Connections, алгоритм балансировки нагрузки. При этом методе новый запрос направляется на сервер с наименьшим числом активных соединений на момент принятия решения.
League of Legends
League of Legends (LoL) — многопользовательская онлайн-боевая арена (MOBA) от Riot Games. Две команды по пять игроков сражаются за разрушение базы противника, управляя уникальными персонажами (чемпионами) с прокачиваемыми способностями.
Leave
Leave — команда или действие выхода из сессии, чата, игры или группы. В игровом контексте часто сопровождается негативной коннотацией при несвоевременном использовании.
Leaver
Leaver — игрок, покидающий матч до его завершения, что нарушает правила fair play и часто карается системой (например, временной блокировкой поиска игры).
Leeeroy Jenkins!
Leeeroy Jenkins! — культовый игровой мем из World of Warcraft (2005), иллюстрирующий импульсивное и необдуманное действие в ущерб командной тактике. Произнесён персонажем при внезапной атаке на противника без координации.
Left 4 Dead
Left 4 Dead — кооперативный шутер от Valve, посвящённый выживанию в зомби-апокалипсисе. Отличается динамической AI-режиссурой, создающей адаптивные волны заражённых, и необходимостью тесного взаимодействия в команде из четырёх игроков.
Lending
Lending — кредитование.
LESS
LESS (Leaner Style Sheets, компактная таблица стилей) — это динамический язык стилей, который разработал Alexis Sellier. Он создан под влиянием языка стилей Sass, и, в свою очередь, оказал влияние на его новый синтаксис «SCSS», в котором также использован синтаксис, являющийся расширением СSS.
LFG
LFG (Looking for Group) — фраза, используемая в многопользовательских играх для поиска команды для прохождения контента (данж, рейд, миссия).
LFM
LFM (Looking for More) — уточнение к LFG, означающее, что группа уже частично сформирована, но требуется дополнительное количество игроков.
Library
Library (библиотека) — совокупность предварительно скомпилированного кода (функций, классов, ресурсов), предназначенная для повторного использования в программных проектах. Отличается от фреймворка тем, что вызывается программой, а не управляет её потоком выполнения. Примеры: NumPy (Python), lodash (JavaScript), Boost (C++).
Linter
Linter — инструмент статического анализа исходного кода, выявляющий стилистические нарушения, потенциальные ошибки, неиспользуемые переменные и отклонения от принятых стандартов (например, PEP 8, ESLint, RuboCop).
Linux
Linux — семейство Unix-подобных операционных систем с открытым ядром (kernel), разработанным Линусом Торвальдсом в 1991 году. Используется в серверах, встраиваемых системах, суперкомпьютерах и настольных ПК. Распространяется в виде дистрибутивов (Debian, Ubuntu, Fedora, Arch и др.).
LLC
Last-Level Cache — кэш-память наименьшего уровня (обычно L3), разделяемая между всеми ядрами одного сокета.
LLM
Large Language Model — класс нейросетевых моделей, обученных на огромных текстовых корпусах для генерации и понимания естественного языка.
Load
Load — в контексте вычислений: мера загруженности системы, отражающая среднее количество процессов, находящихся в состоянии выполнения или ожидающих ресурсов CPU за определённый интервал (обычно за 1, 5 и 15 минут). В Linux доступна через /proc/loadavg.
Load/Store Unit
Блок процессора, отвечающий за загрузку данных из памяти в регистры (Load) и запись из регистров в память (Store).
Loading
Loading — процесс инициализации и загрузки ресурсов (текстур, моделей, данных, модулей) в память перед началом работы приложения или переходом к новому уровню в игре. Может сопровождаться индикатором прогресса.
Loan
Loan — заём (денежный).
Local Storage
Local Storage — веб-API, предоставляющее механизм сохранения данных в браузере пользователя в виде пар «ключ — значение» с неограниченным сроком хранения (в отличие от sessionStorage). Данные привязаны к источнику (origin) и не отправляются на сервер.
Log
Log (журнал) — последовательная запись событий, операций, ошибок или состояний системы, приложения или устройства. Используется для диагностики, аудита, мониторинга и анализа поведения. Форматы: plain text, JSON, syslog.
Logging
Logging — процесс генерации и записи логов. В профессиональной разработке реализуется через библиотеки (log4j, Winston, Serilog) с уровнями важности: DEBUG, INFO, WARN, ERROR, FATAL.
LOL
LOL (Laughing Out Loud) — сетевой сленг, означающий громкий смех. Используется в чатах, форумах и играх для выражения веселья или иронии.
LMAO
LMAO (Laughing My Ass Off) — усиленная форма LOL, выражающая очень сильное веселье или абсурдность ситуации.
Lossless
Lossless — без потерь (о сжатии данных, напр. PNG, FLAC).
LSA Secrets
LSA Secrets — Local Security Authority Secrets, защищённое хранилище секретов в Windows. Это часть подсистемы LSA (Local Security Authority), ответственной за политики безопасности, аутентификацию и управление учетными данными.
Lua
Lua — лёгкий, интерпретируемый, встраиваемый язык программирования, разработанный в Бразилии (1993). Слово «Lua» означает «луна» на португальском.
LuGre
LuGre (Lund-Grenoble) — математическая модель трения «сухого скольжения» (dry friction), разработанная в 1990-х годах для точного описания эффектов:
- Статическое трение (stiction — сила, необходимая для сдвига неподвижного объекта),
- Предельное трение (breakaway — пик перед началом движения),
- Падающая характеристика (frictional lag — уменьшение силы трения при малых скоростях),
- Гистерезис (разная сила при ускорении и замедлении).
Модель основана на представлении контакта как упругой «щётки» из микроволокон, деформирующихся при движении. LuGre широко используется в мехатронике и робототехнике для компенсации трения в системах управления (например, в станках с ЧПУ, манипуляторах), так как простые модели (Кулон + вязкое трение) недостаточно точны на малых скоростях. Параметры модели идентифицируются экспериментально.
LXC
LXC (Linux Containers) — технология операционной виртуализации в Linux, позволяющая запускать изолированные пользовательские пространства (контейнеры) с общим ядром хост-системы. Предшественник и основа для Docker и systemd-nspawn.
LXD
LXD — демон и CLI-интерфейс для управления LXC-контейнерами, разработанный Canonical. Предоставляет REST API, поддержку образов, миграции и сетевых профилей, упрощая использование контейнеров как виртуальных машин.
LZW
LZW (Lempel–Ziv–Welch) — алгоритм сжатия без потерь, используемый в форматах GIF, TIFF и ранних версиях Unix-утилиты compress. Основан на построении словаря повторяющихся последовательностей.