Перейти к основному содержимому

3

3D-графика

Графическое представление объектов в трёхмерном евклидовом пространстве с использованием трёх координат — ширины (X), высоты (Y) и глубины (Z). Включает процессы моделирования, текстурирования, освещения, рендеринга и анимации. Применяется в компьютерных играх, кинематографе, CAD-системах, виртуальной и дополненной реальности. Реализуется с помощью графических API (например, OpenGL, DirectX, Vulkan) и движков (Unity, Unreal Engine).

3D-модель

Цифровое представление трёхмерного объекта или поверхности, описываемое геометрическими данными (вершины, рёбра, грани), а также атрибутами — нормалями, UV-координатами, материалами и анимационными скелетами. Используется в индустрии развлечений, инженерном проектировании, медицине и 3D-печати. Форматы хранения включают OBJ, FBX, STL, glTF и другие.

3D-моделирование

3D-моделирование — процесс создания трёхмерной модели объекта. Задача 3D-моделирования — разработать зрительный объёмный образ желаемого объекта. При этом модель может как соответствовать объектам из реального мира (автомобили, здания, ураган, астероид), так и быть полностью абстрактной (проекция четырёхмерного фрактала).

3G

Третье поколение (3G) мобильных телекоммуникационных стандартов, разработанное Международным союзом электросвязи (ITU) в рамках инициативы IMT-2000. Обеспечивает передачу данных со скоростью до 2 Мбит/с (в стационарном режиме) и до 384 Кбит/с (в мобильном). Основные технологии: UMTS (W-CDMA), CDMA2000. Позволило массово внедрить мобильный интернет, видеосвязь и мультимедийные сервисы.

3NF (Third Normal Form)

Третья нормальная форма — условие нормализации реляционных баз данных, при котором отношение находится во второй нормальной форме (2NF), и все неключевые атрибуты не зависят транзитивно от первичного ключа. Иными словами, отсутствуют функциональные зависимости между неключевыми атрибутами. Соблюдение 3NF снижает избыточность и аномалии обновления.

3-Tier Architecture

Архитектурный паттерн клиент-серверной системы, разделяющий приложение на три логически и физически независимых уровня:

  1. Presentation tier (уровень представления) — пользовательский интерфейс и взаимодействие (веб-браузер, мобильное приложение);
  2. Application tier (уровень бизнес-логики) — обработка данных, выполнение правил предметной области, взаимодействие с нижележащим уровнем;
  3. Data tier (уровень данных) — СУБД или иное хранилище, отвечающее за сохранение и целостность информации.
    Такая декомпозиция повышает масштабируемость, безопасность и удобство сопровождения.

3GL (Third-Generation Programming Language)

Языки программирования третьего поколения — императивные или объектно-ориентированные языки высокого уровня, такие как C, Pascal, Java, C#, Python. Отличаются от 2GL (ассемблеров) машинной независимостью и приближённостью к естественному языку. Требуют компиляции или интерпретации. Основной инструмент разработки прикладного и системного ПО с 1970-х годов.

32-bit

Архитектурная характеристика вычислительной системы, указывающая, что процессор оперирует данными и адресами длиной 32 бита. В 32-битных системах максимальный адресуемый объём оперативной памяти ограничен 4 ГБ (2³² байт). Широко использовалась в 1990–2000-х годах (x86, ARMv7). Современные системы в основном перешли на 64-битную архитектуру, но 32-битные исполняемые файлы и ОС сохраняются в устаревших или встраиваемых средах.

360-Degree Video

Формат видеоконтента, записанный с использованием нескольких объективов или специализированной камеры, позволяющий зрителю интерактивно изменять направление обзора в пределах сферического поля зрения. Требует специальных алгоритмов проекции (например, equirectangular) и воспроизводится в VR-гарнитурах или с помощью интерактивных плееров. Отличается от полноценной виртуальной реальности отсутствием глубины и интерактивности с объектами.