Перейти к основному содержимому

D

D3.js

D3.js (Data-Driven Documents) — JavaScript-библиотека с открытым исходным кодом, предназначенная для визуализации данных на веб-страницах с использованием веб-стандартов HTML, SVG и CSS. Обеспечивает гибкое связывание данных с DOM и поддерживает интерактивные переходы, анимации и масштабируемые графики.

Daemon

Daemon — фоновый процесс в операционных системах Unix-подобной архитектуры, запускаемый при загрузке системы и не привязанный к терминалу или пользовательскому сеансу. Выполняет системные или прикладные задачи, такие как обработка сетевых запросов, управление печатью или мониторинг событий.

Dark Souls

Dark Souls — серия сложных action-RPG от компании FromSoftware, отличающаяся мрачной атмосферой, сложным геймплеем, нелинейной структурой мира и минималистичной подачей сюжета через окружение и предметы.

DAST

DAST — Dynamic Application Security Testing, динамическое тестирование безопасности приложений. Это метод анализа, при котором инструмент (сканер) взаимодействует с запущенным приложением как внешний атакующий: отправляет HTTP-запросы, анализирует ответы, ищет уязвимости (SQLi, XSS, SSRF, misconfigurations). Примеры: OWASP ZAP, Burp Suite, Acunetix.

Database

Database (база данных) — организованная коллекция структурированных данных, хранящихся и управляемых с помощью системы управления базами данных (СУБД). Предназначена для эффективного хранения, поиска, обновления и администрирования информации в соответствии с заданными правилами целостности и безопасности.

DAW

DAW (Digital Audio Workstation) — программное обеспечение или аппаратно-программный комплекс, предназначенный для записи, редактирования, сведения и мастеринга цифрового аудио. Примеры: Ableton Live, FL Studio, Pro Tools, Reaper.

DC

DC — может обозначать:

  • DC Comics — издательство комиксов и медиафраншиза (например, Batman: Arkham);
  • Direct Current — «постоянный ток» в контексте электроники и вычислительной техники;
  • Domain Controller — контроллер домена в сетях Windows.

DCL

DCL, Data Control Language — подмножество языка управления базами данных SQL, предназначенное для осуществления административных операций, присваивающих или отменяющих право (привилегию) использовать базу данных, таблицы и другие объекты базы данных, а также выполнять те или иные операторы SQL.

DD

DD — англ. «Damage Dealer»: роль персонажа в многопользовательских онлайн-играх (MMORPG, MOBA), ориентированная на нанесение максимального урона врагам.

DDD

DDD — Domain-Driven Design, предметно-ориентированное проектирование. Подход, предложенный Эриком Эвансом, фокусирующийся на глубоком понимании предметной области и отражении её сложности в коде.

DDL

DDL, Data Definition Language (язык описания данных) — это семейство компьютерных языков, используемых в компьютерных программах для описания структуры баз данных.

DDoS

DDoS (Distributed Denial of Service) — распределённая атака типа «отказ в обслуживании», при которой множество скомпрометированных систем (ботнет) одновременно направляют трафик на цель с целью исчерпания её ресурсов и недоступности для легитимных пользователей.

DDR

Double Data Rate — технология передачи данных по шине памяти, при которой информация передаётся по обоим фронтам тактового сигнала (на rising и falling edge), что удваивает эффективную частоту без увеличения тактовой частоты шины.

Dead or Alive

Dead or Alive — серия файтингов от Tecmo (ныне Koei Tecmo), известная динамичным геймплеем, системой «Triangle System» и акцентом на трёхмерных аренах с взаимодействующей средой.

Dead Space

Dead or Alive — серия survival horror игр от Electronic Arts, ориентированная на научно-фантастическую тематику, атмосферу изоляции, психологическое напряжение и механику «стратегической декапитации» для борьбы с инопланетными угрозами — некроморфами.

Debian

Debian — один из старейших и наиболее влиятельных дистрибутивов операционной системы Linux, созданный на принципах свободного программного обеспечения. Известен стабильностью, строгим соблюдением политик пакетирования и обширной поддержкой архитектур. Является основой для множества других дистрибутивов, включая Ubuntu.

DEBUG

DEBUG : отладка, подробная отладочная информация.

Decision Tree

Decision Tree (дерево решений) — алгоритм машинного обучения и метод анализа данных, представляющий собой древовидную структуру, в которой внутренние узлы соответствуют проверке признаков, ветви — результатам проверок, а листья — классификациям или регрессионным значениям.

Debian Package

Debian Package (.deb) — формат пакетов программного обеспечения, используемый в дистрибутивах на основе Debian (например, Ubuntu). Включает исполняемые файлы, метаданные, зависимости и скрипты установки/удаления. Управляется через систему APT.

Deep Learning

Deep Learning (глубокое обучение) — подраздел машинного обучения, основанный на искусственных нейронных сетях с множеством скрытых слоёв. Позволяет автоматически извлекать иерархические признаки из необработанных данных, применяется в компьютерном зрении, обработке естественного языка, распознавании речи и других областях.

Deferment

Deferment — отсрочка платежа.

Delta

Delta — изменение значения (например, = новое − старое).

Dependency Injection

Dependency Injection (внедрение зависимостей) — шаблон проектирования, при котором объекты получают свои зависимости извне, а не создают их самостоятельно. Упрощает тестирование, повышает модульность и снижает связанность компонентов.

Devil

Devil — может относиться к игровым сериям, персонажам или механикам, чаще всего в контексте Devil May Cry или Soulcalibur (например, «Devil Jin»). Не является самостоятельным техническим термином вне игровой индустрии.

Devil May Cry

Devil May Cry — серия экшен-игр от Capcom, сочетающая элементы хак-энд-слэш, боевика и приключенческого жанра. Известна стилизованным боем, системой рангов (Stylish Rank) и персонажем Данте.

Devil Trigger

Devil Trigger — игровая механика в серии Devil May Cry, позволяющая персонажу временно активировать демоническую форму, повышая характеристики, изменения атак и визуальный стиль.

DFD

DFD — общепринятое сокращение от англ. data flow diagrams — диаграммы потоков данных. Так называется методология графического структурного анализа, описывающая внешние по отношению к системе источники и адресаты данных, логические функции, потоки данных и хранилища данных, к которым осуществляется доступ.

DGX

DGX — серия высокопроизводительных серверных платформ от NVIDIA, специализирующихся на искусственном интеллекте и deep learning. DGX — не просто «ящик с GPU», а интегрированное решение: оптимизированное железо (множество A100/H100 GPU, соединённых NVLink/NVSwitch), предустановленное ПО (NVIDIA AI Enterprise — драйверы, контейнеры, фреймворки, библиотеки), и поддержка. DGX Station (настольная), DGX A100/H100 (шкафные) и DGX Cloud (облачная аренда) позволяют исследователям и инженерам быстро запускать масштабные тренировки нейросетей без необходимости собирать и настраивать кластер вручную. DGX — эталонная платформа для enterprise- и research-уровня ИИ-вычислений.

DHCP

DHCP (Dynamic Host Configuration Protocol) — сетевой протокол прикладного уровня, автоматизирующий назначение IP-адресов и других параметров конфигурации (маска подсети, шлюз, DNS-серверы) клиентским устройствам в TCP/IP-сети.

Diablo

Diablo — серия action RPG от Blizzard Entertainment, основанная на мрачной фэнтезийной вселенной, процедурной генерации подземелий, системе лута и кооперативном геймплее. Является ключевой для жанра ARPG.

DICE

DICE — может обозначать:

  • Digital ICE (Image Correction and Enhancement) — технология автоматического удаления пыли и царапин при сканировании плёнки;
  • EA DICE — шведская студия-разработчик игр (Battlefield, Mirror’s Edge);
  • в криптографии — не применяется как стандартная аббревиатура.

Dictionary

Dictionary (словарь) — абстрактный тип данных, реализующий ассоциативный массив, то есть коллекцию пар «ключ — значение». В языках программирования представлен как dict (Python), Map (Java, JavaScript), HashMap и др.

DID (Device ID)

DID (Device ID — идентификатор устройства) — уникальная метка, используемая для идентификации аппаратного или виртуального устройства в системе.

Diff

Diff — утилита и формат представления различий между двумя текстовыми файлами или версиями одного файла. Широко используется в системах контроля версий (например, Git) для отображения изменений.

Digital Twin

Digital Twin (цифровой двойник) — виртуальная модель физического объекта, процесса или системы, синхронизированная с ним в реальном или близком к реальному времени. Применяется в промышленности, логистике, здравоохранении и IoT.

DIMM

Dual In-line Memory Module — стандартный форм-фактор модуля оперативной памяти для настольных ПК и серверов.

DIN

DIN — Deutsches Institut für Normung, Немецкий институт по стандартизации. Аналог ANSI и ISO на национальном уровне Германии. В IT DIN редко выпускает собственные стандарты — чаще транслирует международные (ISO, IEC) с национальными примечаниями.

Discord

Discord — платформа для обмена сообщениями, голосовой и видеосвязи, изначально ориентированная на игровое сообщество, но впоследствии широко используемая для общения в профессиональных, образовательных и сообщественных целях. Поддерживает ботов, вебхуки и интеграции с внешними сервисами.

DK

DK — аббревиатура с множеством значений:

  • Dark Knight, Demon Knight, Dragon Knight, Demon King, Dragon King — игровые или фэнтезийные титулы;
  • Donkey Kong — игровая франшиза Nintendo;
  • Drift King — термин в автоспорте (дрифт).

DLL

DLL (Dynamic Link Library) — формат динамически подключаемых библиотек в операционных системах семейства Windows. Содержит код, данные и ресурсы, которые могут использоваться несколькими программами одновременно, уменьшая дублирование и объём исполняемых файлов.

DLNA

DLNA (Digital Living Network Alliance) — набор технических стандартов и рекомендаций для совместимого обмена мультимедийным контентом между устройствами в домашней сети (ПК, ТВ, смартфоны, NAS).

DLSS

DLSS (Deep Learning Super Sampling) — технология апскейлинга изображений, разработанная NVIDIA и использующая тензорные ядра (Tensor Cores) в GPU серии RTX. Вместо рендеринга кадра в полном разрешении (например, 4K), игра рендерит его в более низком (например, 1080p), а затем нейросеть, обученная на суперкомпьютере NVIDIA, восстанавливает детали, добавляет антиалиасинг и компенсирует потерю качества. В версиях DLSS 2.x и 3.x добавлены оптический поток (для интерполяции кадров) и генерация кадров (Frame Generation), что дополнительно повышает частоту кадров. DLSS — один из ключевых факторов, делающих трассировку лучей в реальном времени практически достижимой на потребительских GPU.

DMA

DMA (Direct Memory Access — прямой доступ к памяти) — механизм, позволяющий периферийным устройствам (диск, сетевая карта) обмениваться данными с оперативной памятью без участия CPU. Работает через контроллер DMA (в современных системах интегрирован в чипсет или SoC).

DMI

Direct Media Interface — высокоскоростная точка-точка шина, разработанная Intel для соединения процессора и PCH, пришедшая на смену устаревшему FSB.

DML

DML, Data Manipulation Language (язык управления (манипулирования) данными) — это семейство компьютерных языков, используемых в компьютерных программах или пользователями баз данных для получения, вставки, удаления или изменения данных в базах данных.

DMZ (Demilitarized Zone)

DMZ — Demilitarized Zone, демилитаризованная зона — сегмент сетевой инфраструктуры, изолированный от внутренней сети и публичного интернета, предназначенный для размещения серверов, требующих внешнего доступа (веб-серверы, почтовые шлюзы, API-шлюзы). Принцип: даже при компрометации сервера в DMZ злоумышленник не получает прямого доступа к внутренним ресурсам (БД, доменные контроллеры).

DNS-клиент

DNS-клиент — специализированная библиотека (или программа) для работы с DNS. В ряде случаев DNS-сервер выступает в роли DNS-клиента.

DNS-сервер

DNS-сервер — специализированное ПО для обслуживания DNS, а также компьютер, на котором это ПО выполняется. DNS-сервер может быть ответственным за некоторые зоны и/или может перенаправлять запросы вышестоящим серверам.

DNS

DNS (англ. Domain Name System «система доменных имён») — компьютерная распределённая система для получения информации о доменах. Чаще всего используется для получения IP-адреса по имени хоста (компьютера или устройства), получения информации о маршрутизации почты и/или обслуживающих узлах для протоколов в домене (SRV-запись).

Docker

Docker — платформа для создания, развёртывания и управления контейнеризированными приложениями. Обеспечивает изоляцию процессов, переносимость и воспроизводимость окружения через образы и контейнеры, основанные на функциях ядра Linux (cgroups, namespaces).

DOM

DOM (Document Object Model) — стандартное API для представления и взаимодействия с HTML- и XML-документами в виде древовидной структуры объектов. Позволяет программно читать, изменять, добавлять и удалять элементы и атрибуты документа.

DOM-деревья

DOM-деревья (Document Object Model — дерево объектной модели документа) — программная и логическая структура, представляющая HTML- или XML-документ в виде иерархии узлов (nodes), построенной по принципу «родитель—потомок». Каждый элемент (тег), атрибут, текстовый фрагмент, комментарий становятся узлом в этом дереве. Корневой узел — document, его потомок — <html>, затем <head> и <body>, и так далее. DOM даёт языкам программирования (в первую очередь JavaScript) стандартизированный способ доступа к содержимому, структуре и стилю документа: можно читать, изменять, удалять и добавлять узлы динамически, что лежит в основе интерактивных веб-приложений. Важно: DOM — это представление документа в памяти браузера, а не сам HTML-код; изменения в DOM не обязательно изменяют исходный HTML-файл.

Don’t repeat yourself

Don’t repeat yourself (DRY; с англ. — «не повторяйся») — это принцип разработки программного обеспечения, нацеленный на снижение повторения информации различного рода, особенно в системах со множеством слоёв абстрагирования. Принцип DRY формулируется как: «Каждая часть знания должна иметь единственное, непротиворечивое и авторитетное представление в рамках системы». Он был сформулирован Энди Хантом и Дэйвом Томасом в их книге Программист-прагматик. Они применяли этот принцип к «схемам баз данных, планам тестирования, сборкам программного обеспечения, даже к документации». Когда принцип DRY применяется успешно, изменение единственного элемента системы не требует внесения изменений в другие, логически не связанные элементы. Те элементы, которые логически связаны, изменяются предсказуемо и единообразно. Помимо использования методов и функций в коде, Томас и Хант считают необходимым использование генераторов кода, автоматических систем компиляции.

DOS

DOS (Disk Operating System) — семейство однопользовательских однозадачных операционных систем для персональных компьютеров, впервые представленных в 1980-х. Наиболее известна MS-DOS от Microsoft, которая легла в основу ранних версий Windows.

DoS

DoS (аббр. англ. denial-of-service attack «отказ в обслуживании») — хакерская атака на вычислительную систему с целью довести её до отказа, то есть создание таких условий, при которых добросовестные пользователи системы не смогут получить доступ к предоставляемым системным ресурсам (серверам), либо этот доступ будет затруднён. Отказ «вражеской» системы может быть и шагом к овладению системой (если в нештатной ситуации ПО выдаёт какую-либо критическую информацию — например, версию, часть программного кода и т. д.). Но чаще это мера экономического давления: потеря простой службы, приносящей доход, счета от провайдера и меры по уходу от атаки ощутимо бьют по карману «цели».

DoT

DoT (Damage over Time) — игровой термин, обозначающий эффект, наносящий урон цели периодически в течение определённого времени (например, отравление, ожог).

DotCom

DotCom — разговорное обозначение компаний, связанных с интернет-бизнесом, особенно популярное в период «пузыря доткомов» (конец 1990-х — начало 2000-х). Происходит от доменной зоны .com.

Dota

Dota (Defense of the Ancients) — серия MOBA-игр, изначально модификация для Warcraft III, ставшая самостоятельной франшизой (Dota 2 от Valve). Характеризуется командным геймплеем, выбором героев, прокачкой навыков и разрушением базы противника.

DoW

DoW (Dawn of War) — серия стратегий в реальном времени от Relic Entertainment, основанная на вселенной Warhammer 40,000. Известна тактической глубиной, системой захвата точек и упором на боевые подразделения.

DOCX

DOCX — формат документов Microsoft Word, введённый в Office 2007 и стандартизированный как ISO/IEC 29500 (Office Open XML).

DPAPI

DPAPI — Data Protection API, интерфейс защиты данных в Windows. Позволяет приложениям шифровать данные, привязывая ключ к учётной записи пользователя или компьютера.

Drag-and-drop

Drag-and-drop (в переводе с англ. — «тащи-и-бросай», «бери-и-брось») — способ оперирования элементами интерфейса в интерфейсах пользователя (как графическим, так и текстовым, где элементы GUI реализованы при помощи псевдографики) при помощи манипулятора «мышь» или сенсорного экрана. Способ реализуется путём «захвата» (нажатием и удержанием главной (первой, чаще левой) кнопки мыши) отображаемого на экране компьютера объекта, программно доступного для подобной операции, и перемещении его в другое место (для изменения расположения) либо «бросания» его на другой элемент (для вызова соответствующего, предусмотренного программой, действия). По отношению к окнам (также способным к перемещению подобным способом) данный термин обычно не употребляется.

DRAM

DRAM (Dynamic Random-Access Memory) — тип энергозависимой полупроводниковой памяти, используемой в качестве оперативной памяти в большинстве вычислительных устройств. Требует периодической регенерации заряда в ячейках для сохранения данных.

Dragon Age

Dragon Age — серия ролевых игр от BioWare, построенная на оригинальной фэнтезийной вселенной с мрачной эстетикой, глубокой нарративной структурой и выбором моральных дилемм.

DSDM

DSDM — Dynamic Systems Development Method, динамический метод разработки систем. Один из первых Agile-фреймворков (1994 г.), предшественник манифеста Agile.

DSL

DSL (Domain-Specific Language) — язык программирования или спецификации, предназначенный для решения задач в узкой предметной области (например, SQL для баз данных, регулярные выражения для текста).

DSM

DSM (Dependency Structure Matrix) — матричное представление зависимостей между компонентами системы, используемое в анализе архитектуры программного обеспечения и управления сложностью.

DSP

DSP (Digital Signal Processor — цифровой сигнальный процессор) — специализированный микропроцессор, оптимизированный для выполнения математических операций с цифровыми сигналами в реальном времени. Отличительные черты DSP: акцент на умножение-суммирование (MAC — Multiply-Accumulate) за один такт, гарвардская архитектура (раздельные шины для кода и данных), нулевая задержка при переходах (zero-overhead looping), аппаратная поддержка сдвигов, насыщения и округления. DSP применяются везде, где требуется обработка «потока» данных: аудио- и видеокодеки, модемы, радары, медицинские приборы (УЗИ, ЭКГ), промышленные контроллеры, смартфоны (модем, аудио). Современные SoC часто включают DSP-ядра наряду с CPU и GPU (например, Hexagon в Snapdragon).

DTS

DTS (Digital Theater Systems) — компания и одноимённый набор аудиокодеков и технологий объёмного звука, конкурирующий с Dolby. DTS поддерживает многоканальные форматы (5.1, 7.1, DTS:X — объектно-ориентированный звук), высокое разрешение (до 24 бит/192 кГц) и сжатие (DTS, DTS-HD MA, DTS:X). В отличие от некоторых Dolby-кодеков, DTS часто использует менее агрессивное сжатие, что теоретически даёт лучшее качество при том же битрейте, но занимает больше места. DTS широко применяется в Blu-ray Disc, стриминговых сервисах, AV-ресиверах и игровых консолях. Важно отличать DTS (кодек) от DTS (компания) и DTS Sound Unbound (программное обеспечение для ПК/консолей).

Dual ABI

Dual ABI — Dual Application Binary Interface, механизм в GCC (начиная с 5.1), позволяющий одновременно использовать два ABI для C++: старый (GCC 4.x) и новый (с поддержкой C++11 и улучшенной ABI-стабильностью). Введён из-за несовместимости между std::string и std::list в разных версиях: в новом ABI они стали «small-string optimized», что изменило layout объектов. Dual ABI реализован через символы с суффиксом @@GLIBCXX_3.4.21 (новый) и @@GLIBCXX_3.4 (старый).

DVCS

DVCS — Distributed Version Control System, распределённая система контроля версий. В отличие от CVCS, в DVCS каждый разработчик имеет полную копию репозитория со всей историей.

DVD

DVD (Digital Versatile Disc — цифровой универсальный диск) — оптический носитель, преемник CD, разработанный консорциумом (Philips, Sony, Toshiba, Panasonic) в 1995 г.

DVFS

Dynamic Voltage and Frequency Scaling — технология адаптивного управления производительностью и энергопотреблением процессора путём одновременного изменения частоты и напряжения.

DWG

DWG — проприетарный бинарный формат файлов, используемый для хранения 2D- и 3D-проектных данных в САПР. Является основным форматом AutoCAD и поддерживается рядом совместимых программ (BricsCAD, nanoCAD, CorelCAD и др.). Содержит геометрические объекты, метаданные, слои и параметры чертежа.

DXF

DXF (Drawing Exchange Format) — открытый векторный формат файлов, разработанный Autodesk для обмена графическими данными между приложениями САПР. Поддерживает 2D- и 3D-геометрию, слои, текст, размеры и другие элементы чертежей.

Dynasty Warriors

Dynasty Warriors — серия экшен-игр от Koei Tecmo, основанная на романе «Троецарствие». Характеризуется «мусорным» геймплеем (один против сотен), упрощённой историей и акцентом на динамичных сражениях.

Dynamic Programming

Dynamic Programming (динамическое программирование) — метод решения сложных задач путём разбиения их на перекрывающиеся подзадачи и хранения результатов для избежания повторных вычислений. Применяется в оптимизации, теории графов, биоинформатике и алгоритмах.