Перейти к основному содержимому

Н

Наблюдатель

Наблюдатель (англ. Observer) — поведенческий шаблон проектирования. Также известен как «подчинённые» (англ. Dependents). Реализует у класса механизм, который позволяет объекту этого класса получать оповещения об изменении состояния других объектов и тем самым наблюдать за ними.

Навигация

Навигация — система средств и правил, позволяющих пользователю перемещаться по информационному пространству (сайт, приложение, документ, база знаний) и находить нужный контент. От лат. navigatio — «управление судном».

Навык

Навык — в играх: специализированная способность персонажа, определяющая его эффективность в определённых действиях (бой, крафт, переговоры); в IT: компетенция разработчика или инженера в конкретной области знаний.

Нагрузка

Нагрузка — объём запросов, операций или данных, обрабатываемых системой в единицу времени; ключевой параметр при проектировании масштабируемых решений.

Нагрузочное тестирование

Нагрузочное тестирование — метод проверки производительности программной системы путём имитации высокой или пиковой нагрузки с целью выявления узких мест, деградации отклика и отказов.

Надстройка

Надстройка — программный компонент, расширяющий функциональность базового приложения (например, Excel Add-in, Blender addon).

Наёмник

Наёмник — персонаж или NPC, выполняющий задания за вознаграждение; в стратегиях — боевая единица, доступная за ресурсы, без привязки к фракции.

Нажатие

Нажатие — в интерфейсах пользователя — акт приложения физического усилия к элементу управления с целью инициировать действие.

Наземный юнит

Наземный юнит — боевой или вспомогательный объект в стратегии или тактической игре, перемещающийся по наземной поверхности, в отличие от воздушных или морских единиц.

Наказание

Наказание — санкции, применяемые игровой системой или модерацией к игроку за нарушение правил (бан, мут, штраф, откат прогресса).

Напряжение

Напряжение (электрическое) — физическая величина, характеризующая разность электрических потенциалов между двумя точками цепи. Измеряется в вольтах (В). Это «сила», которая заставляет электроны двигаться — аналог давления в гидравлической системе. Без разности напряжений ток не течёт.

Накигэ

Накигэ — тактика внезапной атаки из засады, характерная для стелс-игр и тактических шутеров; термин заимствован из японского военного искусства («нападение из засады»).

Наружный API

Наружный API — интерфейс программирования приложений, предназначенный для внешнего взаимодействия с системой (публичный или партнёрский доступ).

Нарратив

Нарратив — структурированное повествование в игре, включающее сюжет, диалоги, мотивацию персонажей и развитие конфликта; ключевой элемент иммерсивного дизайна.

Наруто

Наруто — персонаж и заглавный герой аниме и манги «Naruto», а также протагонист одноимённых видеоигр; в IT не имеет технического значения.

Наследование

Наследование – концепция ООП, согласно которой абстрактный тип данных может наследовать данные и функциональность некоторого существующего типа, способствуя повторному использованию компонентов ПО. Наследование — механизм ООП, при котором класс может получить свойства и методы другого класса (родителя), расширять или изменять их по своему усмотрению, создавая новый класс (потомка).

Настоящее время сервера

Настоящее время сервера — временная метка, синхронизированная с системными часами сервера, используемая для логирования, планирования и координации событий.

Настольная игра

Настольная игра — аналоговая игра, проводимая на физическом столе с использованием компонентов (карты, фишки, кубики); в цифровом контексте — цифровой симулятор настольной игры (Tabletop Simulator, Roll20).

Натан Дрейк

Натан Дрейк — главный герой серии приключенческих игр Uncharted, кладоискатель и авантюрист, вдохновлённый персонажами инди-кинематографа.

НВК

НВК — наружные сети водопровода и канализации; в IT-глоссарии термин не используется без уточнения контекста ГИС или инфраструктурного моделирования.

НДС

Налог на добавленную стоимость — косвенный федеральный налог, взимаемый с стоимости товаров, работ, услуг на каждом этапе производства и обращения.

НДФЛ

Налог на доходы физических лиц — прямой налог, удерживаемый работодателем (или иным налоговым агентом) из доходов ФЛ.

Неблокирующая синхронизация

Неблокирующая синхронизация — подход в параллельном программировании на симметрично-многопроцессорных системах, в котором отходят от традиционных примитивов блокировки, таких, как семафоры, мьютексы и события. Разделение доступа между потоками идёт за счёт атомарных операций и специальных, разработанных под конкретную задачу, механизмов блокировки.

Невосприимчивость

Невосприимчивость — состояние персонажа в игре, при котором он временно или постоянно не подвержен определённым эффектам (оглушение, яд, контроль).

Негатив

Негатив (в тестировании) — совокупность тестовых сценариев, проверяющих поведение системы при некорректных, граничных или аномальных входных данных.

Нежить

Нежить — собирательное обозначение мёртвых существ, оживлённых магией или технологией; распространённый архетип в фэнтези и хоррор-играх.

Неигровой персонаж

Неигровой персонаж (NPC, Non-Player Character) — сущность в игре, управляемая ИИ, выполняющая функции торговца, союзника, врага или источника информации.

Неймспейс

Неймспейс — пространство имён; механизм изоляции идентификаторов в программировании (например, в C#, Java, Python) для предотвращения конфликтов имён.

Нейросеть

Нейросеть — математическая модель, вдохновлённая биологическими нейронными сетями, используемая в машинном обучении для распознавания образов, классификации, генерации контента и других задач.

Нейтралитет

Нейтралитет — статус фракции или персонажа, не вступающего в конфликт с другими сторонами; в сетевых играх — отсутствие агрессии между игроками до определённого условия.

Неконсистентность

Неконсистентность — состояние системы, при котором данные находятся в противоречивом или несогласованном состоянии (например, из-за частичного сбоя транзакции).

Нейтральный моб

Нейтральный моб — игровой противник, не проявляющий агрессии до тех пор, пока игрок не совершит провокацию (атака, вход в зону).

Неконсистентность

Неконсистентность — состояние несоответствия данных ожидаемым инвариантам, правилам бизнес-логики или ограничениям целостности. Это не просто «ошибка» — это нарушение договора, заложенного в архитектуру системы.

Некр

Некр — сокращение от «некромант» или «некрон»; без контекста не имеет устоявшегося значения.

Некромант

Некромант — маг, специализирующийся на манипуляциях с мёртвыми: воскрешении, контроле нежити, наложении проклятий.

Некроморф

Некроморф — инопланетный паразитический организм из серии Dead Space, деформирующий биомассу в агрессивные формы.

Некрон

Некрон — раса бессмертных кибернетических существ во вселенной Warhammer 40,000, некогда биологические, ныне — живые металлические скелеты.

Некрономикон

Некрономикон — вымышленный гримуар, приписываемый Аль-Азреду; фигурирует в играх как артефакт или источник запретных знаний.

Немезис

Немезис — персонализированный антагонист в игре, чьё поведение и развитие напрямую связаны с действиями игрока (например, система Nemesis в Middle-earth: Shadow of Mordor).

Необходимость

Необходимость — логическое условие, при котором отсутствие действия, средства или свойства делает невозможным достижение цели или нарушает требование.

Неоптимальность

Неоптимальность — состояние решения, при котором достигается корректный результат, но с избыточными затратами ресурсов (время, память, энергия, деньги) по сравнению с потенциально возможным. Это не ошибка, а неэффективность, и она неизбежна на ранних этапах проектирования — но должна быть осознанной и управляемой.

Неофициальный аддон

Неофициальный аддон — модификация, созданная сторонними разработчиками или сообществом без участия правообладателя; отличается от мода меньшей глубиной изменений и часто дополняет базовую игру новыми сценариями, предметами или локациями. Пример: Hellfire для Diablo.

Непрерывная интеграция

Непрерывная интеграция (CI, англ. Continuous Integration) — практика разработки программного обеспечения, которая заключается в постоянном слиянии рабочих копий в общую основную ветвь разработки (до нескольких раз в день) и выполнении частых автоматизированных сборок проекта для скорейшего выявления потенциальных дефектов и решения интеграционных проблем. В обычном проекте, где над разными частями системы разработчики трудятся независимо, стадия интеграции является заключительной. Она может непредсказуемо задержать окончание работ. Переход к непрерывной интеграции позволяет снизить трудоёмкость интеграции и сделать её более предсказуемой за счёт наиболее раннего обнаружения и устранения ошибок и противоречий, но основным преимуществом является сокращение стоимости исправления дефекта за счёт раннего его выявления.

Нерф

Нерф — ослабление игрового элемента (персонажа, оружия, способности) разработчиками с целью восстановления баланса; противоположность буффу.

Несанкционированный доступ

Несанкционированный доступ — доступ к информации в нарушение должностных полномочий сотрудника, доступ к закрытой для публичного доступа информации со стороны лиц, не имеющих разрешения на доступ к этой информации. Также несанкционированным доступом в отдельных случаях называют получение доступа к информации лицом, имеющим право на доступ к этой информации в объёме, превышающем необходимый для выполнения служебных обязанностей.

Низкие настройки графики

Низкие настройки графики — конфигурация визуальных параметров игры (разрешение текстур, тени, освещение), снижающая нагрузку на GPU и CPU для обеспечения стабильной частоты кадров.

Ник

Ник — сокращение от «никнейм»; уникальный идентификатор пользователя в онлайн-среде.

Никнейм

Никнейм — псевдоним пользователя в цифровой среде, используемый для идентификации в играх, форумах и социальных сетях.

Ниндзя

Ниндзя — персонаж, специализирующийся на скрытности, диверсиях и быстрых атаках; часто обладает способностями к маскировке и уклонению.

Нинка

Нинка — разговорное сокращение от Nintendo; используется в игровом сленге.

Нинтендобой

Нинтендобой — преданный поклонник продукции Nintendo, часто выступающий за эксклюзивность франшиз на консолях компании.

Нирн

Нирн — планета и основной мир во вселенной The Elder Scrolls, населённая различными расами и богами.

Новая игра

Новая игра — режим начала прохождения с нуля, без переноса прогресса из предыдущих сессий.

Новая игра+

Новая игра+ — режим повторного прохождения игры с сохранением уровня, экипировки или других параметров, но с увеличенной сложностью или новыми условиями.

Новичок

Новичок — игрок, недавно приступивший к освоению игры или платформы; характеризуется низким уровнем знаний механик и терминологии.

Нода

Нода — узел в распределённой системе, сети или графе; может представлять сервер, устройство или логическую точку обработки данных.

Номер версии

Номер версии — идентификатор состояния программного обеспечения, обычно в формате MAJOR.MINOR.PATCH (семантическое версионирование).

Нон-стоп

Нон-стоп — режим непрерывной работы системы или игровой сессии без пауз или перезагрузок.

Нормализация

Нормализация — процесс приведения данных к единому масштабу или структуре; в базах данных — устранение избыточности путём декомпозиции таблиц.

Нормальная форма

Нормальная форма — свойство отношения в реляционной модели данных, характеризующее его с точки зрения избыточности, потенциально приводящей к логически ошибочным результатам выборки или изменения данных. Нормальная форма определяется как совокупность требований, которым должно удовлетворять отношение.

Носитель

Носитель — физическая или виртуальная среда, используемая для хранения и передачи информации. От «нести».

Носитель данных

Носитель данных — физическое или виртуальное устройство для хранения информации (HDD, SSD, флешка, облачный бакет).

Носитель информации

Носитель информации (информацио́нный носи́тель) — любой материальный объект или среда, используемый человеком, способный достаточно длительное время сохранять (нести) в своей структуре занесённую на него информацию, без использования дополнительных устройств (например, источника энергии).

Ностальгия

Ностальгия — эмоциональная привязанность к играм, технологиям или эстетике прошлых эпох; часто используется как маркетинговый приём (ретро-стиль, ремастеры).

Нотация

Нотация — формализованная система представления информации, используемая для описания структуры, алгоритмов или данных в виде символов, графиков или формул, их понимания и применения в разных областях.

НП

НП — сокращение от «населённый пункт»; в геоинформационных системах — элемент топонимической базы данных.

НПА

НПА — нормативный правовой акт; документ, содержащий обязательные юридические нормы, регулирующие сферу IT, персональных данных, связи и цифровых услуг.

НСИ

Нормативно-справочная информация — совокупность данных, регламентирующих форматы, коды, правила и ограничения, используемые при обработке информации в КИС. НСИ обеспечивает согласованность операций, корректность расчётов и соответствие нормативным актам.

Нуб

Нуб — от англ. «newbie»; неопытный или неумелый игрок, допускающий элементарные ошибки; в профессиональной среде — уничижительное обозначение.

Нулевой

Нулевой — обозначение начального индекса, версии или состояния в системах с нумерацией, начинающейся с 0.

Нулевая гипотеза

Нулевая гипотеза — базовое предположение в статистическом тестировании, утверждающее об отсутствии эффекта или различия; используется в A/B-тестировании игровых механик.

Нумерация

Нумерация — система присвоения уникальных идентификаторов (номеров) объектам, элементам документа, версиям, записям с целью упорядочения, ссылок и однозначной идентификации.

НФАП

НФАП — Национальный фонд алгоритмов и программ для ЭВМ; в современном IT-контексте термин устарел и не используется в действующих нормативных или технических документах.

НФСи

НФСи — Near Field Communication (NFC); технология беспроводной связи малого радиуса (до 10 см), применяемая для бесконтактных платежей, обмена данными и аутентификации.

Нычка

Нычка — игровой сленг, обозначающий укрытие или место засады; употребляется редко и не имеет устоявшегося значения.

Нью-гейм

Нью-гейм — англоязычный эквивалент «новой игры»; редко используется в русскоязычной среде без кальки.

Нью-гейм+

Нью-гейм+ — англоязычный вариант «новой игры+»; принят в международном игровом сообществе.

Ньюанс

Ньюанс — тонкое различие в поведении системы, дизайне или интерпретации; важен при тестировании и балансировке.

НЭС

НЭС — наружные сети электроснабжения; в IT-глоссарии не применяется без контекста инфраструктурного моделирования.

Ня

Ня — междометие аниме-культуры, выражающее игривость или симпатию; в IT и играх не имеет технического значения.

Няшка

Няшка — уменьшительно-ласкательное от «ня»; в игровом сленге — персонаж или предмет с милым дизайном.