U
UAT
User Acceptance Testing (приёмочное тестирование пользователями): финальный этап тестирования программного обеспечения, проводимый конечными пользователями или заказчиком в условиях, приближённых к реальной эксплуатации. Цель — подтвердить соответствие системы бизнес-требованиям и готовность к развёртыванию. В отличие от модульного или интеграционного тестирования, фокусируется на функциональности с точки зрения пользователя, а не на технической корректности.
Ubiquitous Computing
Повсеместные вычисления: парадигма, при которой вычислительные устройства интегрированы в повседневные объекты и среду обитания, обеспечивая непрерывный, невидимый и контекстно-зависимый доступ к цифровым сервисам. Примеры: умные дома, носимая электроника, IoT-устройства. Концепция введена Марком Вайзером в 1988 году как альтернатива персональному компьютеру.
Ubisoft
Ubisoft: французская транснациональная компания — разработчик и издатель видеоигр. Наиболее известна такими франшизами, как Assassin’s Creed, Far Cry, Watch Dogs, Rainbow Six и Just Dance. Использует собственные игровые движки (Anvil, Snowdrop) и активно применяет live-service-модель. Штаб-квартира расположена в Монреале, Канада.
Ubuntu
Ubuntu: дистрибутив операционной системы Linux, основанный на Debian и разрабатываемый компанией Canonical Ltd. Позиционируется как удобная и доступная система для настольных ПК, серверов и облаков. Использует среду рабочего стола GNOME по умолчанию и выпускается в двух версиях: LTS (Long-Term Support, поддержка 5 лет) и промежуточные релизы (поддержка 9 месяцев).
UDP
User Datagram Protocol: транспортный протокол модели TCP/IP, обеспечивающий ненадёжную, неупорядоченную и неориентированную на соединение передачу данных. В отличие от TCP, не гарантирует доставку, дублирование или порядок пакетов, но обладает меньшими накладными расходами. Широко используется в приложениях, чувствительных к задержкам: VoIP, онлайн-игры, видеотрансляции, DNS.
UDF
User-Defined Function (пользовательская функция): подпрограмма, определённая разработчиком (а не встроена в систему), для инкапсуляции повторяющейся логики или расширения функциональности языка/СУБД. В реляционных базах данных (например, PostgreSQL, SQL Server) UDF может вызываться в SQL-запросах. В языках программирования аналогом являются обычные функции или методы.
UI
User Interface (пользовательский интерфейс): совокупность средств и методов взаимодействия пользователя с программной системой или устройством. Включает графические элементы (кнопки, меню, формы), команды, жесты, голосовые подсказки и другие модальности. UI является частью более широкого понятия UX (user experience), но фокусируется именно на визуальной и функциональной реализации взаимодействия.
UID (User ID)
UID (User ID — идентификатор пользователя) — числовой идентификатор, используемый в Unix-подобных ОС для авторизации и управления доступом. При входе в систему аутентификационный сервис (PAM, LDAP) сопоставляет имя пользователя с UID, который затем привязывается ко всем порождаемым процессам.
UML
UML (англ. Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования) — язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения, для моделирования бизнес-процессов, системного проектирования и отображения организационных структур.
Unicode
Unicode: международный стандарт кодирования текста, призванный обеспечить единообразное представление символов всех письменностей мира. Определяет уникальный числовой код (code point) для каждого символа, независимо от платформы, программы или языка. Наиболее распространённые кодировки на основе Unicode — UTF-8 (переменной длины, совместима с ASCII), UTF-16 и UTF-32.
Uniform Resource Identifier (URI)
Uniform Resource Identifier: строковый идентификатор ресурса в интернете или другой информационной системе. Включает два подмножества: URL (указывает местоположение ресурса) и URN (уникальное имя ресурса независимо от его местоположения). Стандартизирован в RFC 3986. Пример URI: https://example.com/doc.pdf (это URL) или urn:isbn:0451450523 (это URN).
Unity
Unity: кроссплатформенный игровой движок и среда разработки с открытым исходным кодом редактора (на C#), разработанная компанией Unity Technologies. Поддерживает создание 2D/3D-игр, симуляторов, AR/VR-приложений и интерактивного контента. Использует язык C# для написания логики и обладает крупным Asset Store. Широко применяется в инди-разработке и промышленных симуляциях.
Unix
Unix: семейство многопользовательских, многозадачных операционных систем, разработанных в Bell Labs в 1969–1970-х годах. Оказал огромное влияние на развитие ОС: породил стандарт POSIX, вдохновил создание Linux и BSD, внёс ключевые концепции — иерархическая файловая система, «всё есть файл», конвейеры, shell. Современные Unix-системы включают macOS, AIX, HP-UX, Solaris.
Unreal
Unreal: серия шутеров от первого лица, разработанная Epic Games и Digital Extremes. Первая игра вышла в 1998 году и стала технически передовой благодаря собственному движку Unreal Engine, поддержке модификаций (UnrealScript), высококачественной графике и мультиплееру. Франшиза включает также Unreal Tournament — культовый аркадный мультиплеерный шутер.
Unreal Engine
Unreal Engine: проприетарный кроссплатформенный игровой движок, разработанный Epic Games. Известен высококачественной графикой (нанит, Lumen), визуальным скриптингом Blueprints, поддержкой VR/AR и масштабируемостью — от мобильных игр до AAA-проектов (Fortnite, Gears of War, Final Fantasy VII Remake). С версии 4 доступен разработчикам по модели royalty (роялти при коммерческом успехе).
URI
URI (/ˌjuː ɑːr ˈaɪ/ англ. Uniform Resource Identifier) — унифицированный (единообразный) идентификатор ресурса. URI — последовательность символов, идентифицирующая абстрактный или физический ресурс. Ранее назывался Universal Resource Identifier — универсальный идентификатор ресурса.
URL
Uniform Resource Locator: подмножество URI, задающее конкретный сетевой адрес ресурса и способ его получения. Структура: схема://хост[:порт]/путь[?запрос][#фрагмент]. Например: https://example.org:443/search?q=it#results. Стандартизирован в RFC 3986. Хотя термин «URL» часто используется как синоним «адреса веб-страницы», технически он охватывает и другие схемы: ftp://, mailto:, file://.
URN
URN (Uniform Resource Name — единообразное имя ресурса) — постоянный идентификатор ресурса, не зависящий от его местоположения. В отличие от URL (Uniform Resource Locator), который указывает как добраться, URN отвечает на вопрос что это.
USB
Universal Serial Bus: промышленный стандарт для кабелей, разъёмов и протоколов передачи данных и питания между компьютерами и периферийными устройствами. Обеспечивает «горячее подключение», обнаружение устройства (plug-and-play) и питание до 100 Вт (в USB Power Delivery). Версии: USB 1.1 (12 Мбит/с), USB 2.0 (480 Мбит/с), USB 3.x (до 20 Гбит/с), USB4 (до 40 Гбит/с, совместим с Thunderbolt 3/4).
Use Case
Прецедент (use case): описание последовательности действий, совершаемых системой и акторами (пользователями, внешними системами) для достижения конкретной цели. Используется в анализе требований и проектировании ПО для документирования функциональности с точки зрения конечного пользователя. Может быть представлен в виде текста, диаграммы UML или сценария.
User Agent
User Agent: строка идентификации, которую клиент (обычно веб-браузер или скрипт) отправляет серверу в HTTP-заголовке User-Agent. Содержит информацию о типе клиента, операционной системе, движке рендеринга и версии. Используется для адаптации контента (content negotiation), аналитики и отладки, хотя может быть подделана (spoofing).
UTC
UTC — Coordinated Universal Time, Всемирное координированное время. Основная шкала времени для IT, замена GMT.
UUID
Universally Unique Identifier: 128-битный идентификатор, генерируемый по стандарту RFC 4122 для обеспечения уникальности в распределённых системах без централизованной координации. Формат: xxxxxxxx-xxxx-4xxx-yxxx-xxxxxxxxxxxx (где x — hex-цифра, y — одна из 8, 9, A, B). Версии UUID различаются методом генерации: по времени (v1), по хешу имени (v3/v5), случайно (v4). Широко применяется в базах данных, API и микросервисах.
UX
User Experience (пользовательский опыт): совокупность впечатлений, эмоций и реакций пользователя при взаимодействии с продуктом, системой или услугой. Включает удобство, эффективность, доступность, удовлетворённость и эстетику. В отличие от UI (который фокусируется на интерфейсе), UX охватывает весь цикл взаимодействия — до, во время и после использования.