У
Убежище
Убежище — защищённая локация в игровом мире, предназначенная для временного укрытия персонажа от врагов или неблагоприятных условий.
Убер
Убер — фракция или персонаж в игровых вселенных (например, Warhammer 40,000), обозначающий сверхмощное существо или элитного бойца; также может относиться к компании Uber в контексте цифровых платформ.
Уведомление
Уведомление — сообщение, передаваемое пользователю системой для информирования о событии, изменении состояния или необходимости вмешательства (push-уведомление, системное оповещение).
Увеличение / Уменьшение
Операции изменения количественной характеристики.
Удаление
Удаление — процесс физического или логического исключения данных из памяти, базы данных или системы. Позволяет освободить место и поддерживать чистоту информации.
Удар
Удар — базовая игровая механика, реализующая физическое или энергетическое воздействие на цель с целью нанесения урона.
Удалённый вызов процедур
Удалённый вызов процедур (иногда вызов удалённых процедур; RPC от англ. remote procedure call) — класс технологий, позволяющих программам вызывать функции или процедуры в другом адресном пространстве (на удалённых узлах либо в независимой сторонней системе на том же узле). Обычно реализация RPC-технологии включает два компонента: сетевой протокол для обмена в режиме клиент-сервер и язык сериализации объектов (или структур для необъектных RPC). Различные реализации имеют отличающуюся друг от друга архитектуру и разнятся в возможностях: одни реализуют архитектуру SOA, другие — CORBA или DCOM. На транспортном уровне RPC используют в основном протоколы TCP и UDP, однако, некоторые построены на основе HTTP.
Удалённый доступ
Удалённый доступ — возможность взаимодействия с компьютерной системой или устройством из другого географического или сетевого места с использованием протоколов (RDP, SSH, VNC и др.).
Удалённый рабочий стол
Удалённый рабочий стол — технология, позволяющая пользователю управлять графическим интерфейсом удалённой машины в режиме реального времени через сеть.
Удвоение
Удвоение (duplication) — в инженерной практике намеренное создание избыточной копии данных, компонента или системы с целью повышения надёжности, доступности или производительности. Это не дублирование кода (антипаттерн), а стратегическая избыточность.
УДЛ
Уполномоченное должностное лицо — сотрудник организации, которому в соответствии с приказом руководителя, уставом или положением о подразделении делегированы полномочия по принятию определённых решений, включая подписание юридически значимых документов (договоров, ПФ, внутренних распоряжений), утверждение БП, согласование БТ, выдачу ЭП. Статус УДЛ фиксируется в реестре уполномоченных лиц, который является частью НСИ и используется, в частности, при проверке подлинности ЭП и при интеграции с системами ЭДО. УДЛ может быть постоянным (например, РП по проекту) или временным (по доверенности). Важно: наличие УДЛ не отменяет необходимости соблюдения регламентов — например, подписание кредитного договора с ИУ требует согласования не только УДЛ, но и юридической службы, СБ и иногда ТМ. В ГОСТ 19 и 34 роль УДЛ чётко прописывается в схемах документооборота и на диаграммах полномочий.
Удобочитаемость
Удобочитаемость («чита́бельность», англ. readability) — свойство текстового материала, характеризующее лёгкость восприятия его человеком в процессе чтения.
Удостоверяющий центр
Удостоверяющий центр (англ. Certification authority, CA) — сторона (отдел, организация), чья честность неоспорима, а открытый ключ широко известен. Задача центра сертификации — подтверждать подлинность ключей шифрования с помощью сертификатов электронной подписи.
Удочка
Удочка — игровой инструмент, используемый для мини-игры «рыбалка»; в некоторых проектах может быть метафорой для методов социальной инженерии («фишинг на удочку»).
Узел
Узел — устройство или точка в сети, способная отправлять, принимать или пересылать данные (например, компьютер, сервер, маршрутизатор).
Узел (дерева)
Узел — элемент древовидной структуры данных, содержащий значение и ссылки на дочерние узлы.
Узел
Узел : базовая единица в DOM (Document Object Model), включая теги, текст и атрибуты.
Узел блокчейна
Узел блокчейна — участник децентрализованной сети, хранящий копию реестра транзакций и участвующий в его валидации и распространении.
Узкий пропуск
Узкий пропуск — элемент системы, ограничивающий общую производительность (бутылочное горлышко), например, медленный диск в высокопроизводительной системе.
Указатель
Указатель — переменная, диапазон значений которой состоит из адресов ячеек памяти или специального значения для обозначения того, что в данный момент в переменной ничего не записано.
Уклонение
Уклонение — игровая механика, позволяющая персонажу избегать входящего урона посредством ускоренного перемещения, уклоняющегося рывка или специального навыка.
УКЭП
УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись, вид электронной подписи, обладающий юридической силой, равной собственноручной подписи, и соответствующий требованиям ФЗ-63 в Российской Федерации.
Улей
Улей — 1) игровая локация или структура (например, ульи Тиранид в Warhammer 40,000); 2) централизованная система управления в кибербезопасности или IoT.
Улучшение
Улучшение — результат внедрения изменений, ведущих к повышению качества, эффективности, надёжности или иных характеристик системы по сравнению с базовым состоянием.
Ультра настройки графики
Ультра настройки графики — максимальный уровень детализации визуальных параметров игры (разрешение текстур, тени, освещение, постобработка), требующий высокопроизводительного оборудования.
Ультрамар
Ультрамар — вымышленный регион в игровой вселенной Warhammer 40,000, доминион Ультрамаринов — одного из легионов Космодесантников.
Ультрамарины
Ультрамарины — элитный орден Космодесантников в Warhammer 40,000, известный дисциплиной, стратегическим мышлением и верностью Императору.
Унарная операция
Унарная операция (одноместная операция) — математическая операция над одним операндом и возвращающая один результат, то есть операция с единственным входом и единственным выходом — унарное отображение A→B.
Универсальная платформа Windows
Универсальная платформа Windows (англ. Universal Windows Platform, сокр. UWP) — платформа, созданная Microsoft и впервые представленная в Windows 10. Целью данной платформы является помощь в создании универсальных приложений, запускаемых как на Windows 10, Windows 10 Mobile и Windows 10 IoT без изменения в коде. Есть поддержка создания таких приложений на C++, C#, VB.NET и XAML. API реализован в C++ и поддерживается в C++, VB.NET, C#, F# и JavaScript. Разработанная как расширение для Windows Runtime (платформы, представленной в Windows Server 2012 и Windows 8), позволяет запускать приложения на разных аппаратных платформах.
Уник
Уник — сленговое сокращение от «уникальный предмет» в играх, обозначающее редкий или неповторимый артефакт с особыми свойствами.
Уникальность
Уникальность — свойство данных, при котором каждый элемент или запись является неповторимым. Используется для обеспечения целостности данных в базах данных (через PRIMARY KEY или UNIQUE constraint).
Унификация
Унификация — процесс приведения разнородных элементов (компонентов, интерфейсов, данных, процессов) к единой форме, структуре или стандарту с целью повышения совместимости, снижения избыточности и упрощения сопровождения. В отличие от стандартизации (установление внешних правил), унификация — внутренняя деятельность организации.
Умный дом
Умный дом — экосистема взаимосвязанных бытовых устройств, управляемых централизованно (через приложение, голос или автоматизацию) с использованием протоколов IoT (Zigbee, Z-Wave, Wi-Fi, Matter).
Универсальный идентификатор
Универсальный идентификатор — уникальная строка, присваиваемая объекту для однозначной идентификации в распределённой системе (например, UUID).
Упоминание
Упоминание — акт ссылки на сущность (термин, документ, персону, объект) в тексте без развёрнутого описания, с целью установления связи или активации контекста.
Упорядочивание
Упорядочивание — процесс установления взаимно однозначного соответствия между элементами множества и элементами упорядоченного ряда (чаще всего — натуральными числами), с соблюдением заданного критерия сравнения.
Управление
Управление — процесс воздействия на систему для достижения заданной цели; в игровом контексте — ввод команд персонажу или юниту посредством клавиатуры, мыши, контроллера.
Управление версиями
Управление версиями — методология отслеживания и контроля изменений в исходном коде, документации или конфигурациях с использованием систем (Git, SVN, Mercurial).
Управление зависимостями
Управление зависимостями — процесс контроля и разрешения библиотек, пакетов и компонентов, необходимых для сборки и выполнения программного проекта.
Управление проектами
Управление проектами — деятельность по решению задач и достижению поставленных целей проекта.
УО
УО — условные обозначения, принятые символы или сокращения, используемые на схемах, чертежах, спецификациях или в технической документации.
УРВИ
УРВИ — условно разрешённый вид использования, градостроительная категория земельного участка, при которой разрешение на строительство выдаётся в особом порядке.
Уровень
Уровень — 1) этап в игре или прогрессии персонажа; 2) абстракция в архитектуре ПО (уровень представления, бизнес-логики, данных); 3) единица измерения сигнала или напряжения.
Урон
Урон — количественная мера ущерба, наносимого игровому персонажу, врагу или объекту в результате атаки или эффекта.
Уровень абстракции
Уровень абстракции — степень скрытия деталей реализации в программировании или моделировании, позволяющая оперировать сущностями на более высоком концептуальном уровне.
Уровень доступа
Уровень доступа — набор прав, определяющий, какие операции пользователь или процесс может выполнять с ресурсом (чтение, запись, выполнение).
Уровень изоляции транзакций
Уровень изоляции транзакций — характеристика, определяющая степень видимости незафиксированных изменений одной транзакции для других (например, Read Committed, Serializable).
Уровень логирования
Уровень логирования — категория важности записываемого события (DEBUG, INFO, WARN, ERROR, FATAL), используемая для фильтрации и анализа системных журналов.
Уровень надёжности
Уровень надёжности — количественная или качественная оценка способности системы выполнять функции без отказов в заданных условиях.
Уровень производительности
Уровень производительности — метрика эффективности системы по критериям: пропускная способность, задержка, использование ресурсов.
Уровень угрозы
Уровень угрозы — оценка потенциальной опасности для информационной системы, основанная на анализе уязвимостей, активности злоумышленников и ценности активов.
Уровень шума
Уровень шума — мера помех в сигнале или данных, влияющая на качество передачи или точность измерений.
Уровень языка
Уровень языка — классификация языков программирования по степени приближения к машинному коду (низкоуровневые — Assembly; высокоуровневые — Python, C#).
Уру
Уру — фантастический сплав или технология в некоторых вселенных (например, упоминание в Dungeons & Dragons или Warhammer как магический материал).
Урук-хай
Урук-хай — гибридная раса орков в Средиземье (по мотивам Властелина колец), отличающаяся силой, дисциплиной и способностью действовать при дневном свете.
Усиление
Усиление — временный или постоянный эффект, повышающий характеристики персонажа или предмета (синоним — «бафф»).
Условие
Условие — логическое выражение, результат которого определяет выполнение ветви кода, активацию триггера или переход в другой игровой режим.
Условность
Условность — свойство обозначения, символа или модели не иметь прямого физического аналога, а быть принятым по договорённости.
Условная компиляция
Условная компиляция — механизм препроцессора языка программирования, позволяющий включать или исключать фрагменты кода в зависимости от заданных символов или флагов.
Условная переменная
Условная переменная — примитив синхронизации, обеспечивающий блокирование одного или нескольких потоков до момента поступления сигнала от другого потока о выполнении некоторого условия или до истечения максимального промежутка времени ожидания. Условные переменные используются вместе с ассоциированным мьютексом и являются элементом некоторых видов мониторов.
Условно-бесплатная игра
Условно-бесплатная игра — модель монетизации (free-to-play), при которой базовый доступ бесплатен, но часть контента или преимуществ доступна за реальные деньги.
Условное обозначение
Условное обозначение — стандартизированный графический или буквенно-цифровой символ, используемый для сокращённого представления объекта, явления или процесса.
Условные комментарии
Условные комментарии — механизм, при помощи которого автор веб-страницы может использовать нестандартные особенности некоторых браузеров, избегая проблем несовместимости с другими браузерами.
Условный оператор
Условный оператор — конструкция, которая выполняет различные действия в зависимости от выполнения определенного условия. Например: if-else в программировании.
Услуга
Услуга — функционал или действие, предоставляемое системой или программой пользователю для удовлетворения его потребностей.
Установка
Установка — процесс размещения программного обеспечения на устройстве с настройкой зависимостей, конфигураций и интеграцией в операционную систему.
Установщик
Установщик — программа, автоматизирующая процесс установки ПО, включая копирование файлов, регистрацию служб, создание ярлыков и проверку системных требований.
Устойчивость
Устойчивость – независимо от проблем на нижних уровнях (к примеру, обесточивание системы или сбои в оборудовании) изменения, сделанные успешной транзакцией, должны оставаться сохраненными после возвращения системы в работу.
Устойчивость к сбоям
Устойчивость к сбоям — свойство системы продолжать функционирование или корректно восстанавливаться после аппаратных или программных сбоев.
Утечка памяти
Утечка памяти (англ. memory leak) — процесс неконтролируемого уменьшения объёма свободной оперативной или виртуальной памяти компьютера, связанный с ошибками в работающих программах, вовремя не освобождающих память от ненужных данных, или с ошибками системных служб контроля памяти.
Утилита
Утилита — небольшая специализированная программа, предназначенная для выполнения конкретной вспомогательной задачи в составе операционной системы или программного комплекса.
УЦ
УЦ — удостоверяющий центр, организация, выдающая и управляющая сертификатами открытых ключей в инфраструктуре PKI.
Уязвимость
Уязвимость — слабое место в программном обеспечении, аппаратной системе или процессе, которое может быть использовано злоумышленником для нарушения целостности, конфиденциальности или доступности.
Уязвимость нулевого дня
Уязвимость нулевого дня (zero-day) — уязвимость, о которой известно злоумышленникам, но неизвестно разработчику или заказчику ПО, поэтому отсутствуют патчи или защитные меры.
Уязвимость по времени
Уязвимость по времени (time-of-check to time-of-use, TOCTOU) — класс ошибок в многопоточных или многопользовательских системах, возникающий из-за изменения состояния ресурса между проверкой и использованием.
Уязвимый компонент
Уязвимый компонент — модуль ПО или библиотека, содержащая известную или потенциальную уязвимость, способную поставить под угрозу всю систему.
Учётная запись
Учётная запись — идентификатор пользователя в системе, сопровождаемый аутентификационными данными и набором прав доступа.
Учётные данные
Учётные данные — информация, используемая для аутентификации пользователя (логин, пароль, ключ, токен).
Уширение спектра
Уширение спектра — метод радиосвязи, при котором сигнал передаётся по широкой полосе частот для повышения помехоустойчивости и скрытности (применяется в Wi-Fi, Bluetooth).
Ущерб
Ущерб — количественно или качественно оцениваемый вред, нанесённый информационной системе в результате инцидента безопасности или сбоя.