Н
Наблюдатель
Наблюдатель (англ. Observer) — поведенческий шаблон проектирования. Также известен как «подчинённые» (англ. Dependents). Реализует у класса механизм, который позволяет объекту этого класса получать оповещения об изменении состояния других объектов и тем самым наблюдать за ними.
Навигация
Навигация — система средств и правил, позволяющих пользователю перемещаться по информационному пространству (сайт, приложение, документ, база знаний) и находить нужный контент. От лат. navigatio — «управление судном».
Навык
Навык — в играх: специализированная способность персонажа, определяющая его эффективность в определённых действиях (бой, крафт, переговоры); в IT: компетенция разработчика или инженера в конкретной области знаний.
Нагрузка
Нагрузка — объём запросов, операций или данных, обрабатываемых системой в единицу времени; ключевой параметр при проектировании масштабируемых решений.
Нагрузочное тестирование
Нагрузочное тестирование — метод проверки производительности программной системы путём имитации высокой или пиковой нагрузки с целью выявления узких мест, деградации отклика и отказов.
Надстройка
Надстройка — программный компонент, расширяющий функциональность базового приложения (например, Excel Add-in, Blender addon).
Наёмник
Наёмник — персонаж или NPC, выполняющий задания за вознаграждение; в стратегиях — боевая единица, доступная за ресурсы, без привязки к фракции.
Нажатие
Нажатие — в интерфейсах пользователя — акт приложения физического усилия к элементу управления с целью инициировать действие.
Наземный юнит
Наземный юнит — боевой или вспомогательный объект в стратегии или тактической игре, перемещающийся по наземной поверхности, в отличие от воздушных или морских единиц.
Наказание
Наказание — санкции, применяемые игровой системой или модерацией к игроку за нарушение правил (бан, мут, штраф, откат прогресса).
Напряжение
Напряжение (электрическое) — физическая величина, характеризующая разность электрических потенциалов между двумя точками цепи. Измеряется в вольтах (В). Это «сила», которая заставляет электроны двигаться — аналог давления в гидравлической системе. Без разности напряжений ток не течёт.
Накигэ
Накигэ — тактика внезапной атаки из засады, характерная для стелс-игр и тактических шутеров; термин заимствован из японского военного искусства («нападение из засады»).
Наружный API
Наружный API — интерфейс программирования приложений, предназначенный для внешнего взаимодействия с системой (публичный или партнёрский доступ).
Нарратив
Нарратив — структурированное повествование в игре, включающее сюжет, диалоги, мотивацию персонажей и развитие конфликта; ключевой элемент иммерсивного дизайна.
Наруто
Наруто — персонаж и заглавный герой аниме и манги «Naruto», а также протагонист одноимённых видеоигр; в IT не имеет технического значения.
Наследование
Наследование – концепция ООП, согласно которой абстрактный тип данных может наследовать данные и функциональность некоторого существующего типа, способствуя повторному использованию компонентов ПО. Наследование — механизм ООП, при котором класс может получить свойства и методы другого класса (родителя), расширять или изменять их по своему усмотрению, создавая новый класс (потомка).
Настоящее время сервера
Настоящее время сервера — временная метка, синхронизированная с системными часами сервера, используемая для логирования, планирования и координации событий.
Настольная игра
Настольная игра — аналоговая игра, проводимая на физическом столе с использованием компонентов (карты, фишки, кубики); в цифровом контексте — цифровой симулятор настольной игры (Tabletop Simulator, Roll20).
Натан Дрейк
Натан Дрейк — главный герой серии приключенческих игр Uncharted, кладоискатель и авантюрист, вдохновлённый персонажами инди-кинематографа.
НВК
НВК — наружные сети водопровода и канализации; в IT-глоссарии термин не используется без уточнения контекста ГИС или инфраструктурного моделирования.
НДС
Налог на добавленную стоимость — косвенный федеральный налог, взимаемый с стоимости товаров, работ, услуг на каждом этапе производства и обращения.
НДФЛ
Налог на доходы физических лиц — прямой налог, удерживаемый работодателем (или иным налоговым агентом) из доходов ФЛ.
Неблокирующая синхронизация
Неблокирующая синхронизация — подход в параллельном программировании на симметрично-многопроцессорных системах, в котором отходят от традиционных примитивов блокировки, таких, как семафоры, мьютексы и события. Разделение доступа между потоками идёт за счёт атомарных операций и специальных, разработанных под конкретную задачу, механизмов блокировки.
Невосприимчивость
Невосприимчивость — состояние персонажа в игре, при котором он временно или постоянно не подвержен определённым эффектам (оглушение, яд, контроль).
Негатив
Негатив (в тестировании) — совокупность тестовых сценариев, проверяющих поведение системы при некорректных, граничных или аномальных входных данных.
Нежить
Нежить — собирательное обозначение мёртвых существ, оживлённых магией или технологией; распространённый архетип в фэнтези и хоррор-играх.
Неигровой персонаж
Неигровой персонаж (NPC, Non-Player Character) — сущность в игре, управляемая ИИ, выполняющая функции торговца, союзника, врага или источника информации.
Неймспейс
Неймспейс — пространство имён; механизм изоляции идентификаторов в программировании (например, в C#, Java, Python) для предотвращения конфликтов имён.
Нейросеть
Нейросеть — математическая модель, вдохновлённая биологическими нейронными сетями, используемая в машинном обучении для распознавания образов, классификации, генерации контента и других задач.
Нейтралитет
Нейтралитет — статус фракции или персонажа, не вступающего в конфликт с другими сторонами; в сетевых играх — отсутствие агрессии между игроками до определённого условия.
Неконсистентность
Неконсистентность — состояние системы, при котором данные находятся в противоречивом или несогласованном состоянии (например, из-за частичного сбоя транзакции).
Нейтральный моб
Нейтральный моб — игровой противник, не проявляющий агрессии до тех пор, пока игрок не совершит провокацию (атака, вход в зону).
Неконсистентность
Неконсистентность — состояние несоответствия данных ожидаемым инвариантам, правилам бизнес-логики или ограничениям целостности. Это не просто «ошибка» — это нарушение договора, заложенного в архитектуру системы.
Некр
Некр — сокращение от «некромант» или «некрон»; без контекста не имеет устоявшегося значения.
Некромант
Некромант — маг, специализирующийся на манипуляциях с мёртвыми: воскрешении, контроле нежити, наложении проклятий.
Некроморф
Некроморф — инопланетный паразитический организм из серии Dead Space, деформирующий биомассу в агрессивные формы.
Некрон
Некрон — раса бессмертных кибернетических существ во вселенной Warhammer 40,000, некогда биологические, ныне — живые металлические скелеты.
Некрономикон
Некрономикон — вымышленный гримуар, приписываемый Аль-Азреду; фигурирует в играх как артефакт или источник запретных знаний.
Немезис
Немезис — персонализированный антагонист в игре, чьё поведение и развитие напрямую связаны с действиями игрока (например, система Nemesis в Middle-earth: Shadow of Mordor).
Необходимость
Необходимость — логическое условие, при котором отсутствие действия, средства или свойства делает невозможным достижение цели или нарушает требование.
Неоптимальность
Неоптимальность — состояние решения, при котором достигается корректный результат, но с избыточными затратами ресурсов (время, память, энергия, деньги) по сравнению с потенциально возможным. Это не ошибка, а неэффективность, и она неизбежна на ранних этапах проектирования — но должна быть осознанной и управляемой.
Неофициальный аддон
Неофициальный аддон — модификация, созданная сторонними разработчиками или сообществом без участия правообладателя; отличается от мода меньшей глубиной изменений и часто дополняет базовую игру новыми сценариями, предметами или локациями. Пример: Hellfire для Diablo.
Непрерывная интеграция
Непрерывная интеграция (CI, англ. Continuous Integration) — практика разработки программного обеспечения, которая заключается в постоянном слиянии рабочих копий в общую основную ветвь разработки (до нескольких раз в день) и выполнении частых автоматизированных сборок проекта для скорейшего выявления потенциальных дефектов и решения интеграционных проблем. В обычном проекте, где над разными частями системы разработчики трудятся независимо, стадия интеграции является заключительной. Она может непредсказуемо задержать окончание работ. Переход к непрерывной интеграции позволяет снизить трудоёмкость интеграции и сделать её более предсказуемой за счёт наиболее раннего обнаружения и устранения ошибок и противоречий, но основным преимуществом является сокращение стоимости исправления дефекта за счёт раннего его выявления.
Нерф
Нерф — ослабление игрового элемента (персонажа, оружия, способности) разработчиками с целью восстановления баланса; противоположность буффу.
Несанкционированный доступ
Несанкционированный доступ — доступ к информации в нарушение должностных полномочий сотрудника, доступ к закрытой для публичного доступа информации со стороны лиц, не имеющих разрешения на доступ к этой информации. Также несанкционированным доступом в отдельных случаях называют получение доступа к информации лицом, имеющим право на доступ к этой информации в объёме, превышающем необходимый для выполнения служебных обязанностей.
Низкие настройки графики
Низкие настройки графики — конфигурация визуальных параметров игры (разрешение текстур, тени, освещение), снижающая нагрузку на GPU и CPU для обеспечения стабильной частоты кадров.
Ник
Ник — сокращение от «никнейм»; уникальный идентификатор пользователя в онлайн-среде.
Никнейм
Никнейм — псевдоним пользователя в цифровой среде, используемый для идентификации в играх, форумах и социальных сетях.
Ниндзя
Ниндзя — персонаж, специализирующийся на скрытности, диверсиях и быстрых атаках; часто обладает способностями к маскировке и уклонению.
Нинка
Нинка — разговорное сокращение от Nintendo; используется в игровом сленге.
Нинтендобой
Нинтендобой — преданный поклонник продукции Nintendo, часто выступающий за эксклюзивность франшиз на консолях компании.
Нирн
Нирн — планета и основной мир во вселенной The Elder Scrolls, населённая различными расами и богами.
Новая игра
Новая игра — режим начала прохождения с нуля, без переноса прогресса из предыдущих сессий.
Новая игра+
Новая игра+ — режим повторного прохождения игры с сохранением уровня, экипировки или других параметров, но с увеличенной сложностью или новыми условиями.
Новичок
Новичок — игрок, недавно приступивший к освоению игры или платформы; характеризуется низким уровнем знаний механик и терминологии.
Нода
Нода — узел в распределённой системе, сети или графе; может представлять сервер, устройство или логическую точку обработки данных.
Номер версии
Номер версии — идентификатор состояния программного обеспечения, обычно в формате MAJOR.MINOR.PATCH (семантическое версионирование).
Нон-стоп
Нон-стоп — режим непрерывной работы системы или игровой сессии без пауз или перезагрузок.
Нормализация
Нормализация — процесс приведения данных к единому масштабу или структуре; в базах данных — устранение избыточности путём декомпозиции таблиц.
Нормальная форма
Нормальная форма — свойство отношения в реляционной модели данных, характеризующее его с точки зрения избыточности, потенциально приводящей к логически ошибочным результатам выборки или изменения данных. Нормальная форма определяется как совокупность требований, которым должно удовлетворять отношение.
Носитель
Носитель — физическая или виртуальная среда, используемая для хранения и передачи информации. От «нести».
Носитель данных
Носитель данных — физическое или виртуальное устройство для хранения информации (HDD, SSD, флешка, облачный бакет).
Носитель информации
Носитель информации (информацио́нный носи́тель) — любой материальный объект или среда, используемый человеком, способный достаточно длительное время сохранять (нести) в своей структуре занесённую на него информацию, без использования дополнительных устройств (например, источника энергии).
Ностальгия
Ностальгия — эмоциональная привязанность к играм, технологиям или эстетике прошлых эпох; часто используется как маркетинговый приём (ретро-стиль, ремастеры).
Нотация
Нотация — формализованная система представления информации, используемая для описания структуры, алгоритмов или данных в виде символов, графиков или формул, их понимания и применения в разных областях.
НП
НП — сокращение от «населённый пункт»; в геоинформационных системах — элемент топонимической базы данных.
НПА
НПА — нормативный правовой акт; документ, содержащий обязательные юридические нормы, регулирующие сферу IT, персональных данных, связи и цифровых услуг.
НСИ
Нормативно-справочная информация — совокупность данных, регламентирующих форматы, коды, правила и ограничения, используемые при обработке информации в КИС. НСИ обеспечивает согласованность операций, корректность расчётов и соответствие нормативным актам.
Нуб
Нуб — от англ. «newbie»; неопытный или неумелый игрок, допускающий элементарные ошибки; в профессиональной среде — уничижительное обозначение.
Нулевой
Нулевой — обозначение начального индекса, версии или состояния в системах с нумерацией, начинающейся с 0.
Нулевая гипотеза
Нулевая гипотеза — базовое предположение в статистическом тестировании, утверждающее об отсутствии эффекта или различия; используется в A/B-тестировании игровых механик.
Нумерация
Нумерация — система присвоения уникальных идентификаторов (номеров) объектам, элементам документа, версиям, записям с целью упорядочения, ссылок и однозначной идентификации.
НФАП
НФАП — Национальный фонд алгоритмов и программ для ЭВМ; в современном IT-контексте термин устарел и не используется в действующих нормативных или технических документах.
НФСи
НФСи — Near Field Communication (NFC); технология беспроводной связи малого радиуса (до 10 см), применяемая для бесконтактных платежей, обмена данными и аутентификации.
Нычка
Нычка — игровой сленг, обозначающий укрытие или место засады; употребляется редко и не имеет устоявшегося значения.
Нью-гейм
Нью-гейм — англоязычный эквивалент «новой игры»; редко используется в русскоязычной среде без кальки.
Нью-гейм+
Нью-гейм+ — англоязычный вариант «новой игры+»; принят в международном игровом сообществе.
Ньюанс
Ньюанс — тонкое различие в поведении системы, дизайне или интерпретации; важен при тестировании и балансировке.
НЭС
НЭС — наружные сети электроснабжения; в IT-глоссарии не применяется без контекста инфраструктурного моделирования.
Ня
Ня — междометие аниме-культуры, выражающее игривость или симпатию; в IT и играх не имеет технического значения.
Няшка
Няшка — уменьшительно-ласкательное от «ня»; в игровом сленге — персонаж или предмет с милым дизайном.