Перейти к основному содержимому

И

Ивент

Англ. event — событие в программной системе или игре, инициируемое пользователем, системой или временем. Может вызывать реакцию в виде обработчика (callback, listener) или изменения состояния.

Игнор

Сокращение от игнорирование — намеренное исключение пользователя, сообщения или действия из взаимодействия. В мессенджерах и играх реализуется через функцию блокировки.

Игра

Интерактивная система, в которой игроки принимают решения в рамках формализованных правил для достижения целей или получения эстетического опыта. Характеризуется геймплеем, нарративом, визуальной и звуковой составляющими.

Играбельность

Совокупность характеристик, определяющих удобство, плавность и удовольствие от взаимодействия с игрой. Включает управляемость, отзывчивость интерфейса, баланс и эргономику.

Игровая зависимость

Поведенческое расстройство, характеризующееся неконтролируемым желанием играть, игнорированием других сфер жизни и продолжением игры несмотря на негативные последствия. Включено в МКБ-11 ВОЗ как «игровое расстройство» (Gaming Disorder).

Игровая механика

Формализованные правила и процедуры, определяющие взаимодействие игрока с игровой системой. Примеры: прокачка, крафт, бой, исследование. Является основой геймплея.

Игровая приставка

Устройство, предназначенное для запуска видеоигр на телевизоре или мониторе. Примеры: PlayStation, Xbox, Nintendo Switch. Отличается от ПК фиксированной конфигурацией и закрытой экосистемой.

Игровая сессия

Период непрерывного взаимодействия игрока с игрой, от запуска до выхода. В многопользовательских играх — временной интервал, в течение которого активна сетевая партия.

Игровое пространство

Виртуальная среда, в которой происходят игровые события. Может быть линейной, открытым миром или процедурно генерируемой. Включает геометрию, физику, освещение и интерактивные объекты.

Игровое расстройство

Психическое расстройство, определённое ВОЗ (МКБ-11, код 6C51), при котором паттерн игрового поведения настолько выражен, что приводит к значительному ухудшению личной, социальной, образовательной или профессиональной сферы жизни.

Игровой движок

Игровой движок — базовое программное обеспечение компьютерной игры.

Игровой опыт

Субъективное восприятие и эмоциональный отклик игрока, формируемый в результате взаимодействия с игровой системой, включая нарратив, механики, эстетику и социальные аспекты.

Игровой процесс

Синоним геймплея — совокупность действий игрока и реакций системы в рамках правил игры. Определяет динамику и ритм взаимодействия.

Игровой счёт

Числовая метрика, отражающая прогресс, результат или эффективность игрока в рамках сессии или уровня. Может быть временным (очки за раунд) или накопительным (рейтинг).

Игрок

Участник игры, осуществляющий управление персонажем, механикой или системой. В IT-контексте — также пользователь интерактивного приложения.

Игромания

Разговорный термин, обозначающий чрезмерное, навязчивое увлечение играми, часто сопровождающееся пренебрежением к бытовым и социальным обязанностям. Не является клиническим диагнозом.

Игроморг

Жаргонное обозначение игрока, проводящего чрезвычайно много времени за игрой, часто в ущерб сну, гигиене и социальным контактам. Слово образовано от «игроман» и «морг» (метафора смерти от переутомления).

Идемпотентность

Идемпотентность — свойство операции, при котором многократное её применение даёт тот же результат, что и однократное. Формально: операция f идемпотентна, если ∀x: f(f(x)) = f(x). Это понятие берёт начало в математике (например, операция взятия модуля: | |−5| | = |−5| = 5), но в IT приобрело огромную практическую значимость — особенно в распределённых системах, где ошибки, таймауты и повторные попытки неизбежны.

Идентификатор, ID

Идентификатор, ID (англ. data name, identifier — опознаватель) — уникальный признак объекта, позволяющий отличать его от других объектов, то есть идентифицировать. Идентификатор (ID) — уникальный код или символ, который используется для идентификации объекта, записи или пользователя в системе.

Идентификационные типы

Идентификационные типы интерпретируются не как число, а как уникальный идентификатор объекта.

Идентификация в информационных системах

Идентификация в информационных системах — процедура, в результате выполнения которой для субъекта идентификации выявляется его идентификатор, однозначно идентифицирующий этого субъекта в информационной системе. Для выполнения процедуры идентификации в информационной системе субъекту предварительно должен быть назначен соответствующий идентификатор (то есть проведена регистрация субъекта в информационной системе).

Идея

Идея — начальная, ещё неформализованная форма концепции, гипотезы или замысла, лежащая в основе любого технического, проектного или научного решения. В инженерной практике идея — это не обязательно «озарение»; чаще это результат системного мышления: наблюдения за несоответствием («вот здесь много ручной работы»), анализа ограничений («текущее решение не масштабируется»), обобщения опыта («в трёх проектах подряд возникла одна и та же проблема»). Ключевое отличие идеи от спецификации — её гибкость: идея допускает множественные интерпретации и воплощения. Например, идея «единое окно для всех сервисов» может реализоваться как портал, как микросервисная шина, как CLI-агрегатор — выбор зависит от контекста. В методологиях Lean и Design Thinking идея проходит через цикл: формулировка → валидация (MVP, интервью) → итерация → принятие/отклонение. Иногда идея не «прорывается», но остаётся ценной — как отрицательный результат: она исключает неэффективный путь. Поэтому культура документирования идей (даже отброшенных) — признак зрелой инженерной среды.

Иерархия

Иерархия (др.-греч. ἱεραρχία — «управление верховного священнослужителя», от ἱερός — «священный» и ἀρχή — «власть») — положение частей или элементов чего-либо в порядке от высшего к низшему. Иерархия — это структура, в которой элементы организованы в иерархическом порядке, то есть имеют родителей и потомков.

Иерархия наследования или иерархия классов

Иерархия наследования или иерархия классов — дерево, элементами которого являются классы и интерфейсы.

ИЖС

Индивидуальное жилищное строительство — вид разрешённого использования земельных участков, предназначенный для возведения отдельно стоящего жилого дома высотой не более трёх этажей. Регулируется Градостроительным кодексом РФ.

Изабель

Персонаж серии Animal Crossing — помощница мэра, отвечающая за экономику, события и бюрократические функции в деревне.

Избыточность

Избыточность — наличие в системе, сигнале или данных элементов, превышающих минимально необходимый объём для выполнения функции.

Избыточность информации

Избыточность информации — термин из теории информации, означающий превышение количества информации, используемой для передачи или хранения сообщения, над его информационной энтропией. Для уменьшения избыточности применяется сжатие данных без потерь, в то же время контрольная сумма применяется для внесения дополнительной избыточности в поток, что позволяет производить исправление ошибок при передаче информации по каналам, вносящим искажения (спутниковая трансляция, беспроводная передача и т. д.).

Извлечение информации

Извлечение информации (англ. information extraction) — это задача автоматического извлечения (построения) структурированных данных из неструктурированных или слабоструктурированных машиночитаемых документов.

Издательство

Компания, финансирующая, продвигающая и распространяющая видеоигры. Может не заниматься разработкой напрямую (например, Electronic Arts, Ubisoft), выступая в роли издателя для сторонних студий.

Измерение

Измерение — процедура сопоставления физической величины или абстрактного параметра количественному значению в принятой системе единиц.

Изоляция

Изоляция – во время выполнения транзакции параллельные транзакции не должны оказывать влияния на её результат.

Изометрия

Вид проекции в компьютерной графике, при котором трёхмерные объекты отображаются без перспективного искажения, под углом ~30° к горизонту. Часто используется в стратегиях и аркадах для сохранения масштаба объектов.

ИЗУ

Искусственные земельные участки — территории, созданные в результате намыва, рекультивации или иных инженерных мероприятий. Подлежат постановке на кадастровый учёт как объекты недвижимости.

Изъятие

  1. Удаление контента из цифровой платформы по юридическим, этическим или модераторским причинам.
  2. В праве — принудительное изъятие имущества у собственника по решению суда или в интересах государства.

ИИС

Индивидуальный инвестиционный счёт — специальный счёт, открываемый ФЛ в брокерской компании или банке для инвестиций в ценные бумаги с налоговыми льготами.

Иконка

Миниатюрное графическое изображение в пользовательском интерфейсе, представляющее приложение, файл, функцию или действие. Должна быть интуитивно узнаваемой и соответствовать дизайн-системе.

ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии — совокупность технологий, методов и средств для сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации с использованием цифровых систем.

Иллидан Ярость Бури

Персонаж франшизы Warcraft — ночной эльф, ставший демоном-охотником. Известен своей двойственной природой и знаменитой фразой: «Ты не готов».

Имба

Сокращение от англ. imbalanced — несбалансированная механика, персонаж или предмет, имеющий явное преимущество над другими, нарушающее игровую справедливость.

Имп

Мелкий демон в фэнтезийных вселенных (например, Diablo, Warcraft). Часто используется как начальный враг или слуга более могущественных существ.

Император

  1. Персонаж или титул правителя в имперской системе (например, Император человечества в Warhammer 40,000).
  2. В играх — часто символ абсолютной власти или конечной цели.

Империя

  1. Политическая система, объединяющая множество народов и территорий под властью одного правителя или центра.
  2. В стратегиях — государство, управляемое игроком, с экономикой, армией и дипломатией.

Империум Человечества

Галактическая империя в франшизе Warhammer 40,000, охватывающая миллион миров. Характеризуется теократией, ксенофобией, технологическим регрессом и вечной войной.

Импорт

Операция загрузки данных из внешнего источника (файла, API, базы данных) в текущую систему с сохранением структуры и семантики. Противоположность экспорту.

ИМХО

Аббревиатура от англ. In My Humble Opinion — «по моему скромному мнению». Используется в онлайн-дискуссиях для смягчения субъективного суждения.

Имя

Имя — уникальный идентификатор объекта в определённой области видимости, используемый для ссылки на него в коде, конфигурации или документации.

Инвайт

Англ. invite — приглашение присоединиться к закрытой сессии, группе, серверу или мероприятию. В играх реализуется через код, ссылку или системное уведомление.

Инвалидирование

Инвалидирование — процесс аннулирования или пометки как «устаревшего» ранее валидного состояния, кэша, токена, сертификата или данных в связи с изменением внешних условий. Это необходимый механизм поддержания согласованности в системах с временным хранением или отложенной обработкой.

Инвариантность

Инвариантность — свойство сохранения некоторой характеристики (инварианта) при выполнении определённых преобразований или в течение определённого периода времени. В программировании инвариант цикла — условие, которое истинно до входа в цикл, остаётся истинным после каждой итерации и, следовательно, истинно по завершении цикла. Инварианты класса — утверждения, которые должны выполняться в любой момент существования объекта (например, «у списка size всегда равен количеству элементов»). В математике и физике: инвариантность относительно сдвига во времени (законы сохранения), поворота (изотропия пространства), преобразований Лоренца (специальная теория относительности). В тестировании инварианты используются как оракулы: если инвариант нарушается — ошибка. Важно: инвариант — не просто «наблюдение», а специфицированное требование, часто формализуемое (например, в контрактном программировании: ensures, invariant в Eiffel, Dafny).

Инвентарь

Система хранения предметов, доступных игроку в игре. Может быть ограничен по слотам, весу или категории. Является ключевым элементом экономики и крафта.

Инвестиция

Инвестиция — вложение капитала (денег, времени, ресурсов) с целью получения дохода или иного полезного эффекта в будущем. В узком экономическом смысле — покупка акций, облигаций, недвижимости. В широком — любое действие, где сегодняшние затраты оправданы ожидаемой отдачей завтра.

Индекс

Индекс (лат. index — список, реестр, указатель, а также указательный палец) — число, буквы или другая комбинация символов, указывающая место элемента в совокупности, номинальной шкале или характеризующая состояние некоторой системы, например показатель активности, производительности, развития, изменения чего-либо. Индекс — это структура данных, созданная для ускорения поиска, сортировки или фильтрации данных в базе данных.

Индексация

Индексация — процесс создания и поддержки индексов для ускорения доступа к данным. В узком смысле — операция построения индексной структуры (например, CREATE INDEX idx_email ON users(email)). В широком — стратегия управления индексами: выбор полей, типов индексов, мониторинг использования (в PostgreSQL — pg_stat_user_indexes), удаление неиспользуемых индексов. В поисковых системах индексация — сбор, анализ и структурирование контента веб-страниц для быстрого поиска по ключевым словам (обратный индекс). В документации индексация — создание предметного указателя (index в книге), где термины сопровождаются номерами страниц; это отдельный процесс от нумерации и оглавления. Качественная индексация документа требует понимания целевой аудитории: какие термины они будут искать, какие синонимы использовать.

Инди

Сокращение от инди-игра (англ. indie game) — проект, разработанный независимой студией или отдельным разработчиком без поддержки крупного издателя. Отличается творческой свободой и экспериментальным дизайном.

Индиана Джонс

Персонаж кинофраншизы — археолог и искатель приключений. Вдохновил множество игровых персонажей и жанров (например, Uncharted).

Индуктивность

Индуктивность — физическая величина, характеризующая способность проводника (обычно в форме катушки) накапливать энергию в магнитном поле при протекании через него электрического тока. Измеряется в генри (Гн). Чем больше витков, чем плотнее намотка и чем выше магнитная проницаемость сердечника — тем выше индуктивность. Основное свойство индуктивности: она противодействует изменению тока. При резком увеличении тока катушка «сопротивляется», накапливая энергию; при уменьшении — отдаёт её, поддерживая ток (явление самоиндукции). Это делает индуктивности незаменимыми в фильтрах (подавление ВЧ-помех), импульсных источниках питания (накопление энергии в дросселях), резонансных контурах (совместно с конденсаторами). В высокоскоростных цифровых цепях паразитная индуктивность проводников и переходных отверстий (vias) вызывает выбросы напряжения («звонообразность», ringing) и задержки фронта сигнала — поэтому при проектировании PCB стремятся её минимизировать. Индуктивность — не «недостаток», а свойство, которое можно и нужно контролировать.

Инженерные изыскания

Обязательная часть градостроительной деятельности, включающая геодезические, геологические, экологические и иные исследования территории для обеспечения безопасности и обоснованности проектирования объектов капитального строительства.

Инкапсуляция

Инкапсуляция – размещение в одном компоненте данных и методов, которые с ними работают. В реализации большинства языков программирования (C++, C#, Java и другие) обеспечивается механизм сокрытия, позволяющий разграничивать доступ к различным частям компонента.

Инквизитор

  1. Персонаж-расследователь в религиозных или магических вселенных (например, Dragon Age: Inquisition).
  2. Роль в настольных играх — игрок, выявляющий предателей.

Инквизиция

Исторический институт католической церкви по борьбе с ересями. В играх часто используется как антураж власти, страха и преследований.

ИНН

Идентификационный номер налогоплательщика — уникальный цифровой код, присваиваемый ФНС ФЛ (12 цифр) и ЮЛ/ИП (10 цифр) для учёта в налоговой системе.

Индржих

Персонаж игры Kingdom Come: Deliverance — отец главного героя, кузнец и ветеран войн.

Индустрия

Совокупность предприятий и организаций, занятых в определённой сфере. В IT — игровая индустрия, индустрия ПО, индустрия кибербезопасности.

Индюшатина

Шутливое обозначение инди-игр, часто с намёком на низкое качество или чрезмерную наивность. Происходит от игры слов: «инди» → «индейка» → «индюшатина».

Инкремент

Инкремент (от лат. incrementum — «приращение») — операция увеличения значения на фиксированную величину, обычно на единицу. В программировании обозначается оператором ++ (в C-подобных языках) или функцией inc() (в функциональных).

Инкрементальная разработка

Инкрементальная разработка — выпуск продукта небольшими, работоспособными частями (итерациями), каждая из которых добавляет ценность по сравнению с предыдущей.

Инкрементное обновление

Инкрементное обновление — изменение только тех файлов/модулей, которые затронуты (в отличие от full-обновления).

Инкрементное резервное копирование

Инкрементное резервное копирование — сохранение только данных, изменившихся с момента последнего бэкапа.

Инопланетяне

Раса внеземных существ в научно-фантастических играх (XCOM, Mass Effect, Halo). Могут быть антагонистами, союзниками или объектами исследования.

Инст

Сокращение от инструкция — в разработке и документации означает краткое руководство по выполнению операции (например, «инст по установке»).

Институт

Институт — в широком смысле, устойчивая форма социальной организации, закреплённая нормами, правилами и традициями, которая регулирует определённую сферу общественной жизни (например, институт брака, институт собственности). В узком, профессиональном значении — организация, занимающаяся научными исследованиями, разработкой стандартов или экспертной деятельностью (например, Институт точной механики и вычислительной техники, Институт проблем передачи информации РАН).

Инструкция

Документ или встроенное руководство, описывающее порядок использования программного продукта, игры или технического устройства. Может включать шаги, скриншоты, примеры и устранение неполадок.

Интеллект

  1. В играх — характеристика персонажа, влияющая на магические способности, урон или сопротивление.
  2. В ИИ — способность системы к обучению, рассуждению и адаптации.

Интерактивность

Свойство системы реагировать на действия пользователя с обратной связью в реальном или псевдореальном времени. Основа отличия игр и симуляций от пассивных медиа.

Интеграционное тестирование

Интеграционное тестирование (англ. Integration testing, иногда называется англ. Integration and Testing, аббревиатура англ. I&T) — одна из фаз тестирования программного обеспечения, при которой отдельные программные модули объединяются и тестируются в группе. Обычно интеграционное тестирование проводится после модульного тестирования и предшествует системному тестированию.

Интеграция

Процесс объединения отдельных компонентов, систем или сервисов в единое целое для обеспечения совместной работы, обмена данными и согласованного функционирования.

Интеграция данных

Интеграция данных — объединение данных, находящихся в различных источниках, и предоставление данных пользователям в унифицированном виде.

Интегрированная среда разработки, ИСP

Интегрированная среда разработки, ИСP (англ. integrated development environment — IDE), также единая среда разработки, ЕСР — комплекс программных средств, используемый программистами для разработки программного обеспечения (ПО).

Интернет

Глобальная система взаимосвязанных компьютерных сетей, использующая протоколы TCP/IP для передачи данных. Предоставляет инфраструктуру для веба, электронной почты, потокового вещания и онлайн-игр.

Интернет-маркетинг

Комплекс мер по продвижению продуктов и услуг в цифровой среде, включая SEO, контекстную рекламу, email-рассылки, SMM и партнёрские программы.

Интерпретатор

Интерпретатор (англ. interpreter ıntə:'prıtə, от лат. interpretator — толкователь) — программа (разновидность транслятора), выполняющая интерпретацию. Интерпретатор — это программа, которая выполняет код на лету, переводя его из исходного формата в машинный код построчно или блоками, без предварительной компиляции.

Интерпретация

Интерпретация — построчный анализ, обработка и выполнение исходного кода программы или запроса, в отличие от компиляции, где весь текст программы перед запуском анализируется и транслируется в машинный или байт-код без её выполнения.

Интерфейс

Интерфейс — совокупность средств, способов и правил взаимодействия между двумя сущностями: человеком и системой, системой и системой, модулем и модулем. От лат. inter («между») + facies («внешний вид») — то есть «то, что находится между».

Интерфейс в ООП

Интерфейс в ООП (англ. interface) — структура программы или синтаксиса, определяющая отношение с объектами, объединёнными некоторым поведением. При проектировании классов разработка интерфейса тождественна разработке спецификации (множества методов, которые каждый класс, использующий интерфейс, должен реализовывать).

Интерфейс командной строки

Интерфейс командной строки (англ. Command line interface, CLI) или командная оболочка — способ взаимодействия между человеком и компьютером путём отправки компьютеру команд, представляющих собой последовательность символов. Команды интерпретируются с помощью специального интерпретатора, называемого оболочкой. Интерфейс командной строки противопоставляется системам управления программой на основе меню, а также различным реализациям графического интерфейса.

Интранет

Интранет (англ. intranet, также интрасеть) — локальная сеть, построенная на технологиях и использующая стандарты Интернета. Слова интранет, интрасеть вошли в русский язык в 1990-е годы.

Инфлюенсер

Лицо с авторитетом в определённой нише (игры, технологии), способное влиять на мнение аудитории через социальные сети, стримы или блоги. Используется в маркетинговых кампаниях.

Информация

Сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах, состоянии и проявлениях, воспринимаемые живыми организмами, техническими устройствами или иными приёмниками для приспособления, деятельности или принятия решений. Информация — это обработанные данные, которые имеют смысл и значение для пользователя или системы.

Информационная безопасность

Информационная безопасность (англ. Information Security, а также — англ. InfoSec) — теория и практика предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, модификации, исследования, регистрации или уничтожения информации, которая является универсальной концепцией, применяемой независимо от формы, которую могут принимать данные (электронная или, например, физическая), основной задачей информационной безопасности которой является сбалансированная защита конфиденциальности, целостности и доступность данных с учётом удобства приложения и без какого-либо ущерба для производительности организации.

Информационная модель объекта капитального строительства

Совокупность структурированных данных, документов и метаданных об объекте строительства, формируемых на всех этапах жизненного цикла — от изысканий до сноса. Является основой BIM-подхода.

Информационная система

Информационная система (ИС) — система обработки информации совместно с соответствующими организационными ресурсами (человеческими, техническими, финансовыми и т. д.), которая обеспечивает и распространяет информацию.

Информационное взаимодействие

Процесс обмена данными между субъектами (людьми, системами, организациями), приводящий к изменению знаний или состояния хотя бы одного участника. В ИТ регулируется стандартами и протоколами.

Инфраструктура

Инфраструктура — совокупность оборудования, программного обеспечения, сетей и других ресурсов, необходимых для функционирования информационных систем.

Исполнительная документация

Комплекс графических и текстовых материалов, фиксирующих фактическое исполнение проектных решений в процессе строительства. Используется для приёмки, ввода в эксплуатацию и последующей эксплуатации объекта.

ИС

Информационная система — совокупность программных, аппаратных и организационных средств, предназначенных для сбора, обработки, хранения и распространения информации в рамках определённой предметной области.

Исключение

Событие в программировании, нарушающее нормальный поток выполнения из-за ошибки (деление на ноль, отсутствие файла) или исключительной ситуации. Обрабатывается через механизмы try/catch.

Искусственный интеллект (ИИ)

Искусственный интеллект (англ. artificial intelligence; AI) в самом широком смысле — это интеллект, демонстрируемый машинами, в частности компьютерными системами. Искусственный интеллект (AI) — это область компьютерных наук, которая изучает способы создания систем, способных к обучению, логическому выводу, распознаванию образов и другим функциям, характерным для человеческого интеллекта.

Исполнитель

Исполнитель — субъект (человек, роль, автоматизированная система), на которого возложена обязанность выполнить конкретное действие в рамках процесса или договора.

Исполняемый файл

Исполняемый файл – программа, файл, который содержит машинный код и может выполнять вычисления.

Испытание

Сложное задание или сценарий в игре, проверяющий навыки игрока (реакция, стратегия, выживание). Может быть частью сюжета или отдельным режимом (например, испытания в Destiny).

Исходник

Исходник (исходный код) — текст программы на языке программирования высокого или среднего уровня, предназначенный для компиляции/интерпретации.

Исходные данные

Необработанные сведения, используемые в качестве входа для алгоритмов, анализа или систем. Не несут интерпретации до применения методов обработки.

Исходный код

Исходный код (также исхо́дный текст) — текст компьютерной программы на каком-либо языке программирования или языке разметки, который может быть прочтён человеком. В обобщённом смысле — любые входные данные для транслятора. Исходный код транслируется в исполняемый код целиком до запуска программы при помощи компилятора или может исполняться сразу при помощи интерпретатора. Исходный код — это набор инструкций, написанных программистом на определенном языке программирования, который затем компилируется или интерпретируется для создания исполняемой программы.

Исцеление

Игровая механика, восстанавливающая здоровье (HP), ману (MP) или снимающая негативные эффекты. Реализуется через заклинания, предметы или способности.

ИТ

Информационные технологии — совокупность методов, процессов и средств для создания, обработки, хранения и передачи информации с использованием компьютеров и сетей.

ИТО

Инженерно-техническое обеспечение — комплекс систем и сооружений, обеспечивающих функционирование объекта строительства: водоснабжение, электроснабжение, вентиляция, связь и др.

Итератор

Итератор — объект, реализующий протокол последовательного доступа к элементам коллекции без необходимости знать внутреннюю структуру этой коллекции. Иными словами, итератор инкапсулирует логику обхода: где находится текущий элемент, как перейти к следующему, когда завершить перебор.

Итерация

Итерация — процесс повторного выполнения последовательности действий, обычно с изменением состояния на каждом шаге, до достижения условия завершения. В узком смысле — один шаг цикла: «вторая итерация цикла for». В широком — сама идея циклического вычисления как альтернатива рекурсии.

Итеративная разработка

Методология создания программного обеспечения, при которой продукт разрабатывается по частям, с последовательными уточнениями требований и функционала на основе обратной связи.

ИУ

Индивидуальные условия кредитного договора — совокупность специфических, персонализированных положений, включаемых в кредитный договор при отклонении от стандартных (типовых) условий, применяемых банком по умолчанию. Такие условия могут касаться размера процентной ставки, срока погашения, порядка предоставления обеспечения, графика платежей, штрафных санкций или особых обязательств заёмщика и кредитора. ИУ утверждаются на основе внутренних регламентов кредитной организации и согласуются с клиентом перед подписанием договора. В отличие от стандартных условий, ИУ требуют дополнительного согласования на уровне уполномоченных лиц (например, УДЛ) и фиксируются в приложениях к договору либо в самом тексте с выделением специальной секции. ИУ часто используются в корпоративном кредитовании и при обслуживании клиентов с особым статусом (например, в рамках РБ или МБ-сегментов).

Ишью

Англ. issue — задача, баг или запрос в системе управления проектами (GitHub Issues, Jira). Может быть связан с доработкой, ошибкой или предложением улучшения.