З
Зависание
Состояние программной системы, при котором интерфейс перестаёт реагировать на действия пользователя или внешние события. Обычно вызвано блокировкой основного потока выполнения, бесконечным циклом или ожиданием ресурса. Англ. hang.
Зависимость
Зависимость — это компонент или библиотека, которая используется в программе и необходима для её работы.
Заглушка
Заглушка (в программировании) — функция, не выполняющая никакого осмысленного действия, возвращающая пустой результат или входные данные в неизменном виде. То же самое, что заглушка метода.
Заголовок
Заголовок — элемент структуры документа или интерфейса, кратко выражающий содержание последующего раздела, блока или страницы.
Заголовки HTTP
Заголовки HTTP (англ. HTTP Headers) — это строки в HTTP-сообщении, содержащие разделённую двоеточием пару параметр-значение. Формат заголовков соответствует общему формату заголовков текстовых сетевых сообщений ARPA (см. RFC 822). Заголовки должны отделяться от тела сообщения хотя бы одной пустой строкой.
Загрузить игру
- Установить — скопировать и подготовить исполняемые файлы и ресурсы игры на устройство.
- Запустить или восстановить сессию — инициировать выполнение игры или загрузить сохранённое состояние (save file).
Загрузка
Процесс передачи данных из долговременного хранилища (HDD, SSD, облако) в оперативную память для последующей обработки или отображения. В веб-контексте — получение ресурсов (HTML, изображений, скриптов) браузером с сервера.
Задание
Структурированная игровая задача, выдаваемая игроку через неигрового персонажа (NPC) или систему. Обычно включает цели, условия выполнения и награду. Синоним: квест, миссия.
Задача
Единица работ в системе управления проектами или трекере задач (Jira, Trello). Характеризуется описанием, приоритетом, исполнителем, сроком, статусом и зависимостями.
Задержка соединения
Временной интервал между отправкой пакета данных и получением подтверждения (RTT — round-trip time). В сетевых играх проявляется как лаг — несоответствие между действиями игрока и откликом системы.
Задрот
Жаргонное обозначение игрока, чрезмерно увлечённого одной игрой или механикой, часто в ущерб социальной адаптации или другим аспектам жизни. В игровых сообществах может использоваться иронически или оценочно.
Заказчик
Физическое или юридическое лицо, инициирующее разработку программного обеспечения, формулирующее требования и принимающее результат. В государственных закупках — заказчик по 44-ФЗ/223-ФЗ.
Закладка
Закладка (англ. bookmark) — избранная, любимая интернет-ссылка в браузере или выбранное место (позиция) в тексте.
Заклинание
Магическая способность в ролевых и фэнтезийных играх, реализуемая через игровые механики: расход маны, кулдаун, эффект (урон, лечение, контроль). Может быть визуализирована как анимация или звук.
Закон
Закон — нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый представительным органом власти (Госдума РФ) и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Закрытая игра
- Многопользовательский сеанс, доступный только по приглашению или с вводом пароля.
- Этап тестирования — см. ЗБТ.
Закрытая сеть
Компьютерная сеть, изолированная от общедоступного интернета. Используется для повышения безопасности (например, сеть промышленного управления — ICS/SCADA).
Закрытое программное обеспечение
Программный продукт, исходный код которого недоступен пользователю и распространяется на условиях проприетарной лицензии. Противопоставляется открытому ПО (open source).
Закрытый исходный код
Состояние проекта, при котором код не публикуется и не предоставляется третьим лицам. Характерно для коммерческих продуктов с защитой интеллектуальной собственности.
Закрытый порт
Состояние сетевого порта, при котором входящие соединения отклоняются или игнорируются. В отличие от фильтруемого порта, закрытый порт отправляет явный отказ (RST в TCP).
Закрытый цикл разработки
Модель жизненного цикла ПО, при которой все этапы — от анализа до поддержки — выполняются внутри одной организации без внешнего участия.
Залог
Залог — способ обеспечения исполнения обязательства, при котором кредитор (залогодержатель) приобретает право в случае неисполнения должником (залогодателем) обязательства получить удовлетворение своего требования за счёт определённого имущества (предмета залога), оставаясь при этом кредитором по основному обязательству.
Замыкание
Замыкание (англ. closure) в программировании — это различные методики передачи в функцию первого класса (она же callback) информации о переменных вне её тела. Замыкание (Closure) — это функция, которая "запоминает" внешние переменные, даже если они находятся вне области видимости, и может использовать их при последующем вызове.
Запахи кода
Запахи кода (англ. code smells) — это ключевые признаки необходимости рефакторинга. Существуют запахи, специфичные как для парадигм программирования, так и для конкретных языков. Основной проблемой, с которой сталкиваются разработчики при борьбе с запахами кода, является то, что критерии своевременности рефакторинга невозможно чётко формализовать без апелляции к эстетике и условному чувству прекрасного. Запахи кода — это не набор чётких правил, а описание мест, на которые нужно обращать внимание при рефакторинге. Они легко обнаруживаются, но при этом не во всех случаях свидетельствуют о проблемах.
Запись
Запись — агрегатный тип данных, инкапсулирующий без сокрытия набор значений различных типов.
Запрос
Запрос — это операция, отправляемая системе для получения или изменения данных.
Защита
Характеристика персонажа или объекта, снижающая получаемый урон. Может быть представлена как броня (physical defense), магическое сопротивление (magic resistance) или уклонение (dodge chance).
Защита памяти
Защита памяти (англ. Memory protection) — это способ управления правами доступа к отдельным регионам памяти. Используется большинством многозадачных операционных систем. Основной целью защиты памяти является запрет доступа процессу к той памяти, которая не выделена для этого процесса. Такие запреты повышают надёжность работы как программ, так и операционных систем, так как ошибка в одной программе не может повлиять непосредственно на память других приложений. Следует различать общий принцип защиты памяти и технологии ASLR или NX-бит.
Защита персональных данных
Защита персональных данных — комплекс мероприятий технического, организационного и организационно-технического характера, направленных на защиту сведений, относящихся к определённому или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных).
Защищённый режим
Защищённый режим (режим защищённой виртуальной адресации) — режим работы x86-совместимых процессоров. Частично был реализован уже в процессоре 80286, но там существенно отличался способ работы с памятью, так как процессоры ещё были 16-битными и не была реализована страничная организация памяти. Первая 32-битная реализация защищённого режима — процессор Intel 80386. Применяется в совместимых процессорах других производителей. Данный режим используется в современных многозадачных операционных системах, Windows, Linux, macOS.
Заявитель
Физическое или юридическое лицо, обратившееся в уполномоченный орган или организацию за получением государственной, муниципальной или коммерческой услуги. В цифровых сервисах — пользователь, инициировавший запрос.
Заявление
Заявление — официальный документ, содержащий просьбу, уведомление или намерение заявителя, адресованный уполномоченному субъекту.
ЗБТ
Закрытое бета-тестирование — фаза тестирования программного продукта с участием ограниченного круга лиц (по приглашению), направленная на выявление критических ошибок и оценку пользовательского опыта до публичного релиза.
ЗВ
Аббревиатура от звуковые волны или звуковое вещание. В контексте мультимедиа и геймдизайна — обозначение аудиоэффектов, музыки и голосовых дорожек.
Зверолюди
Фэнтезийная раса, сочетающая антропоморфные и звериные черты (например, оборотни, кхаджиты в The Elder Scrolls). В игровом дизайне часто наделяются уникальными способностями (ночное зрение, повышенная ловкость).
Зверь
- Тип врага или призываемого существа в играх (например, Beast в Elden Ring).
- В некоторых вселенных — антагонист или воплощение хаоса.
Звуковая плата
Аппаратный компонент компьютера, отвечающий за обработку и вывод аудиосигнала. Современные системы чаще используют интегрированное аудио, но профессиональные задачи требуют дискретных аудиоинтерфейсов.
Звуковой движок
Программный модуль, управляющий воспроизведением, пространственным позиционированием, микшированием и эффектами аудио в приложении (например, FMOD, Wwise).
Здание
Результат строительства — объёмное надземное сооружение, предназначенное для проживания, деятельности, производства или хранения. Включает инженерные системы и подлежит учёту в государственных реестрах (ЕГРН).
Здоровье
Игровая характеристика, определяющая живучесть персонажа или объекта. Выражается в единицах (HP — Hit Points). При снижении до нуля наступает состояние смерти, уничтожения или недееспособности.
Зелёный магазин
Магазин, ассоциируемый с экологическими ценностями — в играх может быть тематической локацией (например, магазин растений, зелий или возобновляемых ресурсов). В реальности — торговая точка с акцентом на устойчивое потребление.
Зельда
Главный женский персонаж франшизы The Legend of Zelda от Nintendo. Часто — принцесса и носительница Силы Мудрости.
Зелье
Предмет в ролевых и фэнтезийных играх, обеспечивающий мгновенный или временный эффект: восстановление здоровья/маны, усиление характеристик, наложение дебаффа.
Земельный участок
Часть земной поверхности, имеющая установленные границы, площадь, кадастровый номер, разрешённое использование и правовой статус. Является объектом недвижимости и подлежит государственной регистрации.
Земля
- В играх — базовая локация, планета или среда обитания.
- В геоинформационных системах — референсная поверхность для координат.
- В электронике — общий провод («земляной» контур), служащий опорным потенциалом.
Зератул
Персонаж франшизы StarCraft — тёмный прелат расы протоссов, обладающий пророческими способностями и играющий ключевую роль в сюжете.
Зерги
Внеземная раса в StarCraft, представляющая собой коллективный разум с биологической основой. Специализируются на быстром размножении и массовых атаках.
Зеркало
- Зеркало репозитория — копия программного репозитория (например, PyPI, npm) на альтернативном сервере для повышения доступности и скорости загрузки.
- Зеркало сайта — реплика веб-ресурса на другом домене или IP, используемая при блокировках или для балансировки нагрузки.
Зеркальное отображение данных
Технология репликации, при которой изменения в основном хранилище немедленно дублируются на резервном. Обеспечивает высокую доступность и отказоустойчивость (англ. mirroring).
Зерно случайности
Начальное значение (seed), используемое генератором псевдослучайных чисел для воспроизводимой последовательности. Широко применяется в процедурной генерации миров (Minecraft, No Man’s Sky).
ЗК РФ
Земельный кодекс Российской Федерации — базовый нормативно-правовой акт, регулирующий правовые отношения по владению, пользованию и распоряжению землёй. Используется в ГИС, ЕГРН и правовых IT-системах.
Злодей
Персонаж, выступающий в роли антагониста, мотивированного эгоистичными, разрушительными или иерархически противоположными целями по отношению к герою. Может обладать сложной мотивацией (grey villain).
Змейка
Классическая аркадная игра, в которой игрок управляет растущей линией («змейкой»), избегая столкновений с границами и собственным телом. Один из первых примеров геймплея на мобильных устройствах.
Знай своего клиента
Знай своего клиента (англ. know your customer, сокращённо KYC) — термин банковского и биржевого регулирования для финансовых институтов и букмекерских контор, а также других компаний, работающих с деньгами частных лиц, означающий, что они должны идентифицировать и установить личность контрагента, прежде чем проводить финансовую операцию.
Значение
Значение : информация, связанная с ключом.
Значок
Значок, или иконка (от англ. icon) — элемент графического интерфейса, небольшая картинка, обозначающая приложение, файл, каталог, окно, компонент операционной системы, устройство и т. п. Щелчок мышкой или другим указательным устройством ввода на иконке запускает соответствующее действие (происходит запуск приложения, открытие файла и т. д.).
Зои
Персонаж кооперативного шутера Left 4 Dead 2 — выжившая с медицинским образованием, использующая навыки первой помощи.
Золото
Общепринятая игровая валюта в фэнтезийных и RPG-вселенных. Используется для покупки предметов, улучшения снаряжения, найма NPC.
Зомби
Архетипический враг в хоррор- и survival-играх — восставший из мёртвых человек, либо инфицированный патогеном. Часто лишён разума и атакует живых.
Зона
Зона — часть дерева доменных имён (включая ресурсные записи), размещаемая как единое целое на некотором сервере доменных имён (DNS-сервере, см. ниже), а чаще — одновременно на нескольких серверах (см. ниже). Целью выделения части дерева в отдельную зону является передача ответственности (см. ниже) за соответствующий домен другому лицу или организации. Это называется делегированием (см. ниже). Как связная часть дерева, зона внутри тоже представляет собой дерево. Если рассматривать пространство имён DNS как структуру из зон, а не отдельных узлов/имён, тоже получается дерево; оправданно говорить о родительских и дочерних зонах, о старших и подчинённых. На практике большинство зон 0-го и 1-го уровня ('.', ru, com, …) состоят из единственного узла, которому непосредственно подчиняются дочерние зоны. В больших корпоративных доменах (2-го и более уровней) иногда встречается образование дополнительных подчинённых уровней без выделения их в дочерние зоны.
Зона в видеоиграх
Зона в видеоиграх — выделенная территория с уникальными правилами, врагами, ресурсами (например, Зона Отчуждения в STALKER).
Зона с особыми условиями использования территории
Территория, на которой вводятся правовые ограничения в использовании земель и объектов недвижимости (например, охранные зоны вокруг ЛЭП, заповедники, санитарно-защитные зоны промпредприятий).
Зональная маршрутизация
Алгоритм направления сетевого трафика на основе географических или логических зон. Применяется в распределённых системах и CDN.
Зоны DNS
Логические разделы в иерархии DNS, управляемые отдельными администраторами. Каждая зона содержит записи ресурсов (A, MX, CNAME и др.) для поддоменов.
Зоны отказоустойчивости
Англ. Availability Zones — изолированные дата-центры в рамках одного региона облачного провайдера (AWS, Azure), обеспечивающие независимость от сбоев питания, сети и других инфраструктурных компонентов.
Зритель
Пользователь, наблюдающий за трансляцией (стримом) без активного участия. Может взаимодействовать через чат, донаты или опросы.
Зум
- Увеличение масштаба отображения (камеры, карты, интерфейса).
- В оптике — изменение фокусного расстояния объектива (оптический зум) или программное масштабирование (цифровой зум).
Зумер
Разговорное обозначение представителя поколения Z (рождённых после ~1997 г.), активно использующего цифровые технологии. В игровом контексте — игрок, выросший на мобильных играх, стримах и социальных платформах.
Зум-платформа
Служба видеоконференцсвязи Zoom, получившая широкое распространение в удалённой работе и обучении. Не является игровым термином, но упоминается в IT-контексте из-за массового использования.