Б
БА
Бизнес-аналитик — специалист, выступающий «мостом» между бизнесом и IT: собирает БТ, моделирует БП, участвует в проектировании решений, тестирует результат. В отличие от системного аналитика, БА фокусируется на бизнес-ценности, а не на архитектуре.
БА
Бюджетные ассигнования — лимиты средств, доведённые до получателя (ГРБС, казённого учреждения) в рамках утверждённого бюджета на определённый период (год, квартал). БА отражают право тратить, но не означают фактическое наличие денег на счетах.
Бааз
Бааз — устаревшая или региональная форма названия базы данных. Не является стандартным термином в современной ИТ-терминологии.
Баал
Баал — персонаж франшизы Diablo. Не является техническим термином и сохранён только в случае необходимости культурной ссылки.
Баг
Баг (от англ. bug; синонимы: дефект, ошибка) — отклонение в поведении программного обеспечения от ожидаемого или специфицированного. Может проявляться как сбой, некорректный вывод, утечка ресурсов или нарушение безопасности. Термин употребляется также в отношении аппаратных дефектов.
База данных
База данных — организованная совокупность структурированных данных, хранящихся в электронном виде и управляемых с помощью системы управления базами данных (СУБД). Базы данных поддерживают операции создания, чтения, обновления и удаления данных (CRUD), а также транзакции, индексацию и обеспечение целостности.
База знаний
База знаний (англ. knowledge base, KB) — специализированная база данных, содержащая факты, правила вывода и эвристики в определённой предметной области. Используется в экспертных системах, системах поддержки принятия решений и интеллектуальном анализе данных.
Базирование
Базирование — процесс привязки геометрических элементов, конструкций или данных к опорной (базовой) системе координат или к другим элементам с целью однозначного определения их положения, ориентации и взаимосвязей. В CAD-системах базирование задаёт, как деталь устанавливается в сборку: например, совмещение плоскости детали с базовой плоскостью узла. В СУБД — термин иногда используется в значении «привязка данных к конкретной схеме или контексту» (например, базирование справочников на классификаторы). В документации и стандартах базирование означает ссылку на утверждённые источники (ГОСТ, RFC, ISO), которые служат обоснованием требований или решений. Хорошее базирование снижает неопределённость, повышает воспроизводимость и облегчает верификацию.
Базовая линия
Базовая линия (англ. baseline) — эталонное состояние системы, конфигурации или метрики, относительно которого проводится сравнение при тестировании, мониторинге или аудите изменений.
Базовая станция
Базовая станция (англ. base station, BS) — сетевое оборудование в беспроводных телекоммуникациях (например, в сотовых сетях), обеспечивающее радиосвязь между абонентскими устройствами и магистральной сетью.
Базовый пакет
Базовый пакет (англ. base package) — минимальный набор компонентов программного продукта, необходимый для его функционирования без дополнительных модулей или расширений.
Базовый сценарий
Базовый сценарий (англ. happy path) — последовательность шагов в процессе или пользовательском потоке, ведущая к успешному завершению без ошибок или исключений.
Байесовская фильтрация
Байесовская фильтрация — метод классификации данных, основанный на теореме Байеса. Широко применяется для фильтрации спама, анализа тональности текста и диагностики.
Байквайт
Байквайт (англ. bykeweight, от bike и white) — не является общепринятым термином в ИТ. Возможно, ошибка или жаргон. Не включён.
Байонетта
Персонаж и серия игр. Не является техническим термином.
Байт
Байт (англ. byte) — минимальная адресуемая единица памяти в большинстве современных архитектур, состоящая из 8 бит. В исторических системах размер байта мог отличаться. Для недвусмысленного обозначения 8-битной группы используется термин октет (в сетевых протоколах, например, в OSI).
Байт-код
Байт-код — промежуточное представление программного кода, предназначенное для выполнения на виртуальной машине (например, JVM, CLR, Python VM). Байт-код обеспечивает переносимость, безопасность и эффективность относительно исходного кода.
Баланс
В ИТ-контексте — распределение нагрузки или ресурсов для обеспечения устойчивости и производительности (см. балансировка нагрузки).
Балансировка
Балансировка — распределение рабочей нагрузки между несколькими исполнителями (процессами, потоками, серверами, дисками) с целью повышения общей производительности, отказоустойчивости и масштабируемости. Балансировка может быть статической (заранее известное распределение, например, round-robin) или динамической (основанной на реальном состоянии узлов — загрузке CPU, количестве соединений, времени отклика). Веб-серверы (Nginx, HAProxy), облачные платформы (AWS ELB, Azure Load Balancer), СУБД (репликация с балансировкой чтения) и распределённые файловые системы (Ceph, GlusterFS) активно используют балансировку. Важно различать балансировку нагрузки (load balancing) и отказоустойчивость (fault tolerance): первая направлена на эффективность, вторая — на непрерывность работы. Однако на практике они тесно связаны: правильно спроектированная балансировка включает механизмы обнаружения отказов и автоматического вывода узлов из пула.
Балансировка нагрузки
Балансировка нагрузки (англ. load balancing) — распределение входящих запросов между несколькими серверами или вычислительными узлами с целью оптимизации использования ресурсов, минимизации времени отклика и обеспечения отказоустойчивости. Реализуется с помощью аппаратных или программных балансировщиков (например, Nginx, HAProxy, AWS ELB).
Бандай Намко
Компания-разработчик. Не является ИТ-термином.
Баннер
В веб-разработке — графический или текстовый элемент, используемый для рекламы или навигации. В системном администрировании — текстовое сообщение, отображаемое при входе в систему (login banner), информирующее о правилах использования.
Банхаммер
Жаргонное выражение. Не является техническим термином.
Барабан
Барабан — устаревшее, но всё ещё встречающееся в исторических и технических текстах название магнитного барабана — одного из самых ранних видов энергонезависимой внешней памяти, применявшихся в вычислительных машинах середины XX века. Магнитный барабан представлял собой металлический цилиндр, покрытый ферромагнитным слоем, по поверхности которого перемещались неподвижно закреплённые считывающие и записывающие головки. Вращаясь с высокой скоростью, барабан позволял относительно быстро (по меркам того времени) получать доступ к данным. Уже к концу 1950-х годов барабаны начали вытесняться магнитными дисками, обладавшими большей ёмкостью и лучшей масштабируемостью. В современной практике термин «барабан» может использоваться иронично или метафорически — например, для обозначения устаревшей, но надёжной технологии, или в описании внутреннего устройства некоторых устройств (например, в лазерных принтерах), хотя здесь он уже не относится к запоминающим устройствам.
Батарея
В контексте ИТ — источник автономного питания для мобильных устройств и серверов. В системах ИБ — элемент ИБП (источника бесперебойного питания).
Баттл-пасс
Монетизационная модель в играх. Не относится к базовой ИТ-терминологии.
Баттл-рояль
Жанр видеоигр. Не является техническим термином.
Бафф
Игровой термин. Не включён в профессиональный ИТ-глоссарий.
Баш
Bash (Bourne-Again SHell) — стандартная командная оболочка в большинстве дистрибутивов Linux и macOS. Поддерживает скриптование, управление процессами, перенаправление потоков и работу с переменными. Является POSIX-совместимой.
БД
База данных — организованная совокупность структурированных данных, хранящихся в долговременной памяти вычислительной системы и управляемых посредством специализированного программного обеспечения — СУБД (системы управления базами данных).
Безопасность
Безопасность (англ. security) — состояние защищённости информационной системы от угроз целостности, конфиденциальности и доступности данных. Основана на принципах CIA: Confidentiality, Integrity, Availability.
Безопасное программирование
Безопасное программирование — практика разработки ПО с учётом потенциальных уязвимостей (например, буферных переполнений, SQL-инъекций, XSS). Включает использование проверенных библиотек, статического анализа и принципа наименьших привилегий.
Безымянный (серия Gothic)
Персонаж. Не является ИТ-термином.
Белая шляпа
Белая шляпа (англ. white hat) — этичный хакер, проводящий тестирование на проникновение с разрешения владельца системы с целью выявления уязвимостей.
Белый список
Белый список (англ. allowlist, ранее whitelist) — список сущностей (IP-адресов, пользователей, доменов), которым разрешён доступ или выполнение операций. Противоположность чёрному списку.
Бензопила
Персонаж/оружие. Не является ИТ-термином.
Берсерк
Игровая механика. Не включён.
Бесплатное программное обеспечение
Бесплатное программное обеспечение (англ. freeware) — ПО, распространяемое без оплаты, но не обязательно с открытым исходным кодом или свободой модификации. Отличается от свободного ПО (free software).
Бесплатное ПО с открытым исходным кодом
См. Открытое программное обеспечение.
Бесплатная игра
Free-to-play (F2P) — бизнес-модель. Не включён.
Беспроводная локальная сеть
Беспроводная локальная сеть (WLAN, Wi-Fi) — сеть передачи данных, использующая радиоволны вместо проводов. Стандарты: IEEE 802.11a/b/g/n/ac/ax. Работает в диапазонах 2.4 ГГц и 5/6 ГГц.
Бестиарий
Игровой термин. Не включён.
Бета-тестирование
Бета-тестирование — этап тестирования ПО, проводимый вне команды разработки, часто с участием конечных пользователей. Цель — выявление ошибок в реальных условиях и сбор обратной связи. Отличается от альфа-тестирования отсутствием доступа к исходному коду и отладчику.
БЗ
Сокращение от «база знаний». См. соответствующий термин.
Библиотека
Библиотека — совокупность готовых функций, классов или процедур, предназначенных для повторного использования в программных проектах. Различают статические (встроенные в исполняемый файл) и динамические (подгружаемые во время выполнения, например, DLL, .so).
Библиотека стандартных шаблонов
Библиотека стандартных шаблонов (STL, Standard Template Library) — часть стандартной библиотеки C++, предоставляющая реализации контейнеров (vector, list, map), итераторов, алгоритмов (sort, find) и функциональных объектов на основе шаблонов.
Бизнес-анализ
Бизнес-анализ — дисциплина, направленная на выявление потребностей организации и формулирование решений, которые приносят ценность заинтересованным сторонам. В ИТ используется для описания требований к ПО.
Бизнес-аналитик
Бизнес-аналитик — специалист, моделирующий бизнес-процессы, собирающий и документирующий требования к информационным системам, выступающий связующим звеном между заказчиком и разработчиками.
Бизнес-задача
Бизнес-задача — формулировка цели, достижение которой приносит измеримую ценность бизнесу (например, «сократить время обработки заказа с 24 до 2 часов»).
Бизнес-логика
Бизнес-логика — набор правил, ограничений и процедур, определяющих поведение системы в контексте предметной области. Реализуется в слое домена в архитектуре Clean Architecture, DDD или MVC.
Бизнес-процесс
Бизнес-процесс — устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий, выполняемых субъектами (людьми, системами) для достижения определённого бизнес-результата (продукта или услуги) в рамках регламента. Согласно BPMN 2.0, процесс описывается в виде диаграммы с элементами: события, действия, шлюзы, потоки последовательности и сообщений.
Бинарная операция
Бинарная операция — операция с двумя операндами, возвращающая одно значение. Примеры: сложение (a + b), логическое И (x && y), конкатенация строк.
Бинарный файл
Бинарный файл — файл, содержащий данные в виде последовательности байтов, не предназначенных для прямого чтения человеком (в отличие от текстовых файлов). Примеры: исполняемые файлы, изображения, архивы.
Бинд
В программировании — привязка имени к значению или функции (например, bind() в сокетах или this в JavaScript). В играх — назначение действия на клавишу.
Биовары
Bioware — студия-разработчик. Не является ИТ-термином.
Бит
Бит (англ. bit, от binary digit) — минимальная единица информации, принимающая значения 0 или 1. Используется для измерения объёма данных, энтропии и пропускной способности каналов.
Битовая карта
Битовая карта (англ. bitmap) — способ представления изображения в виде матрицы пикселей, где каждый пиксель кодируется определённым числом бит. Форматы: BMP, PNG, JPEG (с потерями).
Битовый сдвиг
Битовый сдвиг — операция перемещения битов числа влево или вправо. Используется для оптимизации умножения/деления на степени двойки и работы с флагами.
Биток
Сленговое название криптовалюты. Не является техническим термином.
Битрейт
Битрейт — объём данных, передаваемых или обрабатываемых в единицу времени, измеряется в битах в секунду (бит/с). Применяется в аудио-, видео- и сетевых технологиях.
Битрейт переменный
Переменный битрейт (VBR, Variable Bitrate) — метод кодирования, при котором битрейт изменяется в зависимости от сложности данных, обеспечивая лучшее соотношение качества и размера.
Битрейт постоянный
Постоянный битрейт (CBR, Constant Bitrate) — метод кодирования с фиксированной скоростью передачи данных, обеспечивающий предсказуемый объём, но менее эффективный по качеству.
БКИ
Бюро кредитных историй — коммерческая или некоммерческая организация, аккумулирующая и предоставляющая информацию о кредитной истории заёмщиков. БКИ работает как «информационный посредник» между кредиторами и заёмщиками. Данные в БКИ поступают от участников — банков, МФО, лизингодателей и др. — на основании договоров и с соблюдением ФЗ‑152 (согласие субъекта).
Блоб
BLOB (Binary Large Object) — тип данных в СУБД для хранения больших двоичных объектов: изображений, аудио, PDF-файлов. Поддерживается в PostgreSQL, MySQL, Oracle и др.
Блок
Блок — лексическая конструкция в языках программирования, объединяющая последовательность инструкций. Обычно ограничивается фигурными скобками {} или отступами (Python). Определяет область видимости переменных.
Блокбастер
Не является ИТ-термином.
Блокировка
Ограничение доступа к ресурсу, аккаунту или функции. В ИБ — результат срабатывания политик безопасности (например, блокировка IP после множества неудачных попыток входа).
Блокчейн
Блокчейн — распределённая, неизменяемая структура данных, состоящая из связанных криптографическими хэшами блоков. Используется для обеспечения прозрачности, целостности и децентрализованного консенсуса. Основа криптовалют и смарт-контрактов.
Блокчейн-оракул
Блокчейн-оракул — промежуточный сервис, предоставляющий смарт-контрактам данные из внешнего мира (например, курс валюты с биржи).
Блокчейн-транзакция
Блокчейн-транзакция — атомарная операция передачи цифровых активов или исполнения кода в блокчейн-сети. Подписывается приватным ключом и включается в блок после валидации.
Блютус
Bluetooth — стандарт беспроводной связи малого радиуса действия (до 10–100 м), используемый для подключения периферии (клавиатуры, наушники) и передачи данных между устройствами. Версии: Bluetooth 4.0 (BLE), 5.0, 5.3.
Блютусп
Bluetooth Stack — программная реализация протоколов Bluetooth в операционной системе или микроконтроллере.
БО
Банковские операции — совокупность действий, совершаемых кредитной организацией в рамках лицензии ЦБ: приём и выдача наличных, переводы, открытие и ведение счётов (ЛС), кредитование, инкассация, валютные операции, выпуск ценных бумаг и пр. Каждая БО регламентирована внутренними правилами банка и внешними нормами (Указания ЦБ, ФЗ‑395 «О банках и БД», Платёжный кодекс). БО могут выполняться вручную (в РКЦ), автоматически (онлайн-платежи) или в гибридном режиме (например, согласование крупной операции УДЛ + исполнение в системе). В КИС БО — один из базовых типов бизнес-процессов: они логируются, аудируются, подлежат обязательному резервированию (по МСФО 9) и мониторингу на предмет подозрительных операций (115-ФЗ).
Бодрик
Baud rate — скорость передачи символов в последовательной связи, измеряется в бодах. Не путать с битрейтом: при 8N1 один символ = 10 битам.
Боевой пропуск
Не является ИТ-термином.
Бокс
В виртуализации — изолированная среда выполнения (например, Docker-контейнер, VM). В сетях — сетевое устройство (switch, router).
Бомбардировка
В ИБ — атака типа флуд (flood), например, SYN-flood или UDP-flood. В играх — сленг. Только первое значение корректно для ИТ.
Бонус
Игровой термин. Не включён.
Борда
От англ. board — доска (например, Kanban board, discussion board). В ИТ — инструмент управления задачами или общения (Trello, Jira).
Босс
Игровой термин. Не включён.
Бот
Программный агент, выполняющий автоматизированные задачи: веб-скрейпинг, модерация, тестирование. В кибербезопасности — компонент ботнета (вредоносный).
Ботнет
Ботнет (от robot network) — сеть заражённых устройств под единым управлением злоумышленника, используемая для DDoS-атак, рассылки спама или майнинга.
БП
Бизнес-процессы — совокупность взаимосвязанных действий, выполняемых людьми и/или системами для достижения конкретной бизнес-цели (например, «Открытие счёта ЮЛ», «Выдача потребительского кредита»).
Браузер
Веб-браузер — клиентское приложение для доступа к веб-ресурсам по протоколам HTTP/HTTPS. Примеры: Chrome, Firefox, Safari. Основан на движке рендеринга (Blink, Gecko, WebKit).
Браузерная игра
Не является ИТ-термином.
Браузерный движок
Браузерный движок (rendering engine) — компонент браузера, отвечающий за парсинг HTML/CSS и отображение страницы. Примеры: Blink (Chrome), Gecko (Firefox), WebKit (Safari).
Брандмауэр
Брандмауэр (англ. firewall) — система сетевой безопасности, контролирующая входящий и исходящий трафик на основе заранее определённых правил. Может быть программной (Windows Firewall) или аппаратной.
Бранч
Бранч (ветка) — самостоятельная линия разработки в системе контроля версий (Git, Mercurial и др.), представляющая отдельную историю коммитов, ответвляющуюся от основной (или другой) ветки в определённой точке. Ветвление позволяет изолировать изменения: новые функции, эксперименты, исправления багов — можно разрабатывать параллельно, не нарушая стабильности основной кодовой базы. В Git ветка — это всего лишь указатель на коммит, поэтому создание и переключение между ветками — операция лёгкая и быстрая. Существует множество стратегий работы с ветками: Git Flow, GitHub Flow, Trunk-Based Development. Ключевое понимание: ветка не «копирует» файлы — она лишь фиксирует последовательность изменений с определённого момента; объединение веток (merge/rebase) — процесс интеграции этих изменений обратно в целевую линию. Важно: ветки — инструмент управления изменениями, а не состояниями.
Бренд
Не является ИТ-термином.
Брокер
Брокер (англ. broker) — программная посредническая сущность, обеспечивающая маршрутизацию, буферизацию, преобразование и доставку сообщений между отправителями (продюсерами) и получателями (консьюмерами) в распределённых системах. Брокер выступает центральным элементом архитектуры, основанной на обмене сообщениями (message-oriented middleware), и позволяет компонентам системы быть слабо связанными во времени и пространстве: продюсер не обязан знать, кто именно будет получать сообщение, а консьюмер может подключиться к потоку данных даже после того, как сообщение уже было опубликовано. Примеры реализаций — RabbitMQ, Apache Kafka (в роли брокера выступают Kafka-ноды), ActiveMQ, Amazon SNS/SQS. Брокер может обеспечивать гарантированную доставку, поддержку очередей и топиков, упорядоченность, идемпотентность, а также механизмы отказоустойчивости — например, репликацию сообщений между узлами. Важно не путать термин «брокер» с «координатором»: брокер отвечает за доставку данных, а координатор — за согласование состояния участников распределённой системы.
Брокер сообщений
Брокер сообщений — промежуточное ПО в архитектуре на основе очередей (message-oriented middleware), обеспечивающее асинхронную передачу сообщений между сервисами. Примеры: RabbitMQ, Apache Kafka, AWS SQS.
Бронзовый стандарт
В ИБ — отсылка к классификации систем (например, Common Criteria). Не употребляется. Не включён.
БТ
Бизнес-требования — формализованное описание того, что должна делать система или процесс с точки зрения бизнеса, без привязки к технической реализации.
Буфер
Буфер — область памяти для временного хранения данных при асинхронной передаче или разнице в скоростях производителя и потребителя. Примеры: буфер ввода-вывода, кадровый буфер в графике.
Буфер обмена
Буфер обмена (clipboard) — системный механизм временного хранения данных, скопированных или вырезанных пользователем, для последующей вставки.
Буфер переполнения
Переполнение буфера (buffer overflow) — уязвимость, возникающая при записи данных за пределы выделенного буфера, что может привести к выполнению произвольного кода. Одна из классических проблем в C/C++.
Буферная зона
В сетях — резервная область для сглаживания всплесков трафика.
Буферизация
Буферизация — процесс накопления данных в буфере перед их обработкой или воспроизведением. Используется в потоковом видео, печати, сетевой передаче.
Булево значение
Булево значение — логический тип данных, принимающий значения true или false. Основан на алгебре логики Джорджа Буля. В языках программирования может представляться как отдельный тип (bool) или числом (0/1).
Булев тип
См. Булево значение.
Буллит таймер
Игровой термин. Не включён.
Бумер-шутер
Ретро-жанр. Не является ИТ-термином.
Бурст
В сетях — кратковременный всплеск трафика. В базах данных — операция массовой вставки (bulk insert).
Буст
В программировании — Boost — коллекция библиотек C++ с открытым исходным кодом для работы с потоками, регулярными выражениями, сериализацией и др.
Бэкап
Бэкап (резервное копирование) — процесс создания копий данных для восстановления после потери, повреждения или компрометации. Типы: полный, инкрементальный, дифференциальный.
Бэкдор
Бэкдор — скрытый механизм обхода обычных процедур аутентификации или авторизации. Может быть встроен разработчиком (для отладки) или внедрён злоумышленником.
Бэкенд
Бэкенд (англ. backend) — серверная часть приложения, отвечающая за логику, хранение данных, интеграцию и обработку запросов от фронтенда. Технологии: Node.js, Django, Spring, .NET.
Бэклог
Бэклог (англ. backlog — «накопившаяся работа») — упорядоченный список задач, требований, улучшений и исправлений, ожидающих выполнения в рамках проекта. В гибких методологиях (Scrum, Kanban) бэклог — живой артефакт, постоянно пополняемый и реорганизуемый: продукт-менеджер или владелец продукта определяет приоритеты, команда оценивает трудозатраты. Различают продуктовый бэклог (общий список всех известных потребностей) и спринтовый бэклог (часть, отобранная для реализации в текущем спринте). Ключевое качество бэклога — его прозрачность и приоритезация: любая задача должна быть понятна, измерима (оценена) и иметь обоснование приоритета. Бэклог не является фиксированным планом — он адаптируется по мере поступления новой информации. Некоторые команды используют ICE-рейтинг (Impact, Confidence, Ease) или WSJF (Weighted Shortest Job First) для объективизации приоритезации.
Бэкпропагация
Обратное распространение ошибки (англ. backpropagation) — алгоритм обучения искусственных нейронных сетей, основанный на градиентном спуске и цепном правиле дифференцирования.
Бэта-версия
См. Бета-тестирование.
Бюджет
В ИТ-проектах — финансовые ресурсы, выделенные на разработку, внедрение и поддержку системы.