Перейти к основному содержимому

Почему мы играем?

Отвечая на вопрос «почему мы играем?», можно увидеть очевидные психологические причины и влияние социума. Люди разных культур и возрастов играют в игры, и причины у каждого свои в силу его собственной истории, особенностей поколения и состояния игровой индустрии в тот или иной момент.

Аналогичный вопрос проецируется на любую подобную сферу искусства — «почему мы смотрим фильмы?», «почему мы читаем комиксы?», «почему мы слушаем музыку?». Это как отдых для души, но в отличие от книг, фильмов и музыки, мы не только смотрим, но и непосредственно участвуем в событиях приключения. Поэтому, в отличие от других развлечений, видеоигры имеют больший масштаб погружения и уровень вовлечённости.

Детишки с упоением прячутся за диван, затаив дыхание, ожидая с интригой, найдут ли их ведущие в игре в «прятки». С криком «я воин!» бегают по двору, воображая себя в пылу сражения — как бы то ни было, простые детские игры прячут в себе глубокий смысл, учат фантазировать, создавать своё мировоззрение, погружаться в свою реальность. Посмотрев какой-нибудь мультфильм, прочитав комикс, представляют себя на месте персонажей. Даже мой молодой племянник часто задавал мне вопрос: «А если бы ты мог оказаться в мире Властелина колец, кем бы ты хотел там быть?». Именно реализация этой мечты и вызвала у него дикий восторг, когда он открыл для себя «Битву за Средиземье», и практически сразу он стал фанатом этой игры.

С годами, мы меняем деревянные мечи на игровые контроллеры, а двор – на виртуальные реальности, и страсть к играм остается с нами. Что же так нас привлекает в играх? Почему взрослые люди с увлечением проводят часы за играми? Может быть, это желание испытать ощущения, которые невозможно получить в реальной жизни? Возможно, это поиск приключений и испытаний, возможность стать героем, победителем, создателем собственной истории? Или, может быть, это просто желание отвлечься от реальности, погрузиться в мир, где нет проблем и ограничений? Что для нас значат игры? Какие чувства они в нас пробуждают?

В мире игр мы можем стать кем угодно. Причём речь не о какой-то определённой игре или жанре — мы можем летать над землёй, словно птица, управлять громадными танками, прорываясь сквозь линии вражеской обороны, побывать в древнем Египте или Греции, бродить по заброшенным храмам или же совершить путешествие в будущее, где нас ждут летающие автомобили, гигантские роботы и загадочные инопланетяне. И это первая причина – воплощение, реализация желаний и мечтаний. Игры открывают перед нами возможность испытать ощущения, которые невозможно пережить в реальной жизни. Когда вы еще сможете сразиться с драконом, потом оседлать его, полетать на нём, построить собственный замок, управлять империей?

Каждый раз, входя в игру, мы не знаем, что нас ждёт за следующим поворотом. Это ощущение непредсказуемости и азарта притягивает нас как магнит. Мы хотим узнать, что будет далее, какие приключения нас ждут.

Забавно, что обстоятельства складываются интересным образом, словно Всевышний распорядился именно так, как всё развивается в жизни. К примеру, в старших классах, я часто читал журналы про видеоигры и смотрел тематические каналы на телевидении, где и узнал про интересную игру «Dante’s Inferno», эксклюзив для Xbox 360. У меня консоли не было, и я отправился в библиотеку, чтобы взять книгу «Божественная комедия» Данте Алигьери, лежащую в основе сюжета игры. Чтение далось непросто, это огромное произведение, наполненное философскими и моральными суждениями, для подростка это непросто усвоить, но осилить всё же получилось. Прошло много лет, и я на своём Xbox Series X попробовал запустить её, пришёл в восторг, но столкнулся с тем, что не смог пройти первую головоломку с Хароном. Даже просмотр прохождения почему-то не помог, я сдался, и оставил игру в разочаровании. Но вот, прошли ещё парочка лет, и я возвращаюсь к ней просто с мыслями «нет, всё равно, попробую-ка пройти», и за считанные секунды легко справился с головоломкой, продолжив игру и наслаждаясь процессом, почти до финала не отпуская геймпад. Судя по всему, судьба распорядилась так, что пройти её мне было суждено именно в этот момент, а не в школе или в другое время. Сейчас таких смелых слэшеров уже не увидеть — игра очень жестокая, мрачная и имеет довольно страшные сцены, вроде некрещённых младенцев или извращений из круга похоти — на самом деле просто кошмар, и детям точно не порекомендовал бы в это играть. Но тем не менее, игровой процесс увлекательный, как и в целом в жанре слэшеров – ураганный экшен, интересная постановка, интересный подход к визуализации классического произведения. Показаны все круги ада — Лимбо, Похоть, Чревоугодие, Скупость, Гнев, Ересь, Насилие, Ложь и Предательство, и каждый наполнен жуткими созданиями и интересными боссами. И тут кроется интересный момент, что технически, если убрать всю атмосферу, звук, визуал, ролики и сюжет, то мы увидим просто экшен с элементами QTE (quick time events). То есть, если бы человек, не заинтересованный в играх, спросил бы, в чём смысл игры, что нужно делать и зачем я в это играю. А действительно, в чём смысл?

Некоторые люди ошибочно ищут какой-то смысл в игре, но он всегда один – развлекаться, делать то, что нравится, будь то игра в стиле «найди всех котиков» или глобальная стратегия. В классических играх были условия вроде победы и поражения, основные цели игры. А играли ли вы в «Animal Crossing»? Сможете ли назвать условия победы в этой игре? Смысл? Цель? Или в «Microsoft Flight Simulator»? По сути, игры могут быть огромным комплексным объектом, который включает в себя множество составляющих мини-игр или задач, где есть свои условия «мини-побед» и «мини-поражений». К примеру, для создания топора нужно собрать 5 камней и 5 веток. Собрали? Создали топор? Всё, «мини-победа», теперь у вас есть орудие в руках! Или, к примеру, «Diablo III» — в чём там победа? Сразить Диабло? Но ведь игра не заканчивается, а только начинается после этого…

И скорее всего, если задать вопрос «зачем ты играешь в это?», каждый геймер ответит по-разному.

Фанатам «гриндилок», которые совершают многочисленные одинаковые действия, нравится тем, кто стремится к прогрессу — человек, который много раз проходит один и тот же рейд, проходит один и тот же уровень, бьёт одного и того же босса или занимается рутинными задачами по сбору ресурсов, делает это с определённой целью — получить награду в виде улучшенного снаряжения или какого-то косметического предмета. Допустим, я ходил в рейд в Крепость Бурь ради получения феникса больше 700 раз с 2012 года, и получил только в 2020-м году. Вот так не везло, но представьте, как много раз люди порой проходят один и тот же контент снова и снова. Это всё делается для достижения целей, которые себе поставил игрок. Они сравнимы с любым другим занятием, подразумевающим тренировки — представьте, что вы 700 дней будете ежедневно по часу играть на фортепиано или отжиматься? В обоих случаях вы достигнете определённого результата — именно это и есть «гринд», но в реальной жизни.

Казуальные геймеры могут ответить по-разному. Один просто знакомится с разными проектами, другой убивает время, потому что его в избытке, третий снимает стресс. «Убить время» — тоже вполне себе цель, когда человек не может или не хочет рационально распределять время — будь то скучное совещание с коллегами, долгое ожидание в очереди в поликлинике или свободный выходной. Люди занимаются в эти периоды стандартными вещами, среди которых самые распространенными являются просмотр мемов, «думскроллинг» и собственно игра в «таймкиллеры».

Думскроллинг — явление, когда человек тратит время на поглощение новостей, в основном негативных, что в дальнейшем сильно влияет на мировоззрение, настроение и тонус человека в целом. Сейчас без думскроллинга жить сложно, многим специалистам важно следить за своей сферой, получая актуальную информацию своевременно и регулярно, а профессиональные новости чаще расстраивают, чем радуют – отсюда, это неизбежно для некоторых людей. Выход из этого только один — не читать новости. Сложно, но эффективно.

Просмотр мемов в целом не вреден, так как сейчас это неотъемлемая часть современной культуры социальной жизни в сети. Влияние мемов сильно привязано к источникам, откуда пользователь их получает – если он подписан на каналы научной, экономической или иной сложной тематики, разумеется содержание мемов будет в основном более интеллектуальным, а юмор в них будет тоньше. А если человек получает мемы из каналов, где администраторы и модераторы обычные неопытные школьники с плохим чувством юмора — разумеется, со временем это скажется на поведении, манерах речи, шутках и восприятии мира. Сейчас многие предпочитают проводить время за просмотром коротких видео, что также влияет аналогично «мемам», создавая и распространяя «тренды», определяющие развитие каких-то тем в моде, поведении, отношениях, учебе, экономике и прочих сферах жизни общества.

Таймкиллеры имеют схожую цель с мемами и просмотром новостей и точно так же являются спорным использованием свободного времени. С одной стороны, они помогают скоротать минуты или даже часы, избавляясь от скуки – это отлично. С другой стороны, они тратят время тогда, когда это нежелательно, а порой и расходуют энергию и творческий потенциал человека, превращаясь практически в бессмысленное «тыкание» в экран. Наиболее распространенные представители – в мобильных устройствах, к примеру игры жанра головоломки «три в ряд», когда нужно объединить в единый ряд три и более «камня» или иного подобного условного игрового элемента одного цвета или категории – красные с красными, зеленые с зелеными. Удовольствия или значительной пользы при игре в такой проект мы не несём, кроме незначительной логической тренировки. Но есть и более простые игры, вроде кликеров, геймплей которых сводится к тому, чтобы просто «тапать» (нажимать) на экран смартфона, или щелкать мышкой по одному-единственному объекту. После клика зачисляется единица условной валюты, например, золота. Набрав определенное количество золота (путем кликов), мы можем приобретать улучшения – либо увеличение награды за клик, допустим до двух золотых монет за клик, либо автоматические «клики», которые обеспечивают стабильный пассивный доход, допустим 10 золотых в минуту. Как правило, такие игры бесконечны и просто позволяют копить всё больше, улучшать всё больше, по аналогии с гриндом, но геймплей здесь проще в сотни раз.

Разумеется, никакого развития человек не получит, его мозг почти не напрягается, а скорее наоборот, деградирует со временем – если первые пара часов игры - активные клики, то в дальнейшем игрок набирает определенный прогресс, и ежедневно возвращается в игру, чтобы забрать накопленную автоматическими копилками валюту. Зачастую такие игры бесплатные и используют манипулятивные методы «выкачивания» денег из аудитории, но это и есть суть таймкиллера — человек просто тратит время и деньги, таким образом выполняя свою «задачу» по убиванию времени и обеспечивая разработчиков доходом.

При этом, роль таймкиллера может играть и не только казуальная игра, но и серьезный, большой проект, к примеру, MMORPG – когда на работе выдалась свободные 15 минут, работяга может отправиться в подземелье или выполнить ежедневный квест. Но в отличие от казуальных игр, здесь мозг всё же получает какую-то полезную нагрузку, и так можно извлечь пользу.

В отличие от мобильных устройств, портативные приставки позволяют лучше распределять свободное время и тратить его, используя в качестве таймкиллера какой-то интересный проект. Допустим, благодаря Nintendo Switch, ожидая свой рейс в аэропорту три-четыре часа, мы можем поиграть в интересные игры, вроде «Bayonetta 2», «Teenage Mutant Ninja Turtles: Shredder's Revenge» или «The Legend of Zelda: Breath of the Wild», а во время самого полета – поиграть с попутчиками в «Mario Kart». Это вроде бы исполняет роль таймкиллера, но при этом дарит совсем другие эмоции и превращает рутину в веселье.

Отсюда вывод — одна из причин, почему мы играем, — мы хотим скоротать время в какой-либо игре.

Часто мы сталкиваемся с тем, что ищем что-то по душе. Иногда находим, иногда нет. То мы разочаровываемся, то обретаем счастье. Допустим, мне безумно понравилось аниме «Атака титанов», это просто легенда, которую я для себя открыл, погрузившись в мир невероятного саундтрека под авторством Хироюки Савано. Сложно передать словами то, насколько меня переполняют эмоции просто от напоминания о существовании такого сериала, и разумеется, мне стало интересно что-то подобное. Я обнаружил, что есть одноименные игры по франшизе , где можно летать с помощью УПМ (устройство для полетов при сражениях с огромными титанами), но после ознакомления с проектами, и проведения нескольких часов в них, я был несколько озадачен. Вроде бы, игра пересказывает ключевые моменты манги и первого сезона сериала, да и была вполне успешной, но я ожидал немного не такого. По итогу, после этого путь игр меня привел к двум играм, которые разделили между собой впечатления и ощущения, которые я ожидал получить – великолепное ощущение полетов я смог получить в «Marvel’s Spiderman», прыгая по городу на паутине, а «Monster Hunter World» подарили мне сражения с огромными и опасными чудовищами. После просмотра аниме «Берсерк», одноимённая игра по его мотивам также не принесла удовольствия, но зато удалось найти модификацию к «Elden Ring», добавляющую огромный меч Гатца и его доспехи. Вот тогда опыт был полноценным. Это очередная причина – поиск нового или желаемого опыта.

Причём важно отметить, что игры — это не просто развлечение, это мост, соединяющий людей по всему свету. Это платформа для общения, создания дружеских связей и даже рождения любви. Пример — когда сидишь перед монитором, играя в любимую игру, а в голове звучит голос онлайн-товарища: «Иди сюда! Я нашёл крутой лут!». В этот момент чувствуешь себя не одиноким игроком, а членом команды, где каждый зависит от другого, где каждый может рассчитывать на помощь и поддержку. Это не просто виртуальный мир, это сообщество, где люди объединяются по общим интересам и ценностям. Это форумы, где геймеры делятся опытом, советами и секретами любимых игр – «гайды» и руководства по прохождению, которые помогают разгадать загадки и преодолеть трудности (кто эти герои, решившие головоломки в первые часы после релиза, написавшие руководство и выложившие в сеть?). Это стримеры, которые делятся своими игровыми приключениями, заставляя нас смеяться и волноваться вместе с ними.

Именно в этих игровых сообществах мы находим близких по духу людей. К примеру, я в своё время не мог найти тиммейта для игры в «Monster Hunter World» – обратившись на форум, объединился со случайными ребятами, которые мне помогли сразить Бариота, монстра ранга мастера, который меня мучал неделями. Моя гильдия в «World Of Warcraft» и вовсе объединяла разных ребят с многих стран, где мы общались, делились впечатлениями, рассказывали ситуации из жизни, шутили, объединялись и обменивались предметами. Со многими ребятами мы подружились и в реальной жизни.

Интересная ситуация из жизни. Я на тот момент служил в армии, угодил в медицинскую роту с флюсом зуба. После операции восстанавливался в ожидании возвращения в казарму, и ко мне подошёл парень.

  • Ты случайно в «World of Warcraft» не играешь? — спросил он.
  • Да! Как ты это понял? — удивился я.
  • Я распознал по сленгу. Ты разговаривал с другим пацаном и сказал «на мне дебафф». Вот и подумал, что скорее всего ты вовер. — объяснил он.

И так, даже после завершения службы, мы играли вместе. И таких ситуаций бывает множество — коллеги, сослуживцы, одноклассники, студенты, многие другие люди, попавшие в единую среду, обсуждая интересы, объединяются по общему хобби. И это не просто слова. Вспомнить только о Steam — огромнейшей платформе для совместной игры, которая превратилась из магазина для игр в социальную сеть, где геймеры не просто общаются и добавляют друг друга в друзья, но и обмениваются предметами, торгуют, зарабатывают, пишут обзоры, веселятся и объединяются. Еще один необычный пример из игр, который показывает важность сообщества и его поддержки, — это история, когда модификация (карта) к «Warcraft III», родившаяся благодаря энтузиастам, которые хотели улучшить и изменить основную игру, добавив в неё новый контент и механики. Результат превзошел все ожидания – «Dota 2» превратилась в целый пласт индустрии, спорта, денег и бизнеса, построенного вокруг неё. И это не исключение. Многие игры, которые не издавались, допустим, в Российской Федерации, были русифицированы энтузиастами, а игры, выпущенные с багами, исправлялись модификациями, создаваемыми другими обычными игроками.

И это вновь причина, почему мы играем – общение с другими людьми.

Такая вот магия игр. Это уже давно не простое детское развлечение, а целый комплекс инструментов, позволяющих нам выполнять определенные потребности, воплощать мечты, заводить знакомства и тратить время на любимое занятие.