Словарь игровых жанров
Мир разнообразия: от RPG до симуляторов
Игровая индустрия — это необъятный океан, где каждый может найти себе пристанище по вкусу. Мир игр – это мир разнообразия, где каждый жанр – отдельная планета, со своей атмосферой, правилами и уникальной красотой.
Сейчас я расскажу о различных жанрах и постараюсь подчеркнуть на то, как с ними знакомиться, в чем их суть. Естественно, мы не будем заморачиваться с подробной классификацией и затронем наиболее существенные жанры.
RPG
RPG. Что такое RPG? Это ролевая игра, которая, фактически, представляет собой поиск себя в бесконечных мирах различного сеттинга. Это путешествие в вымышленный мир, где мы вживаемся в роль героя, проходим путь от простого путешественника до великого властителя. И, как правило, мы, охваченные волной приключений, живем в установленных создателями правилах и условностях, бродим по загадочным лесам, общаемся с жителями волшебных городов, и боремся с могущественными противниками. Каждое решение, каждый выбор в RPG определяет нашу судьбу, что и делает этот жанр увлекательным. Показатель хорошей RPG – высокий уровень отыгрыша, причем не обязательно привязанный к реиграбельности и вариативности. Главное, чтобы в процессе игры у вас было ощущение, что вы действительно играете этим персонажем и верите правилам мира; мир выглядит достоверным. Причем, дело не в реалистичности – к примеру, Вы можете играть в старую добрую «Gothic», которая вроде бы не впечатляет в настоящее время уровнем графики, однако впечатляет уровнем проработки мира, дарит ощущение прогрессии и развития персонажа. Если вам нравится прогресс, сюжет, эпик, фэнтези и интересные истории, то обязательно ознакомьтесь с ключевыми представителями этого жанра. В ролевой игре имеются такие особенности, как набор численных характеристик (очки здоровья, HP, или «хитпоинты»), показатели силы, ловкости, интеллекта, защиты, уклонения, уровень развития того или иного навыка. Ролевая система подразумевает развитие или изменение своего персонажа вплоть до единиц тех самых численных характеристик. Жанр RPG — один из самых широких и разнообразных в игровой индустрии. Он включает в себя множество поджанров, таких как JRPG (японские ролевые игры) и WRPG (западные ролевые игры) — условные обозначения, часто используемые для выделения стилистических и геймплейных особенностей игр, созданных в Японии и на Западе соответственно. Другие поджанры включают Action RPG, тактические RPG (часто с пошаговыми боями), MMORPG (массово-многопользовательские онлайн ролевые игры), и Souls-like игры. Кроме того, RPG часто сочетаются с другими жанрами, образуя гибридные поджанры, такие как RPG-стратегии (например, «Warcraft III», «Heroes of Might and Magic»), RPG-симуляторы, RPG-визуальные новеллы, RPG-выживания и RPG-метроидвании. Распространено ошибочное мнение, что RPG обязательно относятся к жанру фэнтези. На самом деле, RPG-игры могут существовать в самых разных сеттингах. Например, серия Fallout (за исключением первых изометрических частей) представляет собой постапокалиптический шутер с глубокой ролевой системой, а Borderlands — шутер от первого лица с элементами RPG, где действие происходит в научно-фантастическом сеттинге, «Mass Effect», которую вовсе рассматривают как отдельный жанр «космооперы» уровня «Звездных войн».
JRPG
JRPG – душа Востока в виртуальном мире. Это японские ролевые игры, которые имеют свои специфические особенности и неповторимый стиль. Персонажи всегда яркие, истории трогательные, часто с глубоким философским подтекстом, музыкальное сопровождение всегда на высшем уровне. От других жанров их отличают особые подходы к битвам и повествованию. Битвы зачастую пошаговые, когда сначала ход атакующего, потом ход обороняющегося, а диалоги настолько изобилуют репликами, что приходится порой нажимать кнопку перехода к следующей реплика снова и снова, снова и снова, и так тысячи раз в процессе прохождения. Это крайне непростой для знакомства жанр, так как исходит из исторического происхождения ещё от первых «Dragon Quest», «Final Fantasy» и остаётся верен основным канонам жанра. Если Вам нравятся пошаговые бои, размеренный и долгий геймплей, интересные сюжеты – то обязательно ознакомьтесь с ключевыми представителями этого жанра. Важная пометка — часто JRPG более «милые», чем брутальный запад. Они добрее, поучительнее и… нежнее, что ли.
Action RPG
Action RPG – движение и битва в едином ритме. Если классические RPG представляют собой две составляющие — путешествие и битвы, где первое не связано со вторым, и они отличаются геймплейно, то тут мы видим смесь ролевой игры и экшена, когда в центре внимания находятся динамичные сражения. Этот жанр привлекает своей энергичностью, быстрым темпом, и отличным реагированием окружения на действие игрока. В Action RPG мы не только развиваем своего героя, но и прокачиваем его боевые навыки, оттачивая своё мастерство. Лично для меня это любимый жанр – у него очень много представителей.
Souls-like
Souls-like – это тот же Action RPG, но с поправочкой на сложность. Это поджанр, известный своими увлекательными, но очень сложными сражениями. Здесь нет простого прохождения — нужно овладеть искусством боя, изучить особенности противников и осторожно продвигаться вперёд. Souls-like проверяет наше терпение, упорство, и дарит огромное удовольствие от победы. Этот жанр называется именно из-за «Dark Souls» и «Demon's Souls», представителей жанра, которые возводят сложность на пьедестал, так что одно неверное движение — и персонаж игрока будет убит противником. Это очень непростой жанр с высоким порогом вхождения, требующий выделения большого количества времени на изучение поведения боссов (сильных противников), заучивания выигрышных комбинаций и подразумевает тяжелый путь к победе. Жанр подойдёт не каждому — здесь большой акцент на боссах, и сражения с ними могут затянуться на многие часы (часто можно встретить игроков, которые побеждали каких-либо боссов с 500-го раза…)
Tower defense
Tower defense – поджанр стратегии в реальном времени, подразумевающий управление зданиями без юнитов. Здесь нужно строить мощные защитные вооружения и отражать волны наступающих врагов. Это игра на предвидение, планирование и реакцию. Изначально он зародился из карт-модификаций для классических RTS типа «Warcraft» и сейчас занимает немалую долю инди-стратегий. Это спокойный геймплей, но очень требовательный к рациональному использованию позиционирования зданий, учёта сопротивляемости противником определённому типу урона и не прощает бездумную трату ресурсов.
Диаблоиды
Диаблоиды, или «hack and slash» игры. Это симулятор бесконечного бега за добычей, в мире бесконечных сражений. Весь геймплей сводится к тому, что мы рубимся с врагами, собираем добычу, улучшаем своё снаряжение и продолжаем двигаться вперёд. С каждым поверженным противником, с определенным шансом, мы получаем экипировку, и, если она лучше, чем та, что одета на нашего персонажа – мы становимся сильнее. Сначала бы с просто дубиной, у которой атака 10 единиц, потом с улучшенной дубиной, у которой 15 единиц. А к финалу мы получаем легендарную ультра-дубину с 1500 единиц урона, благодаря которой мы уничтожаем монстров сотнями. Именно в этом и смысл игры – постоянное совершенствование и поиск добычи. Этот жанр не нужно воспринимать как постоянный и не нужно зависать в таких играх на десятки часов подряд. Как правило, здесь рациональнее будет заглянуть на часик, погриндить , пофармить, сохранить прогресс и выйти, а завтра продолжить. Иначе вы можете в считанные часы достигнуть капа (максимума) прогресса — и всё, игра потеряет смысл.
Roguelike
Roguelike – проклятие «перманентной смерти». Это жанр, где каждая смерть персонажа означает то, что игру придётся начинать с начала. Мы проходим случайно сгенерированные подземелья, сражаемся с врагами, и пытаемся достичь финальной точки. Это игра на терпение, упорство и умение извлекать уроки из ошибок. Играть в этот жанр очень приятно на постоянной основе с казуальным подходом, допустим 1-2 захода в день, а не 100+ подряд. Принцип, наверное, больше подходит как с диаблоидами: поиграл до первой смерти и пошёл отдыхать.
VS-like
VS-like, клоны «Vampire Survivors» - бесконечные битвы с волнами врагов. Это поджанр Roguelike, где мы играем за героя, который должен выжить в бесконечных волнах атакующих врагов. Ключевая особенность, отличающая поджанр — автоматическая атака героя, а игрок должен выбрать улучшения и способности, чтобы продержаться как можно дольше. Этот жанр вырос из одноименной игры, которая после оглушительного успеха породила множество клонов и последователей.
4X
4X: Стратегии глобального масштаба. Это жанр стратегических игр, где мы управляем цивилизацией или империей, завоевывая миры, строя города, развивая технологии и участвуя в дипломатических отношениях. Ключевое отличие от других стратегий заключается как раз в вариативности развития дипломатии и пошаговом подходе. Это жанр для любителей долгосрочного планирования, стратегического мышления и политических интриг. Такие игры беспощадно воруют время. Порой игровые сессии в той же «Civilization» могут длиться по 8-10 часов, поэтому предпочтительнее выделять для таких игр отдельный выходной.
RTS
RTS: Боевые действия в реальном времени. Real-Time Strategy - жанр, где мы управляем армиями в реальном времени, строя базы (здания, производящие юнитов или улучшающие геймплей), тренируя войска, и сражаясь с противниками. Это жанр для любителей быстрой реакции, тактического мышления и умения координировать действия своих войск. Это боевые поля, где мы становимся генералами, управляющими целыми армиями, строящими империи и ведя войны в реальном времени. Здесь нет времени на раздумья, каждый момент решающий, нужно быстро реагировать на изменение ситуации — порой хочется подолгу сидеть, не торопясь, развиваться, спокойно улучшить все здания, построить элитную и дорогую армию и сокрушить противника, но у противника такая же цель, и поэтому вы как дирижер оркестра, ведущий свою симфонию победы, вынуждены готовиться к ранней атаке, проводить комбинированную стратегию обороны, мешать противнику развиваться и использовать слабые стороны соперника. Жанр крайне непрост, хоть и кажется спокойным и медленным, но фактически невероятно тяжелый.
Градостроительные симуляторы
Градостроительные симуляторы – жанр, где мы строим города, заботясь о благополучии жителей, развиваем инфраструктуру, стараемся создать условия для процветания общества. Жанр для любителей планирования, строительства и создания собственного города. Отличается от 4X-экономических стратегий тем, что может быть более локальным, а также позволяет управлять в реальном времени. Вот как раз здесь геймплей более спокойный. Но, как правило, промедление влечёт за собой увеличение количества жителей, а за этим следует увеличение потребностей, с которыми текущие ресурсы города не справляются, из-за чего жители обижаются и уезжают. Это беготня в цикле выполнения потребностей жителей.
Квесты
Квесты – решение загадок и путешествие с разгадкой тайн. Это жанр, где мы должны искать подсказки. Жанр для любителей интеллектуальных задач, расследований и открытия секретов. Есть поджанр point-and-click, подразумевающий управление курсором с щелчками на объекты для решения загадки, например, поиск скрытых кошек на картинке. Такой жанр кажется незамысловатым, но может быть очень увлекательным, как, к примеру, «A Tower Full Of Cats». Этот жанр также может похвастаться представителями более интересных методов повествования, например, игры от Telltale, вроде «The Walking Dead». Очень трогательная и интересная история. Сюда можно включить жанр «интерактивного кино», среди которых можно выделить практически полностью кинематографичные игры вроде «Detroit: Become Human».
Симуляторы
Симуляторы, которые подразумевают собой воссоздание, имитацию реальных процессов. И в уровне симуляции можно исходить по-разному — от простых вроде симуляции камня, до сложных, вроде теоретической игры-аналога «Матрицы» из одноимённой вселенной в кино. Среди самых ключевых поджанров следует выделить гоночные симуляторы (управление автомобилем, мотоциклами, участие в соревнованиях), авиасимуляторы, симуляторы жизни (вроде «The Sims», с виртуальной жизнью, семьей, профессией), космосимуляторы, спортивные симуляторы.
Ритм-игры
Ритм-игры – это музыкальные игры, как правило, нужно нажимать на кнопки в ритме музыки. Это жанр для любителей музыки, ритма и динамичных действий, симфония движений и музыки, где каждое нажатие на кнопку — это нота, каждый такт — шаг в ритме мелодии. Музыка здесь не просто фоновое сопровождение, она – движущая сила игры, диктующая темп и стиль игры, причем стиль музыки тут разный – от поп и рок до классики и электронной музыки. Играя в такое, можно развить своё чувство ритма. Моя жена так раскрыла свои способности к ритму благодаря «Taiko no Tatsujin».
Слэшеры
Слэшеры – жанр экшен-игр, близкий к Hack and Slash, но не всегда включающий в себя поиск экипировки, часто тут ролевые элементы даже отсутствуют. Мы сражаемся с бесконечным потоком врагов, с динамичными сражениями, экшеном и удовольствием от ураганного геймплея с уничтожением врагов. Причем, «ураганный» буквально – это высокоинтенсивная рубка противников, причем обычно противников не так много в классических представителях, вроде «Devil May Cry» или «Bayonetta», но есть и ситуации, когда наоборот, врагов тысячи – к примеру, есть поджанр слэшеров – «мусоу», характеризующийся масштабными битвами с участием огромного количества врагов, где каждым ударом игрок поражает десятки противников, раскидывая их по сторонам. Главная отличительная черта мусоу — возможность сражаться с сотнями, а иногда и тысячами врагов одновременно. Это достигается за счет использования специальных игровых механик, позволяющих быстро уничтожать большое количество противников. Управление обычно простое и интуитивно понятное, но при этом боевая система дает возможность выполнять зрелищные комбо и специальные приемы. Помню, когда я в первый раз познакомился с жанром, запустив «Hyrule Warriors», задавал себе два вопроса - «зачем я играю в эту бессмыслицу?» и «почему мне это нравится?», и не мог найти ответов. Ответы пришли, когда не так давно опробовал «Warriors Orochi 4» и действительно веселился – и именно удовольствие от геймплея является ключевой составляющей жанра слэшеров.
Битэмапы
Битэмапы – жанр, где мы управляем персонажем, продвигаясь по уровням и сражаемся с врагами. Это классический жанр «избей их всех», который имеет как представителей вроде «Streets of Rage», так и необычных боевых симуляторов, вроде «Yakuza», «Batman: Arkham City». Фактически, это мордобой.
Файтинги
Файтинги – жанр того же «мордобоя», но в стиле «один на один». Здесь важна быстрая реакция, тактическое мышление и старательное совершенствование своих навыков. Отличаются сложными комбинациями и необычным управлением, а также видом «сбоку».
FPS
FPS – стрелялки с видом от первого лица, жанр, где мы управляем персонажем от первого лица, как правило, стреляем. Это один из самых распространённых и популярных жанров, те самые классические «стрелялки», известные нам по «Call of Duty», «Doom», «Counter-Strike».
Платформеры
Платформеры – жанр, где мы управляем персонажем, прыгаем по платформам и преодолеваем препятствия. Наверное, самый классический и известный жанр, в основном с перепрыгиванием через пропасти, но при этом часто содержит головоломки. Сейчас они характеризуются приятной, яркой и стильной графикой – жанр зародился еще в самые ранние годы игровой индустрии, и до сих пор остается для многих любимым.
Скролл-шутеры
Скролл-шутеры – непрерывная стрельба и движение. Это жанр, где мы управляем персонажем, продвигаясь по уровням и стреляя по врагам. Классический, аркадный жанр, который возвращает нас в золотую эпоху аркадных игр, в мир динамичных сражений, непрерывного движения и дождя из пуль. Задача — реагировать на ситуацию, уклоняться от атак и наносить удары. Ключевой элемент — стрельба, но отличается простой и интуитивной механикой, где управление часто сводится к двум кнопкам.
Головоломки
Головоломки – решение загадок и логическая интеллектуальная игра. Жанр, где мы должны решать логические загадки, искать правильные решения, подходит любителям логики, интеллектуальных задач и нестандартного мышления. Это упражнения для ума, где каждое решение – триумф логики, где не нужна скорость реакции или развитые мышцы пальцев, а нужна способность видеть скрытые связи, разгадывать загадки и анализировать информацию. Они представляются в разных форматах — от классических кроссвордов и судоку до головоломок с картинками, словами, геометрическими фигурами и нестандартными механиками.
Тактические игры
Тактические игры – стратегия и планирование в бою. Это отдельный жанр, где мы управляем войсками, планируя свои действия и сражаясь с противниками. В основном, это пошаговый геймплей, где каждый ход игрока – это результат тщательного анализа и планирования. Нужно выбирать правильную позицию для своих войск, использовать их сильные стороны и учитывать особенности территории, а порой даже учитывать особенности рельефа, использовать правильно специальные способности и магию. Каждый ход может изменить исход битвы, и в случае поражения, не нужно сдаваться.
MMO
MMO, который, наверное, следует выделить отдельно, жанр, где мы играем в онлайн-мире с другими игроками. Можно даже сказать, что это не просто игры, а целые онлайн-вселенные, где тысячи, а иногда и миллионы игроков одновременно строят свою собственную историю. Мы здесь вступаем в сообщества, кланы, гильдии, встречаем новых людей, знакомимся, общаемся, порой даже влюбляемся, воюем за территории и создаем легенды. Разработчики таких игр создают мир, устанавливают общие правила и принципы, и в основном игроки занимаются поиском ресурсов, прокачкой персонажей, исследуют подземелья, объединяются для общих задач, что и стимулирует социальное взаимодействие. Потом образуется целое сообщество фанатов, которые учат новичков и помогают им разобраться в этих больших мирах.
Экшен-адвенчуры
Экшен-адвенчуры – один из самых распространенных жанров среди высокобюджетных игр, вобравший в себя энергию экшена и глубину приключений. Это первопроходцы в развитии реалистичной графики и спецэффектов, постоянно находящиеся на грани современных технологических возможностей, показывающие игрокам новые визуальные эффекты и улучшенную детализацию — те самые игры с управлением персонажем от третьего лица, но не подходящие под ролевые игры. Диапазон представителей огромный – от шутеров вроде «Gears of War» до сюжетных приключений вроде «Red Dead Redemption 2» или «Assassin’s Creed».
Хорроры
Хорроры – жанр, где ключевой составляющей является атмосфера жути, ужаса, страха, и вместо прямых угроз и монстров, игры фокусируются на создании напряжения, неопределенности, паранойи. Допустим, если в шутере «Aliens: Colonial Marines» мы массово отстреливаем ксеноморфов без особого страха, то в «Alien: Isolation» мы играем в жанре survival horror с элементами стелса, выполняя активности в космическом корабле, по которому также бродит Чужой, которого не убить в бою — это и есть хоррор. Есть атмосферные хорроры, нацеленные напугать, вроде «Silent Hill», «Outlast» или «Alan Wake», а есть и хорроры, смешанные с экшеном – к примеру, «Dead Space».
Для чего мы изучаем всё это? Чтобы разбираться в предмете. К сожалению, многие геймеры ограничены в видении жанров, и, например, игнорируют «скролл-шутеры» или битэмапы, и многое упускают. Лично я считаю, что каждый геймер должен ознакомиться со всеми жанрами, определить и понять для себя, какие эффекты он может получать от времяпрепровождения в той или иной игре, и в дальнейшем рационально подбирать игры под настроение.