Перейти к основному содержимому

8.07. Справочник по Adobe Photoshop

Всем

Справочник по Adobe Photoshop

📘 1. Общая архитектура и среда выполнения

Актуально для Adobe Photoshop версии 25.x (2024–2025), Creative Cloud, Windows/macOS.

1.1. Системные требования (минимальные и рекомендуемые)

ПараметрМинимумРекомендовано
ОСWindows 10 (64-bit) версия 21H2 или новее; macOS 12.0 (Monterey)Windows 11 23H2 / macOS 14 (Sonoma)
ПроцессорIntel или AMD с поддержкой 64-бит, 2 ГГцIntel Core i7 / Apple M2 (и выше)
ОЗУ8 ГБ32 ГБ+ (для 4K+ редактирования, 3D, нейросетей)
ВидеокартаGPU с поддержкой DirectX 12 / Metal, 2 ГБ VRAMNVIDIA RTX 4070 / AMD Radeon Pro W6800 / Apple M3 Max (16 ГБ+ VRAM)
Дисковое пространство4 ГБ (установка) + 2.5 ГБ (временные файлы)SSD 1 ТБ+, быстрый доступ (PCIe 4.0)
Монитор1280×800 (100% масштаб)4K (3840×2160), цветокалиброванный (Adobe RGB/P3), HDR

Примечание. Поддержка GPU ускоряется через Adobe Graphics Processor SettingsPreferences > Performance).
Поддерживаемые API рендеринга: DirectX 12 (Windows), Metal (macOS), OpenGL (устаревший, только для отладки).


1.2. Файл настроек приложения

Расположение:

  • Windows: %AppData%\Adobe\Adobe Photoshop 25\Adobe Photoshop 25 Settings\
  • macOS: ~/Library/Preferences/Adobe Photoshop 25 Settings/

Ключевые файлы и их назначение:

Файл / ПапкаФорматОписание
PSUserConfig.txtplain textПользовательские параметры запуска (например, OverrideGPUCheck 1)
Adobe Photoshop 25 Prefs.pspbinary (зашифрован)Общие предпочтения: UI scale, recent files, autosave, scratch disks
Workspaces/XML+JSONСохранённые рабочие пространства (Standard.pspwork, Photography.pspwork)
Presets/ZIP + JSON + LUT + ACO и др.Все пресеты: кисти (.ABR), градиенты (.GRD), стили слоёв (.ASL), экшены (.ATN) и т.д.
Plug-ins/.8bf, .aex, .dll/.dylibСторонние и встроенные плагины (в т.ч. Camera Raw как CameraRaw.8bi)

Конфигурация может быть синхронизирована через Creative Cloud (включается в Preferences > Sync Settings).


1.3. Основное окно приложения: зоны и компоненты

Photoshop использует MDI (Multiple Document Interface) с фиксированными и плавающими панелями. Все элементы интерфейса управляются через Window > ….

ЗонаПодкомпонентыУправление / API-доступ (ExtendScript / UXP)
Application Frameapp.preferences.interfacePrefs.useApplicationFrame (macOS only)
Menu BarFile, Edit, Image, Layer, Select, Filter, View, Window, HelpПолностью статичен; кастомизация через Customize Toolbar… (ограничена)
Options Bar (панель параметров инструмента)Динамический набор контролов: Mode, Opacity, Flow, Brush Preset Picker, Tool Settings, Toggle-кнопкиКонтекстно зависит от выбранного инструмента (app.tool.name)
Document WindowTabs (вкладки), Status bar (разрешение, документ size, profile, zoom), Rulers, Guides, Gridapp.activeDocument — основной объект DOM в ExtendScript
PanelsLayers, Properties, Adjustments, Histogram, Color, Swatches, Brushes, Paths, Channels, Timeline, 3D, etc.Панели регистрируются через манифест при создании UXP-плагина
Toolbar (Tools Panel)Вертикальная панель слева: 77+ инструментов (включая вложенные), разделённых на группыСм. раздел 2 (ниже) — полный перечень инструментов

Горячие клавиши интерфейса:

  • Tab — скрыть/показать все панели
  • Shift+Tab — скрыть/показать только панели (оставить Toolbar и Options Bar)
  • F — цикл между Standard Screen Mode, Full Screen Mode With Menu Bar, Full Screen Mode
  • Ctrl+Alt+Shift+K (Cmd+Option+Shift+K) — открыть Keyboard Shortcuts & Menus

1.4. Preferences — основные категории настроек

Доступны через Edit > Preferences (Windows) / Photoshop > Preferences (macOS).
Для автоматизации (ExtendScript): app.preferences.* — объекты interfacePrefs, typePrefs, unitPrefs, pluginPrefs, colorPrefs, performancePrefs.

КатегорияКлючевые параметрыТехнические пояснения
GeneralBeep When Done, Dynamic Color Sliders, Auto-Update Open Documents, Use Legacy Save As, Use Shift Key for Tool SwitchПоведение при завершении длительных операций (например, Filter > Render > Clouds)
InterfaceUI Language, UI Scaling (100–400%), Auto-Collapse Icon Panels, Show Channels in Color, Show Tool TipsUI Scaling влияет на app.preferences.interfacePrefs.uiScaleFactor (float 1.0–4.0)
PerformanceMemory Usage (70–90%), Scratch Disks (Primary/Secondary), Graphics Processor Settings, History States (1–1000), Cache Levels (1–8)Scratch Disks — временные файлы .tmp; при нехватке RAM используется как swap. GPU: Use Graphics ProcessorAdvanced Settings (OpenGL Drawing Mode, Anti-alias Guides, etc.)
CursorPainting Cursors (Standard / Precise / Brush Size), Other Cursors (Standard / Precise), Show Crosshair in Brush Tip, Show Only Crosshair While Paintingapp.preferences.cursorPrefs.showBrushSize (bool); размер курсора кисти = diameter из currentBrush
Units & RulersRulers (Pixels / Inches / cm / Points / Picas), Type (Points / Pixels), Column Size, New Document Preset ResolutionsВлияет на app.preferences.unitPrefs.*; rulerUnits = Units.PIXELS и т.д.
Guides, Grid & SlicesGuides Color/Style, Grid Color/Style/Spacing, Snap To (Guides/Grid/Slices/Layer Bounds), Show Slicesapp.activeDocument.guides.add() — программное создание направляющих
Plug-insAdditional Plug-ins Folder, Allow Extensions to Connect to the Internet, Filter GalleryПоддержка .8bf, .ffx, UXP-плагинов (в ~/Library/Application Support/Adobe/UXP/Plugins/)
Scratch DisksСписок дисков с приоритетом (Primary → Secondary → …)Используется при превышении History States × Document Size × Channels × Bytes per Channel
3D3D Acceleration, Texture Memory Usage, Ground Plane Shadow Catcher, Default Light TypeТребует GPU с поддержкой OpenGL 4.1+ (deprecated); 3D-модули сокращаются с 2023 г.
Technology PreviewsNeural Filters, Generative Fill (Firefly), Remove Tool (Content-Aware), Object Selection 2.0Включает/выключает доступ к функциям на основе Adobe Sensei / Firefly API

Важно. Некоторые параметры (например, History States) ограничены не только UI, но и доступной памятью:

Max History RAM ≈ Document.SizeInBytes × HistoryStates

При History States = 1000 и 500 MB изображении — требуется минимум 500 ГБ RAM (недостижимо). Photoshop автоматически уменьшает History States при нехватке.


1.5. Рабочие пространства (Workspaces)

  • Встроенные: Essentials, Photography, Painting, 3D, Graphics and Web, Motion, Automation, Custom
  • Формат хранения: XML (.pspwork), содержит:
    • Позиции и видимость панелей
    • Размер и расположение Options Bar, Toolbar
    • Параметры Application Frame
  • Программный доступ (ExtendScript):
    app.workspace.save("MyWorkspace");
    app.workspace.load("MyWorkspace");
    app.workspace.resetEssentials();

1.6. Форматы документов и совместимость

ТипФорматПоддержка слоёвПоддержка цветовых профилейПримечания
Родной.PSD✅ полная✅ (включая LAB, CMYK, Multichannel)Ограничение: 2 ГБ, 30 000 пикселей по стороне, 100 слоёв по умолчанию (можно увеличить в Preferences > Performance)
Большой документ.PSB (Large Document Format)До 300 000 пикселей, 4 ЭБ (exabytes) размера, 1000+ слоёв
Обмен.TIFF✅ (с ограничениями: без Smart Objects)Поддержка LZW, ZIP, JPEG compression; 16/32-bit/channel
Веб.PNG, .JPEG, .WebP❌ (растр)⚠️ (sRGB forced в Export As)Export As vs Save for Web (Legacy) — разные движки
Вектор.PDF, .SVG✅ (только векторные слои и фигуры)✅ (в PDF)SVG: экспорт только вектора; растровые слои не включаются
Другие.EPS, .GIF, .BMP, .TGA, .DDS, .OpenEXR, .HDR❌ / частично⚠️OpenEXR: 16/32-bit float, multilayer (только через File > Export > Render Video)

Совместимость с другими Adobe-продуктами:

  • After Effects: .PSD импортируется как composition или flattened (настройка в AE)
  • Illustrator: Place как linked/embedded объект
  • Premiere Pro: поддержка Time Interpolation, Frame Blending для анимированных PSD
  • InDesign: обновление по ссылке (linked PSD)

📘 2. Инструменты (Tools)


2.1. Группа: Selection Tools

(Инструменты выделения — создают и редактируют активную область Selection)

Rectangular Marquee Tool

• Имя: marqueeRectTool
• Клавиша: M
• Параметры:

  • Mode: New Selection / Add To Selection / Subtract From Selection / Intersect With Selection
  • Style: Normal / Fixed Ratio / Fixed Size
  • Feather: 0–250 px (float)
  • Anti-alias: bool (только для Elliptical) — неактивен для Rectangular
  • Snap To Pixels: bool (при масштабе >200%)
    • Планшет: не влияет
    • Особенности:
  • Shift — принудительный квадрат
  • Alt (Option) — центрирование от точки нажатия
  • Space во время рисования — перемещение выделения
  • Ctrl+D — сброс, Ctrl+Shift+I — инверсия

Elliptical Marquee Tool

• Имя: marqueeEllipTool
• Клавиша: M (удерживать Shift при клике на Rectangular)
• Параметры: как у Rectangular, но Anti-alias: true/false (по умолчанию true)
• Особенности:

  • Shift — окружность
  • При Feather > 0 и Anti-alias = true создаётся субпиксельное сглаживание (сохраняется только в PSD/TIFF)

Single Row / Single Column Marquee Tool

• Имя: marqueeSingleRowTool, marqueeSingleColumnTool
• Доступ: удерживать Shift при клике на Elliptical
• Параметры: только Mode, Feather, Anti-alias (неактивен)
• Ограничение: создаёт 1px-линию; при экспорте в JPEG/PNG может теряться (если цвет совпадает с фоном)

Lasso Tool

• Имя: lassoTool
• Клавиша: L
• Параметры: Feather, Anti-alias
• Особенности:

  • Замыкается при отпускании мыши или Enter
  • Alt (Option) + протяг — временный переход в Polygonal Lasso
  • Ctrl (Cmd) + протяг — временный переход в Magnetic Lasso

Polygonal Lasso Tool

• Имя: polyLassoTool
• Доступ: удерживать Shift при клике на Lasso
• Особенности:

  • Клики создают узлы; Enter или двойной клик — замыкание
  • Shift при создании сегмента — привязка к углам 0°, 45°, 90° и т.д.

Magnetic Lasso Tool

• Имя: magneticLassoTool
• Параметры:

  • Width: 1–40 px (радиус поиска контраста)
  • Edge Contrast: 1–100% (чувствительность к перепаду яркости)
  • Frequency: 0–100 (частота установки узлов)
  • Stylus Pressure (если поддерживается)
    • Особенности:
  • Авто-узлы ставятся по контрастным границам
  • Caps Lock — курсор → крест (точное позиционирование)
  • Delete — удалить последний узел

Quick Selection Tool

• Имя: quickSelectTool
• Клавиша: W
• Параметры:

  • Sample All Layers: bool
  • Auto-Enhance: bool (улучшение краёв)
  • Brush Size: динамический (см. Brush Engine)
  • Select Subject / Sky / Background — вызов Neural Filters (если включено)
    • Особенности:
  • Alt (Option) — переключение в режим вычитания
  • Shift — добавление (аналогично + в режиме)
  • Под капотом — Edge Detection + ML (Adobe Sensei)

Magic Wand Tool

• Имя: magicWandTool
• Параметры:

  • Tolerance: 0–255 (разница в значении пикселей)
  • Anti-alias: bool
  • Contiguous: bool (только смежные пиксели)
  • Sample All Layers: bool
    • Особенности:
  • Работает в пространстве app.activeDocument.mode (например, RGBColorMode, GrayscaleMode)
  • При Tolerance = 0 выделяет только идентичные пиксели
  • Shift — добавление выделений

Object Selection Tool (новый, на замену Quick Selection в 2024+)

• Имя: objectSelectTool
• Параметры:

  • Mode: Rectangle / Lasso
  • Object Finder: Auto / People / Vehicles / Animals / Furniture (зависит от модели Firefly)
  • Refine Edge (параметры см. ниже, раздел Selection & Mask)
    • Особенности:
  • Использует серверную модель Adobe Firefly (требует интернета или кэшированной локальной модели)
  • Поддерживает batch-выделение (drag across objects)
  • Ctrl+Click (Cmd+Click) на выделенном объекте — выделить все подобные

2.2. Группа: Crop & Slice Tools

(Изменение размера холста, нарезка для веб)

Crop Tool

• Имя: cropTool
• Клавиша: C
• Параметры:

  • Aspect Ratio: W×H / Resolution, Original Ratio, Ratio, W×H×Resolution, Front Image
  • Width / Height / Resolution: числовые поля (единицы из Units & Rulers)
  • Overlay: Rule of Thirds, Grid, Diagonal, Triangle, Golden Ratio, None
  • Delete Cropped Pixels: bool (если false — данные сохраняются, можно восстановить через Image > Reveal All)
  • Content-Aware Fill: bool (автозаполнение при вращении/сдвиге)
  • Straighten: перетаскивание за угол → авто-выравнивание по линии
    • Особенности:
  • Enter — применить, Esc — отменить
  • При вращении: Shift — шаг 15°, Alt (Option) — вращение вокруг центра

Perspective Crop Tool

• Имя: perspectiveCropTool
• Доступ: удерживать Shift при клике на Crop
• Особенности:

  • Каждый угол можно двигать независимо
  • После применения — коррекция перспективы (метод: Bilinear или Perspective Transform)

Slice Tool

• Имя: sliceTool
• Параметры:

  • Style: Normal, Fixed Aspect Ratio, Fixed Size
  • Divide Slice (в контекстном меню)
    • Особенности:
  • Используется для File > Export > Save for Web (Legacy)
  • Не поддерживается в Export As

Slice Select Tool

• Имя: sliceSelectTool
• Особенности:

  • Редактирование границ, свойств (URL, Target, Alt Text)
  • Ctrl+Click (Cmd+Click) — выбор смежных слайсов

2.3. Группа: Measure & Navigation Tools

(Измерение, панорамирование, масштабирование)

Eyedropper Tool

• Имя: eyedropperTool
• Клавиша: I
• Параметры:

  • Sample: Point Sample, 3×3 Average, 5×5 Average, 31×31 Average, 101×101 Average
  • Sample All Layers: bool
  • Show Sampling Ring: bool (цветной кольцевой индикатор)
    • Особенности:
  • Alt (Option) — переключение в режим выбора фона (backgroundColor)
  • При активном Text Tool: клик — выбор цвета шрифта
  • Shift+I — цикл по Color Sampler / 3D Material Eyedropper

Color Sampler Tool

• Имя: colorSamplerTool
• Особенности:

  • Создаёт до 4 точек (см. панель Info)
  • Alt (Option) + клик на маркере — удаление
  • Значения в Info: R/G/B, C/M/Y/K, L/a/b, X/Y/Z, H/S/B, Gray (в зависимости от View > Info Panel Options)

Ruler Tool

• Имя: rulerTool
• Особенности:

  • Измеряет расстояние, угол, координаты
  • Ctrl+Drag (Cmd+Drag) от линейки — создание направляющей
  • Double-click на линейке — сброс начала координат

Hand Tool

• Имя: handTool
• Клавиша: H
• Особенности:

  • Space — временный Hand Tool (из любого инструмента)
  • Alt (Option) — временный Zoom Out
  • Поддержка touchpad: двухпальцевый scroll → панорамирование

Rotate View Tool

• Имя: rotateTool
• Клавиша: R
• Особенности:

  • Вращает вид, не само изображение
  • Reset View — кнопка в Options Bar
  • Угол сохраняется в app.activeDocument.viewRotationAngle (ExtendScript)
  • Не влияет на экспорт/печать

Zoom Tool

• Имя: zoomTool
• Клавиша: Z
• Параметры:

  • Resize Windows To Fit: bool
  • Zoom Click To Zoom In / Alt Click To Zoom Out
    • Горячие клавиши вне Zoom Tool:
  • Ctrl+ + / Ctrl+ - — масштаб
  • Ctrl+0 (Cmd+0) — fit on screen
  • Ctrl+1 (Cmd+1) — 100%
  • Alt+Scroll — масштабирование (если включено в Preferences > General > Zoom With Scroll Wheel)

2.4. Группа: Painting & Retouching Tools

(Рисование, клонирование, ретушь, локальная коррекция)

Общие параметры для всех brush-based инструментов (доступны в Options Bar и Brush Settings (F5)):

  • Brush Preset: выбор из *.ABR
  • Mode: 27 blend modes (см. раздел 4.4)
  • Opacity: 0–100%
  • Flow: 0–100% (накопление краски при многократном проходе)
  • Airbrush: bool (активирует режим распыления по удержанию)
  • Smoothing: 0–100% (векторное сглаживание траектории)
  • Protect Texture: bool (для кистей с текстурой)
  • Stylus Pressure / Tilt / Rotation / Airbrush Wheel (если поддерживается планшетом)
  • Brush Panel Settings: Shape Dynamics, Scattering, Texture, Dual Brush, Color Dynamics, Transfer, Noise, Wet Edges, Build-Up, Smudge, Clean Brush After Stroke и др.

Brush Tool

• Имя: paintbrushTool
• Клавиша: B
• Особенности:

  • Alt (Option) — временный Eyedropper
  • Caps Lock — курсор → крест (точное позиционирование)
  • Поддержка Symmetry PaintingView > Paint Symmetry)

Pencil Tool

• Имя: pencilTool
• Особенности:

  • Жёсткие края (hard edges), без сглаживания
  • Auto Erase: bool — если цвет в точке = foregroundColor, рисует backgroundColor

Color Replacement Tool

• Имя: colorReplacementTool
• Параметры:

  • Sampling: Continuous, Once, Background Swatch
  • Limits: Discontiguous, Contiguous, Find Edges
  • Tolerance: 0–100%
    • Особенности:
  • Работает в Hue, Saturation, Luminosity или Color blend mode
  • Не сохраняет текстуру поверхности

Mixer Brush Tool

• Имя: mixerBrushTool
• Параметры:

  • Preset: Simple, Moist, Wet, Dry, Clean
  • Load Brush After Each Stroke: bool
  • Wet: 0–100%
  • Load: 0–100%
  • Mix: 0–100% (влияние цвета холста)
  • Flow: 0–100%
    • Особенности:
  • Имитация реальных кистей (масло, акварель)
  • Поддержка Clean Brush кнопки

Eraser Tool

• Имя: eraserTool
• Клавиша: E
• Особенности:

  • Background Eraser Tool и Magic Eraser Tool — вложенные
  • При работе на фоновом слое: стирает в backgroundColor
  • На обычном слое — создаёт альфа-канал

Background Eraser Tool
• Имя: backgroundEraserTool
• Параметры:

  • Limits: Discontiguous, Contiguous, Find Edges
  • Tolerance: 0–100%
  • Sampling: Continuous, Once, Background Swatch
  • Protect Foreground Color: bool
    • Особенности:
  • Стирает только связанные с фоном пиксели
  • При Tolerance = 100% и Sampling = Continuous — ведёт себя как Magic Eraser

Magic Eraser Tool
• Имя: magicEraserTool
• Параметры: Tolerance, Anti-alias, Contiguous, Sample All Layers
• Аналогичен Magic Wand, но стирает вместо выделения

Clone Stamp Tool

• Имя: cloneStampTool
• Клавиша: S
• Параметры:

  • Aligned: bool (сохранение смещения при новом клике)
  • Sample: Current Layer, Current & Below, All Layers
  • Use Graphics Tablet Pressure
    • Особенности:
  • Alt (Option) + клик — установка точки отсчёта
  • Поддержка Pattern Stamp Tool (вложенный)

Pattern Stamp Tool
• Имя: patternStampTool
• Параметры: Pattern (выбор из *.PAT), Scale, Link with Layer
• Особенности:

  • Link with Layer — синхронизация смещения при перемещении слоя

Healing Brush Tool

• Имя: healingBrushTool
• Параметры: Sample, Aligned, Type: Proximity Match, Create Texture
• Особенности:

  • Сохраняет текстуру, освещение, тени
  • При Sample = All Layers — может использовать Smart Objects

Spot Healing Brush Tool
• Имя: spotHealingBrushTool
• Параметры: Type: Content-Aware, Proximity Match, Create Texture, Texture Only
• Особенности:

  • Автоматический выбор источника
  • Content-Aware использует Poisson Blending

Patch Tool
• Имя: patchTool
• Параметры: Mode: Normal, Content-Aware

  • Sample: Current Layer, All Layers
  • Adaptation: None, Loose, Medium, Strict
    • Особенности:
  • Создаёт выделение → перетаскивание на целевую область
  • При Content-Aware — авто-заполнение похожими текстурами

Red Eye Tool
• Имя: redEyeTool
• Параметры: Pupil Size, Darken Amount
• Алгоритм: замена красных тонов в a/b канале (Lab) на нейтральные

Blur / Sharpen / Smudge Tool
• Имена: blurTool, sharpenTool, smudgeTool
• Общие параметры: Strength (1–100%), Protect Foreground (только Smudge)
• Особенности:

  • Используют пространственные фильтры (Gaussian Blur, Unsharp Mask)
  • Sample All Layers — bool (Blur/Sharpen)

Dodge / Burn / Sponge Tool
• Имена: dodgeTool, burnTool, spongeTool
• Общие параметры:

  • Range: Shadows / Midtones / Highlights
  • Exposure / Flow (1–100%)
  • Protect Tones (ограничение клиппинга)
    • Sponge: Mode: Desaturate / Saturate

2.5. Группа: Vector & Shape Tools

(Векторная графика, фигуры, контуры)

Pen Tool

• Имя: penTool
• Клавиша: P
• Режимы:

  • Shape — создаёт векторный слой (Layer.kind = ShapeLayer)
  • Path — создаёт Work Path (pathItems)
  • Pixel — рисует растр (устаревший, не рекомендуется)
    • Параметры (только в режиме Shape):
  • Fill, Stroke, Stroke Width, Stroke Type (solid/gradient/pattern), Align, Arrowheads
    • Особенности:
  • Ctrl (Cmd) — временный Direct Selection Tool
  • Alt (Option) — переключение между Convert Point и Add/Delete Anchor
  • Shift — привязка угла сегмента (0°, 45°, 90°…)

Freeform Pen Tool
• Имя: freeformPenTool
• Параметры: Curve Fit (0.5–10 px), Magnetic (аналог Magnetic Lasso для вектора)

Add / Delete Anchor Point Tool
• Имена: addAnchorPointTool, deleteAnchorPointTool
• Автоматически активируются при наведении на контур Pen Tool

Convert Point Tool
• Имя: convertPointTool
• Преобразует угловые ↔ гладкие узлы

Shape Tools (Rectangle, Ellipse, Polygon, Line, Custom Shape)

• Общие параметры (режим Shape):

  • Geometry Options:
    • Rectangle: Unconstrained, Fixed Size, Proportional, From Center, Snap to Pixels, Radius (for Rounded Rectangle)
    • Ellipse: аналогично
    • Polygon: Sides (3–1000), Star, Indent Sides By, Smooth Corners, Smooth Indents
    • Line: Start/End Arrowheads, Width, Arrowhead Length/Width/Concavity
    • Custom Shape: выбор из *.CSH, Define Custom Shape…
  • Path Operations: Combine Shapes, Subtract Front Shape, Intersect Shape Areas, Exclude Overlapping Shapes
  • Align Edges: bool (для пиксель-перфекта)

2.6. Группа: Type Tools

(Текст — point и paragraph)

Horizontal Type Tool

• Имя: textTool
• Клавиша: T
• Параметры:

  • Font Family, Font Style, Size, Leading, Kerning, Tracking, Vertical Scale, Horizontal Scale, Baseline Shift
  • Color, Language, Anti-aliasing Method: Sharp, Crisp, Strong, Smooth, None
  • Orientation: Horizontal, Vertical
  • Warp Text: 15 стилей деформации (Arc, Flag, Fish и др.)
    • Особенности:
  • Создаёт TextLayer (layer.kind = TEXT_LAYER)
  • Ctrl+Enter (Cmd+Return) — завершить редактирование
  • Ctrl+Shift+< / > — уменьшить/увеличить кегль на 1pt

Vertical Type Tool — аналогично, ориентация 90°

Horizontal / Vertical Type Mask Tool
• Имена: typeMaskTool, verticalTypeMaskTool
• Создаёт выделение, а не слой текста


2.7. Группа: 3D Tools (устаревает, но пока в интерфейсе)

3D Object Rotate / Roll / Slide / Scale / Move
3D Camera Rotate / Roll / Dolly / Slide / Zoom
3D Light Rotate / Move
• Все инструменты работают только при активном 3D-слое (layer.kind = LAYER3D)
• Параметры — в панели 3D
• Примечание: с 2024 г. 3D-модули исключаются из новых подписок; поддержка только через старые лицензии


2.8. Группа: New AI / Generative Tools (2023–2025)

(Требуют подключения к Adobe Firefly и Creative Cloud)

Generative Fill

• Не отдельный инструмент — функция в Edit > Generative Fill или Contextual Task Bar
• Вход: выделение + текстовый prompt
• Выход: слой-смарт-объект с маской
• Параметры:

  • Prompt: текст + поддержка параметров (--ar 16:9, --style raw, --no text)
  • Variations: 3 варианта на запрос
  • Resolution: до 2x исходного
    • Особенности:
  • Использует Firefly Image 2 (локализованная модель для русского языка с 2025 г.)
  • Генерация ~5–15 сек (в зависимости от сложности)

Remove Tool

• Имя: removeTool
• Клавиша: J (по умолчанию; может конфликтовать с Color Replacement)
• Особенности:

  • Провести по объекту → авто-удаление с заполнением
  • На основе Content-Aware Fill + ML inference
  • Ctrl+Z — отмена, Ctrl+Alt+Z — шаг назад по истории генераций

Neural Filters

• Не инструмент, а панель (Filter > Neural Filters)
• Фильтры: Colorize, Smart Portrait, Depth Blur, Style Transfer, Super Zoom, JPEG Artifact Removal, Skin Smoothing, Makeup Transfer, Color Transfer и др.
• Все фильтры:

  • Загружаются по запросу (требуется интернет при первом запуске)
  • Работают на GPU (CUDA/OpenCL/Metal)
  • Выводят результат в новом слое или маске

📘 3. Слои (Layers)


3.1. Общая архитектура слоёв

Photoshop использует стек слоёв (layer stack) — упорядоченный список объектов (ArtLayer, LayerSet) в Document.layers.
В ExtendScript DOM:

DocumentLayers (collection)ArtLayer | LayerSet
  • ArtLayer — базовый слой (растровый, текст, фигура и др.)
  • LayerSet — группа слоёв (аналог папки); может содержать вложенные LayerSet
  • Глубина вложенности: не ограничена программно, но UI отображает до 10 уровней (ограничение Layer Panel)

3.1.1. Иерархия типов слоёв в ExtendScript (layer.kind)

LayerKind (ExtendScript enum)Числовое значениеОписаниеПоддержка в PSBПримечания
NORMAL1Растровый слойОсновной тип; поддерживает альфа-канал
TEXT2Текстовый слойlayer.textItem — доступ к свойствам шрифта
SOLIDFILL3Заливка (сплошная, градиент, узор)Создаётся через Layer > New Fill Layer
GRADIENTFILL4Устаревший; заменён SOLIDFILL с типом GradientСовместимость с PSD до CS6
PATTERNFILL5Устаревший; аналогично
LEVELS6Корректирующий слой «Уровни»layer.adjustmentLevels объект
CURVES7Корректирующий слой «Кривые»Поддержка 16-канальных кривых
COLORBALANCE8«Цветовой баланс»
BRIGHTNESSCONTRAST9«Яркость/Контраст»
HUESATURATION10«Цветовой тон/Насыщенность»Поддержка per-channel настройки
SELECTIVECOLOR11«Выборочная коррекция»CMYK/RGB режимы различаются
CHANNELMIXER12«Микшер каналов»
GRADIENTMAP13«Карта градиента»
INVERSION14«Инверсия»Без параметров
THRESHOLD15«Порог»1 параметр: thresholdLevel
POSTERIZE16«Постеризация»levels (2–255)
SMARTOBJECT17Смарт-объект (встроенный или связанный)layer.smartObject — доступ к содержимому
PHOTOFILTER18«Светофильтр»
EXPOSURE19«Экспозиция»Поддержка Offset, Gamma Correction
3DLAYER203D-слой (модель, материал, свет)Устаревает с 2024 г.
VIDEO22Видеослой (кадры, таймкод)Работает только в режиме Timeline
BLACKANDWHITE23«Чёрно-белое»
VIBRANCE24«Контрастность/насыщенность»
COLORLOOKUP25«Цветокоррекция через LUT»Поддержка 3DL, CUBE, LOOK
REDCHANNELALPHACHANNEL26–31Канальные слои (устаревшие)Только для совместимости
LAYER3D32Альтернативное имя 3DLAYER
GROUPНе kind, а layer.typename == "LayerSet"Группа слоёв

Примечание. Background — не отдельный тип. Это растровый слой (NORMAL) со свойством isBackgroundLayer = true. При двойном клике он конвертируется в обычный слой.


3.2. Свойства слоя (общие и специфичные)

Доступны через ExtendScript (layer.property) или UXP (layer.properties).
Все значения — только для чтения, если не указано writable.

3.2.1. Общие свойства (ArtLayer, LayerSet)

СвойствоТипЧтение/ЗаписьОписание
namestring✅/✅Имя слоя; обрезается до 255 символов в PSD
visibleboolean✅/✅Видимость («глаз» в панели)
opacity0–100 (int)✅/✅Прозрачность всего слоя (включая стиль)
fillOpacity0–100 (int)✅/✅Прозрачность содержимого (стили — нет)
blendModeBlendMode (enum)✅/✅См. раздел 3.4
boundsUnitRect[left, top, right, bottom] в единицах документа
boundsNoEffectsUnitRectТо же, без учёта эффектов (dropShadow, stroke)
layerIDlongУникальный ID (сохраняется при копировании/экспорте в PSB)
parentDocument | LayerSetРодительский объект
layersLayers (коллекция)Только для LayerSet — дочерние слои
isBackgroundLayerboolean✅/❌Только чтение; true только для фонового слоя
isLinkedbooleanЕсть ли связь с другими слоями (цепочка)
pixelsLockedboolean✅/✅Блокировка пикселей (кисть/ластик не работают)
positionLockedboolean✅/✅Блокировка перемещения (стрелки/Move Tool)
transparentPixelsLockedboolean✅/✅Блокировка прозрачных областей («Lock Transparent Pixels»)

3.2.2. Специфичные свойства

Тип слояСвойствоТипОписание
TEXTtextItemTextItemДоступ ко всем параметрам текста (шрифт, размер, выравнивание и т.д.)
SMARTOBJECTsmartObjectSmartObjectfileReference, embedded, isLinked, hasMissingFont, open(), replaceContents()
SOLIDFILLfillSolidColor | Gradient | PatternЗависит от подтипа (fillType)
Adjustment Layers (6–16, 18–25)adjustmentLevels | Curves | ColorBalance …Объект с параметрами фильтра (например, curves.channel = ChannelType.RGB, curves.addPoint(100, 120))
3DLAYERthreeDLayerThreeDLayermesh, material, light, camera, renderSettings

Ограничения:

  • layerID — 32-битное целое; при экспорте в TIFF/PDF не сохраняется.
  • bounds — округляется до целых пикселей при rulerUnits = Units.PIXELS.
  • Максимальное число слоёв:
    • PSD: 8000 (ограничение формата)
    • PSB: 10 000 (ограничение памяти — ~1 слой на 100 МБ RAM)

3.3. Маски слоёв

3.3.1. Pixel Mask (растровая маска)

  • Привязана к слою (layer.layerMask)
  • Представляет собой 8-битное изображение (чёрный = скрыто, белый = видимо, серый = частичная прозрачность)
  • Свойства (layer.layerMask):
    • exists: boolean
    • enabled: boolean
    • link: boolean (связь с содержимым слоя)
    • apply() — применить маску к слою (удаляет маску, модифицирует пиксели)

3.3.2. Vector Mask (векторная маска)

  • Основана на контуре (PathItem)
  • Бесшумная, масштабируемая
  • Свойства (layer.vectorMask):
    • path: PathItem
    • inverted: boolean
    • rasterize() — конвертация в pixel mask

3.3.3. Clipping Mask (обтравочная маска)

  • Не отдельный объект — состояние группы слоёв
  • Нижний слой — маска; верхние — вырезаются по его форме
  • ExtendScript:
    topLayer.grouped = true; // делает слой обтравляемым по нижнему
    bottomLayer.grouped = false; // снимает маску со всех вышестоящих
  • В UI: значок «стрелка вниз» + смещение вправо

3.4. Режимы наложения (Blend Modes) — 27 режимов

Все режимы реализованы как попиксельные операции над src (верхний слой) и dst (нижний слой).
Формулы даны для 8-битного RGBA (значения 0–255); для 16/32-bit — линейная интерполяция.
Смешивание учитывает opacity, fillOpacity, layerMask.

3.4.1. Базовые режимы (6)

РежимФормула (RGB)Описание
Normalout = src·α + dst·(1−α)Прямое наложение с альфой
DissolveСлучайный выбор пикселей src/dst при opacity < 100%Только для opacity < 100%; эффект «шума»
Darkenout = min(src, dst)Выбор тёмного пикселя
Multiplyout = src·dst / 255Затемнение; чёрный = маска
Color Burnif dst == 0 → 0; else if src == 255 → 255; else 255 − (255−dst)·255 / srcУсиление тёмных тонов
Linear Burnout = src + dst − 255Линейное затемнение

3.4.2. Группа «Затемнение» (6)

РежимФормула (упрощённо)Примечание
Darker Colormin(src, dst) по L в LabНе RGB-поэлементно, а по воспринимаемой яркости
Lightenmax(src, dst)Обратное Darken
Screenout = 255 − (255−src)·(255−dst)/255Осветление; белый = маска
Color Dodgeif src == 0 → 0; else if dst == 255 → 255; else min(255, dst·255 / (255−src))Усиление светлых тонов
Linear Dodge (Add)out = src + dstМожет давать пересвет (>255)
Lighter Colormax(src, dst) по L в Lab

3.4.3. Группа «Контраст» (5)

РежимПоведение
OverlayMultiply для тёмных, Screen для светлых (dst < 128 ? Multiply : Screen)
Soft LightИмитация мягкого света; формула сложная (кусочно-квадратичная)
Hard LightИнверсия Overlay (src < 128 ? Multiply : Screen)
Vivid LightColor Burn / Color Dodge в зависимости от src
Linear LightLinear Burn / Linear Dodge

3.4.4. Группа «Вычитание/разница» (4)

РежимФормула
Pin Lightif src < 128 → min(dst, 2·src); else max(dst, 2·(src−128))
Hard Mixout = (src + dst >= 255) ? 255 : 0 (для каждого канала) → 8 цветов
Difference`out =
Exclusionout = src + dst − 2·src·dst/255 (мягкая Difference)

3.4.5. Группа «Цветовые» (6)

РежимПространствоПримечание
HueHSLСохраняет H верхнего, S/L нижнего
SaturationHSLS верхнего, H/L нижнего
ColorHSLH+S верхнего, L нижнего — тонирование
LuminosityHSLL верхнего, H+S нижнего — обратное Color
SubtractRGBout = dst − src (ограничено 0)
DivideRGBout = (dst·255) / (src + 1)

Техническое примечание.

  • В CMYK-документах формулы адаптированы под K-канал (например, Multiply учитывает K отдельно).
  • fillOpacity влияет только на содержимое, не на слоевые эффекты (т.е. при fillOpacity = 0 и dropShadow — тень остаётся).
  • Blend modes не применяются к Background-слою (автоматически Normal).

3.5. Стили слоёв (Layer Styles)

Применяются через layer.layerStyle или панель Layer Style.

3.5.1. Доступные эффекты (12)

ЭффектПараметры (основные)ExtendScript доступ
Drop ShadowblendMode, opacity, angle, distance, spread, size, noise, useGlobalLight, contourlayer.layerStyle.dropShadow
Inner ShadowТо же + chokelayer.layerStyle.innerShadow
Outer Glowspread, size, range, jitter, qualitylayer.layerStyle.outerGlow
Inner GlowТо же + source (Center, Edge)layer.layerStyle.innerGlow
Bevel and Embossstyle (Outer, Inner, Emboss, Pillow, Stroke), technique (Smooth, Chisel Soft, Chisel Hard), depth, direction, size, soften, angle, altitude, highlightMode, shadowMode, contour, antiAliased, useTexturelayer.layerStyle.bevelEmboss
SatinblendMode, color, opacity, angle, distance, size, contour, invertlayer.layerStyle.satin
Color OverlayblendMode, color, opacitylayer.layerStyle.colorOverlay
Gradient OverlayblendMode, opacity, gradient, angle, scale, alignWithLayer, dither, reverse, style (Linear, Radial, Angle, Reflected, Diamond)layer.layerStyle.gradientOverlay
Pattern OverlayblendMode, opacity, pattern, scale, linkWithLayer, phaselayer.layerStyle.patternOverlay
Strokesize, position (Inside, Center, Outside), blendMode, opacity, fillType (Color, Gradient, Pattern)layer.layerStyle.stroke
ContourОбщая кривая для всех эффектов (кроме Overlay)layer.layerStyle.contour
Texturepattern, scale, depth, invert, linkWithLayerТолько для Bevel and Emboss

3.5.2. Технические ограничения

  • Максимум 10 эффектов на слой (ограничение UI; API позволяет больше, но не сохраняется в PSD).
  • Все стили сохраняются в *.ASL (Layer Style Preset).
  • При экспорте в PNG/JPEG — растрируются.
  • В Smart Object — стили инкапсулируются.

3.6. Layer Comps

Сохраняют состояние слоёв: видимость, позиция, стиль.
Файл: Document.layerCompsLayerComp объекты.

СвойствоОписание
nameИмя композиции
commentОписание (не влияет на функционал)
appearancebool (сохранять стили)
positionbool (координаты)
visibilitybool (видимость)
apply()Применить композицию к документу
update()Обновить текущее состояние в композиции

Применение:

  • File > Export > Layer Comps to Files — массовый экспорт вариантов.
  • Совместимость: не поддерживается в Illustrator/InDesign.

📘 4. Цвет, профилирование и управление цветом


4.1. Цветовые режимы (Color Modes)

Устанавливаются в Image > Mode. Определяют структуру каналов и допустимые операции.

РежимКаналыБитностьОграниченияExtendScript: document.mode
Bitmap1 (чёрно-белый)1 bitТолько Threshold, Pattern Stamp; без слоёв (кроме Background)DocumentMode.BITMAP
Grayscale1 (яркость)8 / 16 / 32-bitНет цвета; Colorize в Hue/Saturation добавляет тонDocumentMode.GRAYSCALE
Indexed Color1 (палитра) + таблица 256 цветов8-bitЭкспорт в GIF/PNG-8; без слоёв, фильтров, коррекцииDocumentMode.INDEXEDCOLOR
RGB ColorR, G, B8 / 16 / 32-bit floatОсновной режим для экрана; поддержка всех инструментовDocumentMode.RGB
CMYK ColorC, M, Y, K8 / 16-bitДля печати; ограничения: Color Dodge/Burn, Linear Dodge/Burn, Vivid Light, Hard Mix недоступныDocumentMode.CMYK
Lab ColorL, a, b8 / 16-bitНезависим от устройства; L = яркость, a/b = цветностьDocumentMode.LAB
MultichannelДо 52 каналов (по одному на канал)8 / 16-bitДля спец. печати (Pantone, лаки); без слоёв (только Background)DocumentMode.MULTICHANNEL
Duotone1–4 тона (Mono-, Duo-, Tri-, Quadtone)8-bitТолько из Grayscale; каналы → кривые тональностиDocumentMode.DUOTONE

Примечания:

  • При конвертации RGB → CMYK Photoshop использует Black Point Compensation (BPC) и Rendering Intent (см. 4.2).
  • 32-bit float поддерживается только в RGB; фильтры ограничены (Camera Raw, HDR Pro, 32-bit Merge).
  • Multichannel и Bitmap не поддерживают Smart Objects (авто-конвертация в RGB при вставке).

4.2. Настройки цвета (Color Settings)

Доступ: Edit > Color Settings (Ctrl+Shift+K).
Файл: C:\Program Files\Adobe\Adobe Photoshop\Color\Settings.csf (Windows) / ~/Library/Preferences/Adobe Photoshop Color Settings.csf.
API: app.colorSettings.

4.2.1. Основные параметры

ПараметрВозможные значенияТехническое значение
SettingsCustom, North America General Purpose 2, Europe Prepress 3, Japan Color 2001 Coated, и др.Предустановки, определяющие все ниже
Working Spaces
  — RGBsRGB IEC61966-2.1, Adobe RGB (1998), ProPhoto RGB, ColorMatch RGB, Apple RGB, Custom RGBОпределяет, в каком пространстве создаются новые RGB-документы
  — CMYKU.S. Web Coated (SWOP) v2, FOGRA39 (ISO 12647-2:2004), Japan Color 2001 Coated, Custom CMYKПрофиль для новых CMYK-документов
  — GrayDot Gain 20%, Gray Gamma 2.2, Custom GrayКривая градации серого
  — SpotDot Gain 20%Для плашечных цветов
Color Management Policies
  — RGBOff, Preserve Embedded Profile, Convert to Working RGBПоведение при открытии RGB-файлов с профилем
  — CMYKТо же
  — GrayТо же
Profile MismatchesAsk When Opening, Ask When PastingДиалоги при конфликте профилей
Rendering IntentPerceptual, Saturation, Relative Colorimetric, Absolute ColorimetricМетод отображения вне-гамутных цветов
Black Point CompensationboolСохранение чёрной точки при конвертации (рекомендуется true)
Advanced ControlsBlend RGB Colors Using Gamma 2.2Для совместимости со старыми версиями (CS до 3)

4.2.2. ICC-профили

  • Встроенные (embedded): сохраняются в PSD/TIFF/JPEG/PDF; приоритет над Working Space.
  • Отсутствующий профиль: Photoshop использует Working Space, но помечает документ как «Uncalibrated».
  • Assign Profile (Edit > Assign Profile) — изменяет интерпретацию пикселей без пересчёта.
  • Convert to Profile (Edit > Convert to Profile) — пересчитывает пиксели с учётом Intent/BPC.

Стандартные профили:

  • sRGB IEC61966-2.1 — веб, мобильные устройства.
  • Adobe RGB (1998) — широкий гамут, для фотографии.
  • ProPhoto RGB — максимальный охват (включает неотображаемые цвета); требует 16-bit для избежания бANDINGа.
  • FOGRA39 — европейская офсетная печать (ISO 12647-2).
  • SWOP v2 — североамериканская печать (Web Offset).

4.3. Инструменты анализа цвета

4.3.1. Гистограмма (Histogram Panel)

  • Channels: RGB, Red, Green, Blue, Luminance, Composite
  • Cache Level: 1–8 (уровень кэширования; влияет на точность)
  • Statistics:
    • Mean — средняя яркость (0–255)
    • Std Deviation — дисперсия
    • Median, Pixels, Count, Percentile, Quartile
  • Modes: Compact, Expanded, All Channels View, Show Statistics

4.3.2. Видеоскопы (Lumetri Scopes — через Window > Scopes)

СкопОписаниеИспользование
HistogramРаспределение яркости по каналамКонтроль клиппинга (0 и 255)
Waveform (Luma / RGB Parade)Яркость по горизонтали изображенияБаланс по кадру, экспозиция
VectorscopeЦветность в a/b (Lab) или Cr/Cb (YCbCr)Нейтральность серого, цветовой баланс
RGB OverlayНаложение трёх каналовКонтроль цветового сдвига

4.3.3. Gamut Warning (View > Gamut Warning)

  • Показывает вне-гамутные цвета (относительно Proof Setup) серым (#808080 по умолчанию).
  • Цвет предупреждения настраивается в Preferences > Transparency & Gamut.
  • Использует Relative Colorimetric Intent для оценки.

4.3.4. Soft Proofing (View > Proof Setup > Custom)

  • Эмулирует вывод на устройство (принтер, монитор) без конвертации.
  • Параметры:
    • Device to Simulate: профиль принтера/бумаги
    • Preserve Color Numbers: bool (для сравнения RAW vs обработанного)
    • Simulate Black Ink: bool (для CMYK)
    • Simulate Paper Color: bool (фон → цвет бумаги)

4.4. Корректирующие слои и фильтры

4.4.1. Общие принципы

  • Все коррекции неломающие (non-destructive), если применены как слой.
  • Порядок применения: маска → коррекция → blend mode → opacity.
  • В ExtendScript: layer.adjustment → объект с параметрами (например, Levels, Curves).

4.4.2. Полный перечень коррекций

Levels (Layer > New Adjustment Layer > Levels)
  • Channels: RGB, Red, Green, Blue, Cyan, Magenta, Yellow, Black
  • Параметры:
    • Input Levels: Shadows (0–253), Midtones (γ, 0.1–9.99), Highlights (2–255)
    • Output Levels: Black Clip (0–253), White Clip (2–255)
    • Auto — алгоритмы: Enhance Brightness and Contrast, Find Dark & Light Colors, Enhance Per Channel Contrast
  • Формула:
    out = 255 * ( (in - shadows) / (highlights - shadows) )^γ
Curves
  • До 16 точек на канал (в UI); через API — неограниченно.
  • Параметры:
    • Channel: любой доступный
    • Points: массив [input, output], 0 ≤ input/output ≤ 255
    • Preset: Linear, RGB Composite, Strong Contrast, Medium Contrast, S-Curve
  • Особенности:
    • Ctrl+Click (Cmd+Click) — добавить точку
    • Pencil Mode — рисование кривой (сглаживается Bézier)
    • Поддержка 16-bit — плавные градиенты
Exposure
  • Параметры:
    • Exposure: −20.00–+20.00 (стопы, логарифмически)
    • Offset: −0.50–+0.50 (линейное смещение)
    • Gamma Correction: 0.1–9.99
  • Формула (линейное пространство):
    out = (in × 2^exposure + offset)^gamma
Vibrance
  • Параметры:
    • Vibrance: −100–+100 (умное насыщение, меньше влияет на кожи)
    • Saturation: −100–+100 (глобальное)
  • Алгоритм:
    • Vibrance снижает воздействие на уже насыщенные цвета и отдаёт приоритет менее насыщенным.
    • Внутренне работает в Lab: модулирует a и b с весами.
Hue/Saturation
  • Режимы: Master, Reds, Yellows, … Magentas
  • Параметры на канал:
    • Hue: −180–+180°
    • Saturation: −100–+100%
    • Lightness: −100–+100%
  • Colorize: Hue/Saturation/Lightness для всего изображения (в Lab).
Selective Color
  • Режимы: Relative (проценты от текущего), Absolute (абсолютные значения CMYK/RGB)
  • Цвета: Reds, Yellows, Greens, Cyans, Blues, Magentas, Whites, Neutrals, Blacks
  • Параметры на цвет: Cyan, Magenta, Yellow, Black (−100–+100%)
  • Для RGB-документов — конвертация в CMYK «на лету» для расчёта.
Photo Filter
  • Типы:
    • Warming Filters (85, 81), Cooling Filters (80, 82)
    • Color — выбор из Color Picker
  • Параметры:
    • Density: 0–100%
    • Preserve Luminosity: bool (сохраняет яркость в Lab)
Channel Mixer
  • Источник → Output Channel: Red, Green, Blue, Gray
  • Параметры на выход: вклад Red, Green, Blue, Constant (−200–+200%)
  • Monochrome: создаёт Gray канал напрямую
  • Важно: сумма коэффициентов ≠ 100% → изменение яркости.
Color Lookup
  • Поддержка LUT-форматов: 3DL, CUBE, LOOK, AMP
  • Параметры:
    • Load 3D LUT
    • LUT File — путь к файлу
  • Используется для имитации пленки, кино-луков (ARRI, RED, Kodak).
Invert, Threshold, Posterize
  • Invert: out = 255 − in (RGB/CMYK/Lab-специфично)
  • Threshold: бинаризация при level (1–255)
  • Posterize: квантование до levels (2–255) градаций.

4.5. Camera Raw Filter

Доступ: Filter > Camera Raw Filter (Shift+Ctrl+A).
Работает с любым слоем (включая Smart Objects).
Сохраняет параметры в XMP (встраивается в PSD).

Основные панели и параметры:

ПанельПараметры (диапазон)Примечание
BasicTemperature (2000–50000K), Tint (−150–+150), Exposure (−5–+5), Contrast (−100–+100), Highlights (−100–0), Shadows (0–+100), Whites, Blacks, Texture, Clarity, Dehaze, Vibrance, SaturationDehaze влияет на контраст и насыщенность
Tone CurveParametric (Highlights, Lights, Darks, Shadows) или Point (до 14 точек)В Point — выбор канала
Color MixerHue/ Sat/ Lum для 8 диапазоновНовый интерфейс (с 2024 г.) вместо HSL / Grayscale
DetailSharpening (Amount, Radius, Detail, Masking), Noise Reduction (Luminance, Color, Detail, Contrast)Masking — 0 = всё, 100 = только края
OpticsEnable Lens Corrections, Remove Chromatic Aberration, Defringe, Vignetting, Distortion, DiffractionТребует метаданных EXIF
GeometryUpright, Guided, Level, Vertical, Full, Auto, Rotate, Scale, Aspect, X/Y OffsetПерспективная коррекция
EffectsDehaze, Grain, VignettingНаложение эффектов поверх
CalibrationShadow Tint, Red/Cyan Hue, Magenta/Green Hue, Yellow/Blue Hue, Red/Cyan Sat, Magenta/Green Sat, Yellow/Blue SatТонкая настройка профиля камеры

Техническое:

  • Все операции — в линейном пространстве (до gamma).
  • Поддержка 16/32-bit.
  • При применении к Smart Object — параметры сохраняются и редактируемы.

📘 5. Фильтры, автоматизация и скрипты


5.1. Классификация фильтров

Все фильтры реализованы как плагины (.8bf, .aex, UXP) и доступны в Filter > ….
Категории:

КатегорияКол-во фильтровGPU-ускорениеПримечания
Adaptive Wide Angle1Для исправления перспективы в панорамах
Blur Gallery5 (Field, Iris, Tilt-Shift, Path, Spin)✅ (CUDA/Metal)Интерактивные маски размытия
Distort9 (Wave, ZigZag, Polar Coordinates, Shear, Spherize, Twirl, Glass, Diffuse Glow, Lens Correction)частичноLens Correction — устаревший (заменён Camera Raw)
Noise5 (Despeckle, Dust & Scratches, Median, Reduce Noise, Add Noise)частичноReduce Noise — устаревший (заменён Neural Filters > JPEG Artifact Removal)
Pixelate7 (Color Halftone, Crystallize, Facet, Fragment, Mezzotint, Mosaic, Pointillize)Только растр
Render7 (Clouds, Difference Clouds, Fibers, Lens Flare, Lighting Effects, Tree, Flame)частичноLighting Effects — требует GPU
Sharpen6 (Shake Reduction, Smart Sharpen, Unsharp Mask, Sharpen, Sharpen Edges, Sharpen More)частичноShake Reduction — анализ движения по EXIF/слоям
Stylize8 (Diffuse, Emboss, Glowing Edges, Solarize, Tiles, Trace Contour, Wind, Find Edges)Низкая вычислительная сложность
Texture6 (Craquelure, Grain, Mosaic Tiles, Patchwork, Stained Glass, Texturizer)
Video6 (De-Interlace, NTSC Colors, Field Blur, Motion Blur, Radial Blur, Smart Blur)Устаревшие; для совместимости
Other5 (Custom, High Pass, Maximum, Minimum, Offset)✅ (High Pass)Custom — ядро 5×5 с коэффициентами
Digimarc2 (Embed Watermark, Read Watermark)Требует лицензии Digimarc
Neural Filters24+ (динамически загружаемые)✅ (GPU required)Требуют интернета при первом запуске
Camera Raw Filter1 (см. Часть 4.5)Отдельно, но технически фильтр

GPU-ускорение включается в Preferences > Performance > Use Graphics Processor.
Поддержка:

  • Windows: DirectX 12 + CUDA 11.8+ / OpenCL 2.1+
  • macOS: Metal + Apple Neural Engine (M1 и выше)

5.2. Подробный справочник по ключевым фильтрам

ФильтрПараметрыОсобенности
Field BlurBlur (0–100 px), Distortion (0–100%), Bokeh (0–100%), Light Bokeh (0–100%), Bokeh ColorДо 10 pin-точек; интерполяция по расстоянию
Iris BlurEllipse (X/Y/Rotate), Feather (0–100 px), Blur, Distortion, BokehЭллиптическая маска; Shift — круг
Tilt-ShiftLine Position, Angle, Feather, Blur, DistortionИмитация оптического tilt-shift
Path BlurSpeed (0–100 px), Taper, Shape, Center Offset, Motion BlurСлед вдоль контура (вектор/выделение)
Spin BlurCenter, Rotation (0–360°), Blur, TaperРадиальное размытие по спирали

5.2.2. Neural Filters (2023–2025)

Требуют Creative Cloud и Firefly API.
Загружаются один раз (~50–500 МБ на фильтр).

ФильтрВерсияПараметрыОграничения
Colorize3.2Skin Tone, Sky, Foliage, Water, Metal — ручная коррекцияТолько для ч/б и слабоцветных
Smart Portrait4.1Face Age, Expression (Joy, Surprise, Anger, Disgust, Fear), Gaze Direction, Lighting, Hair Color, Skin SmoothnessТребует лица >100 px
Depth Blur2.0Depth Map Source, Focus Range, Blur (0–100 px), Bokeh ShapeМожет генерировать depth map
Style Transfer3.0Style Image, Strength (0–100%), Preserve Color, TilingДо 4K вход; выход — Smart Object
Super Zoom2.1Scale (2×, 4×, 8×), Artifact Reduction, Face EnhancementНа основе ESRGAN + Adobe Enhance AI
JPEG Artifact Removal2.3Strength (0–100%), Preserve DetailsДля сжатых JPEG; не работает на RAW
Skin Smoothing4.0Smoothness, Shine Reduction, Pore Detail, Texture PreservationАдаптивно под кожу (не стирает волосы/ресницы)
Makeup Transfer1.2Reference Image, Lip Color, Eyeshadow, Blush, IntensityТребует front-facing портрета
Color Transfer2.2Source Image, Color Harmony, Luminance MatchПеренос палитры с сохранением формы
Depth Map1.5Output: 8-bit / 16-bit, Invert, BlurГенерирует альфа-канал или отдельный слой

Техническое:

  • Все Neural Filters работают в отдельном sandbox-процессе (NeuralFiltersHost.exe).
  • Результаты сохраняются как слои-смарт-объекты с масками.
  • При экспорте в PSD — сохраняются параметры (редактируемы позже).

5.2.3. Smart Sharpen (частично GPU)

ПараметрДиапазонОписание
Amount0–500%Сила повышения резкости
Radius0.1–64 pxПространственный масштаб
Reduce Noise0–100%Подавление шума в однородных областях
RemoveGaussian Blur, Lens Blur, Motion BlurМодель деградации
Angle0–180°Только для Motion Blur
More AccurateboolУдваивает время обработки, повышает качество краёв

5.2.4. Lighting Effects (GPU)

КомпонентПараметры
Light TypeOmni, Spot, Directional
Intensity0–100
Focus0–100 (для Spot)
Gloss0–100
MaterialPlastic, Metal, Matte, Chrome
Texture ChannelRed, Green, Blue, Alpha, None
Bump Amplitude−30–30
Ambient Light0–255

Ограничения:

  • Работает только в RGB.
  • Требует GPU с 2 ГБ+ VRAM для 4K.
  • Не поддерживается в 16-bit.

5.3. Автоматизация: Actions (.ATN)

5.3.1. Структура Action

  • Файл: *.ATN — бинарный формат (на основе AMF).
  • Внутреннее представление: иерархия ActionSetActionActionDescriptor (команды).
  • Размер: до 2 ГБ (ограничение ОС).

5.3.2. Типы событий в Action

ТипОписаниеПримеры
keyEventКлавиатурные командыCtrl+Z, Tab, Enter
selectВыбор инструмента/менюselect tool "brushTool"
setPropertyУстановка параметровopacity = 50, brush size = 25
invokeCommandВызов командыFit Image, Canvas Size, Layer Via Copy
playActionВложенное действие
conditionalУсловия (только в ExtendScript)if (doc.width > 2000) …

5.3.3. Ограничения Actions

  • ❌ Нельзя:
    • Интерактивный ввод (кроме Stop с сообщением),
    • Чтение содержимого пикселей (без скрипта),
    • Доступ к внешним API (REST, файлы вне Photoshop),
    • Циклы (только повтор через Playback Options > Repeat).
  • ✅ Можно:
    • Запись мыши (только координаты, не привязка к элементам UI),
    • Изменение параметров инструментов,
    • Переключение слоёв/панелей.

5.3.4. ExtendScript: управление Actions

// Запуск действия
app.doAction("MyAction", "MySet");

// Получить список
var sets = app.actionSets;
for (var i = 0; i < sets.length; i++) {
$.writeln(sets[i].name);
}

// Запись действия (начало/стоп)
app.beginModalState(); // блокирует UI
app.playbackParameters = new ActionDescriptor();
app.playbackParameters.putBoolean(stringIDToTypeID("useOverride"), true);
app.endModalState();

5.4. Скрипты: ExtendScript и UXP

5.4.1. ExtendScript (ES3, на основе JavaScript)

  • Среда: ExtendScript Toolkit (устаревает) / vscode-extendscript-debugger.
  • Доступ: File > Scripts > Browse… или через app.doScript().
  • Пределы:
    • Время выполнения: 60 сек (можно обойти через $.sleep() + app.refresh()),
    • Память: до 2 ГБ (ограничение хост-процесса),
    • Безопасность: полный доступ к файловой системе (File.read(), Folder.selectDialog()).
Пример: массовый экспорт слоёв
#target photoshop
var doc = app.activeDocument;
for (var i = 0; i < doc.layers.length; i++) {
var layer = doc.layers[i];
if (layer.visible) {
layer.visible = false;
doc.activeLayer = layer;
layer.visible = true;
var file = new File("~/exports/" + layer.name + ".png");
var opts = new PNGSaveOptions();
opts.compression = 9;
doc.saveAs(file, opts, true, Extension.LOWERCASE);
layer.visible = false;
}
}

5.4.2. UXP (Unified Extensibility Platform)

  • Среда: HTML/CSS/JS + React/TypeScript.
  • Песочница: строгая (CSP, no eval, no Function()).
  • Права (manifest.json):
    "permissions": {
    "clipboard": true,
    "localFileSystem": "readWrite",
    "network": true,
    "photoshop": "fullAccess"
    }
  • API:
    • require("photoshop").core.executeAsModal() — для длительных операций,
    • require("photoshop").action.batchPlay() — низкоуровневый доступ к Action Manager.
Пример: запрос к Firefly API из плагина
import { core, network } from "photoshop";

async function generateImage(prompt: string) {
const token = await core.getAuthCookie();
const res = await network.fetch("https://firefly-api.adobe.io/v2/images/generate", {
method: "POST",
headers: { "Authorization": `Bearer ${token}` },
body: JSON.stringify({ prompt, width: 1024, height: 1024 })
});
const data = await res.json();
// Вставить как Smart Object
}

Сравнение:

КритерийExtendScriptUXP
БезопасностьНизкаяВысокая (sandbox)
ПроизводительностьМедленная (однопоток)Быстрая (асинхронность)
Доступ к UIТолько через ScriptUI (устаревший)Полный (HTML/CSS)
ПоддержкаДо 2028 (плановая дата окончания)Будущее (основной путь)

5.5. Переменные и Data Sets

Для генерации вариаций (баннеры, соцсети, персонализация).

5.5.1. Типы переменных

ТипИсточникПримеры
TextСлои текста{{name}}, {{price}}
VisibilityВидимость слоёв{{product_variant}} = true/false
Pixel ReplacementИзображения{{photo}} — замена содержимого Smart Object
Layer CompsКомпозиции{{layout}} = "mobile", "desktop"

5.5.2. Data Sets

  • Формат: XML, CSV, TXT (разделитель — табуляция/запятая).
  • Структура CSV:
    name,price,photo,layout
    "Кофеварка",2990,"cofee.jpg","desktop"
    "Чайник",1500,"tea.jpg","mobile"
  • Генерация: File > Export > Data Sets as Files…
    • Форматы: PSD, JPEG, PNG, PDF
    • Имя файла: prefix_{{name}}_{{layout}}.jpg

5.5.3. ExtendScript: управление переменными

var doc = app.activeDocument;
var vars = doc.variables;
for (var i = 0; i < vars.length; i++) {
vars[i].kind = VariableKind.TEXT;
vars[i].name = "price";
vars[i].value = "2990 ₽";
}
doc.dataSets[0].update(); // применить набор

📘 6. Экспорт, вывод и интеграции


6.1. Методы экспорта — сравнительная таблица

МетодДоступФорматыНеразрушающийАвтоматизацияHeadless
Export AsFile > Export > Export AsPNG, JPEG, GIF, SVG, PDF, TIFF✅ (создаёт копию)❌ (UI-only)
Quick Export As PNG/JPEG/WebPПКМ на слое/группеPNG, JPEG, WebP
Save for Web (Legacy)File > Export > Save for Web (Legacy)PNG-8/24, JPEG, GIF, WBMP⚠️ (устаревший)✅ (batchExport())
Export Layers to FilesFile > Scripts > Export Layers to FilesPSD, BMP, TIFF, JPEG, PNG, TGA
Render VideoFile > Export > Render VideoAVI, MOV (ProRes), MPEG-4, DPX, OpenEXR
Export Artboards to FilesFile > Export > Artboards to FilesВсе вышеперечисленные + SVG
Generate Assets (Legacy)Layer > Layer Properties > Enable GeneratePNG, JPEG, GIF (авто-масштаб: @2x, @3x)
Adobe Media Encoder QueueFile > Export > Export to Media EncoderЛюбой формат AME (400+ кодеков)

Ключевые различия:

  • Export As — основан на новом движке (с 2020 г.), поддерживает AVIF и WebP, оптимизирован для веб.
  • Save for Web (Legacy) — устаревший, но единственный с точным контролем over dithering, lossy GIF, adaptive palette.
  • Quick Export — пресеты в Preferences > Export > Quick Export Presets.

6.2. Форматы экспорта — параметры и технические ограничения

6.2.1. PNG

ПараметрЗначенияПримечание
FormatPNG-8, PNG-24PNG-8 — до 256 цветов + альфа (1-bit или indexed alpha)
InterlacedboolAdam7; медленнее загрузка, но прогрессивный preview
TransparencyboolТолько для PNG-24 (PNG-8 — через matte color)
Matte Color#RRGGBBЗаливка прозрачных пикселей при конвертации в RGB (для браузеров без альфы)
MetadataNone, Copyright, AllXMP сохраняется в tEXt chunk
Compression0–9Save for Web)Уровень deflate; 9 — медленнее, но на ~5% компактнее

Совет: Для иконок — PNG-8 + Adaptive Palette + No Dither.
Для скриншотов — PNG-24 + Interlaced = false.

6.2.2. JPEG

ПараметрЗначенияПримечание
Quality0–12 (Save for Web), 0–100% (Export As)12100%; 660% (визуально приемлемо)
FormatBaseline ("Standard"), Baseline Optimized, ProgressiveOptimized — на 5–8% меньше размер, без потерь совместимости
ICC ProfileboolВстраивает профиль; увеличивает размер на 3–6 КБ
Scans3–5 (для Progressive)Больше сканов → медленнее отрисовка, но плавный preview
Chroma Subsampling4:4:4, 4:2:2, 4:2:0, 4:1:14:2:0 — стандарт для фото; 4:4:4 — для графики с текстом

Важно: При экспорте в sRGB профиль не встраивается, если Embed Color Profile = false (браузеры считают изображение sRGB по умолчанию).

6.2.3. WebP

ПараметрДиапазонПримечание
Quality0–10080 — баланс размер/качество
LosslessboolRLE + LZ77; для иконок/логотипов
Alpha Quality0–100Отдельно для альфа-канала
Method0–66 — медленнее, но на 15% компактнее
Effort0–6То же, что Method
MetadataNone, ICC, EXIF, XMP

Поддержка: Chrome 9+, Firefox 65+, Safari 14.1+ (macOS 11.3+).
Размер: на 25–35% меньше JPEG при том же PSNR.

6.2.4. AVIF

ПараметрДиапазонПримечание
Quality0–10060 ≈ JPEG 80
Speed0–106 — баланс; 0 — максимальное сжатие
Subsampling4:4:4, 4:2:2, 4:2:04:2:0 — для фото
AlphaboolПоддержка 8/10/12-bit alpha
HDRbool10/12-bit PQ/HLG (только при 32-bit исходнике)

Поддержка: Chrome 85+, Firefox 93+, Safari 16.4+ (macOS 13.3+).
Лучший формат для фотореалистичного контента в 2025 г.

6.2.5. SVG

ОграниченияПримечание
Только векторные слои и фигурыРастровые слои игнорируются
Текст → кривые (опция Convert to Shape)Иначе — внедрение шрифта (не рекомендуется)
Градиенты → SVG-градиентыПоддержка linear, radial, conic (частично)
Эффекты → растрирование или отбрасываниеDrop Shadow<feDropShadow>, но не все браузеры
Размер: Minify, Pretty Print

Оптимизация: После экспорта — прогон через svgo (CLI) для уменьшения на 30–60%.

6.2.6. PDF

ПараметрЗначенияПримечание
PDF PresetHigh Quality Print, Press Quality, Smallest File Size, CustomPress Quality = PDF/X-4:2010
LayersPreserve, Flatten, Flatten + Preserve AppearancePreserve — для редактирования в Illustrator
FontsEmbed All, Subset, OutlineSubset — только используемые глифы
CompressionJPEG (High/Medium/Low), ZIP, NoneДля изображений внутри PDF
Marks and BleedsCrop Marks, Bleed Marks, Color Bars, Page InformationТолько в Press Quality

Стандарты:

  • PDF/X-1a:2001 — CMYK, без прозрачности, embedded fonts.
  • PDF/X-4:2010 — поддержка прозрачности, layers, JBIG2.

6.2.7. OpenEXR

ПараметрЗначенияПримечание
Bit Depth16-bit half, 32-bit floathalf — стандарт для VFX
CompressionNone, RLE, ZIP, PIZ, PXR24, B44, B44A, DWAA, DWABDWAA — лучшее соотношение скорость/размер
LayersFlatten, Composite, All LayersAll Layers → отдельные каналы (layer.R, layer.G…)
ChromaticitiesRec. 709, ACES, CustomМетаданные для цветокоррекции в Nuke/DaVinci

Использование: Обмен с After Effects, Nuke, Blender.
Поддержка до 100+ слоёв и каналов.


6.3. Метаданные и безопасность экспорта

6.3.1. Управление XMP/EXIF/IPTC

ДействиеДоступПримечание
File Info (Ctrl+Alt+Shift+I)ВсегдаРедактор IPTC: Title, Description, Keywords, Copyright, Creator, Location
Embed Color ProfileВ настройках экспортаВлияет на icc_profile chunk (PNG) или ColorSpace (PDF)
Include CopyrightВ Save for WebДобавляет copyright в XMP
Purge (Edit > Purge)Временные данныеUndo, History, Clipboard, All — не влияет на файл

6.3.2. Безопасный экспорт (ограничение данных)

МетодОписание
Flatten ImageУдаление всех слоёв, кроме Background — убирает скрытые данные
Convert to Profile (sRGB)Удаление цветового профиля (если Embed = false)
File > Scripts > Remove Hidden DataСкрипт Adobe: удаляет XMP, EXIF.GPS, Document Ancestors, History Log
Export As → Metadata: NoneНе встраивает никакие метаданные

Риск: В PSD/PSB могут сохраняться:

  • Document Ancestors (история открытия),
  • History Log (если включён в Preferences > File Handling),
  • Smart Object ссылки на локальные файлы (smartObject.fileReference).

6.4. Headless-режим и CLI

Для CI/CD, рендер-ферм, автоматизированных pipeline.

6.4.1. Запуск через командную строку

# Windows
"C:\Program Files\Adobe\Adobe Photoshop 2025\Photoshop.exe" -r "C:\scripts\export.jsx"

# macOS
/Applications/Adobe\ Photoshop\ 2025/Adobe\ Photoshop\ 2025.app/Contents/MacOS/Adobe\ Photoshop -r ~/scripts/export.jsx

6.4.2. Headless-режим (только macOS и Linux через Docker)

  • Требования:
    • macOS 12.0+, Linux (Ubuntu 22.04+, glibc ≥2.35),
    • GPU: не требуется (рендеринг CPU-only),
    • Лицензия: Creative Cloud с активной подпиской.
  • Запуск:
    photoshop-headless --script export.jsx --input input.psd --output output.png
  • Ограничения:
    • Нет доступа к GPU-фильтрам (Neural Filters, Blur Gallery),
    • Макс. размер документа: 30 000 px,
    • Время выполнения: до 10 мин на задачу (ограничение Adobe I/O).

6.4.3. ExtendScript для headless

#target photoshop
app.preferences.rulerUnits = Units.PIXELS;
var doc = app.open(new File($.args[0]));
doc.changeMode(DocumentMode.RGB); // если CMYK
doc.artLayers[0].applyGaussianBlur(5);
doc.saveAs(new File($.args[1]), new PNGSaveOptions(), true);
doc.close(SaveOptions.DONOTSAVECHANGES);

6.5. Интеграции

6.5.1. Creative Cloud Libraries

  • Объекты: Graphics, Colors, Character Styles, Layer Styles, Brushes.
  • Синхронизация: через Creative Cloud Files/Libraries.
  • API (UXP):
    import { libraries } from "photoshop";
    const lib = await libraries.getLibrary("My Library");
    await lib.addGraphic(activeDocument.activeLayer);

6.5.2. Adobe Stock

  • Поиск: Window > Adobe Stock.
  • Водяные знаки: только при License = Preview.
  • Лицензирование: через Adobe ID (не требует отдельного аккаунта Stock).

6.5.3. Adobe I/O Events

  • Webhook на события:
    • document.opened,
    • document.saved,
    • layer.created,
    • export.completed.
  • Настройка: https://developer.adobe.com/console/ → Project → Events.

6.5.4. Внешние системы

ИнтеграцияМетодПримечание
FigmaCopy as SVG → Paste in FigmaТекст → кривые; эффекты частично теряются
After EffectsFile > Import > File (PSD как composition)Слои → layers, Smart Objects → pre-comps
Premiere ProПрямой импорт PSDПоддержка Timeline, Frame Blending
InDesignPlace (linked/embedded)Обновление по ссылке (Update Link)