Родители и игры
Видеоигры – не враг. Родители часто воспринимают игры как пустую трату времени и источник вреда, не видя их потенциала для развития и обучения. Они опираются на устоявшиеся стереотипы, а не факты, и не желают вкладывать время и усилия в понимание игрового мира, любимого ребёнком. Вместо того, чтобы запрещать играть, важно принять игры как часть жизни, выработать сбалансированную систему, где развлечения занимают своё место наряду с учебой, спортом, творчеством и социальной жизнью. Родители, которые выросли в советское время, часто воспринимали компьютеры и видеоигры как что-то недосягаемое и не связанное с реальной жизнью, что и сформировало у них отрицательное отношение к играм, которое передалось и их детям. Плюс, в прошлом компьютеры и видеоигры считались источником вредного излучения, которое может навредить здоровью, и это мнение передавалось от родителей к детям. И люди не хотят тратить время на то, чтобы узнать, что такое игры, как они устроены и как они влияют на их детей, боясь, что они не смогут контролировать игровой мир своих детей, и предпочитают его вообще закрыть. Технологии уже скакнули вперед, и «излучения» уже не так вредны, за исключением мобильных телефонов с определенной матрицей дисплея. Здесь множество других нюансов, так как экран телефона намного ближе к глазам, чем телевизор или монитор.
Довольно жестокий пример из жизни — маленький ребёнок, учившийся в начальных классах и живущий в неблагополучном районе, очень любил играть, причём, что довольно похвально, играть в стратегии, как военные, так и экономические. Это не какие-нибудь бессмысленные кликеры или гриндилки, а масштабные RTS, с развитием экономики и грамотным микро- и макроконтролем. Но традиционный и весьма консервативный взгляд родителей на увлечения ребёнка сыграл злую шутку — родители ведь не интересуются часто, что же делает ребёнок. Для них он «играет» в любом случае, и абсолютно без разницы, это стратегия, или шутер, или кликер — они стараются проявить заботу, с точки зрения восприятия компьютера как источника вреда для здоровья — синий свет, портящий зрение, излучение от беспроводного соединения, нарушение режима, балансирование на грани с игровым расстройством. Но вместо того, чтобы взять ситуацию под контроль, родители радикальным образом запретили играть больше, чем полчаса, так как это посоветовали врачи. А теперь, понимая увлечения ребёнка, представьте — в RTS-стратегии, сессия длится более часа, как ребёнок успеет сыграть?
По итогу, ребёнок сменил жанр, и стал проводить время в мультиплеерных шутерах, где сообщество довольно неприветливое, жестокое и токсичное. А после «дозволенного» получаса игры, ребёнка выгоняли на улицу, чтобы он играл со сверстниками.
Злая шутка в том, что район неблагополучный, а сверстники были заложниками вредных привычек – употребляли алкоголь, курили, хулиганили. Ребенок был втянут в это, и спустя годы таких «ограничений» стал грубым, жестоким, испортил свои оценки в школе, окончательно уйдя в криминогенную обстановку. Разумеется, годы спустя ему уже не интересны стратегии, характер у человека уже сформировался, здоровье испорчено, а алкогольная и никотиновая зависимость стала неотъемлемой его частью. Когда он наконец, найдя свободное время, собирался в онлайн-играх с друзьями, родители постоянно мешали играть в «Overwatch» и «Counter-Strike», подбегая с осуждениями каждые несколько минут, устраивая скандал, ломая технику, отсоединяя сеть, что только портило отношения между ними. Если вы когда-нибудь играли в PvP-шутеры, то прекрасно понимаете, как нервирует отвлечение по мелочам. Кроме этого, он всё равно посещал с друзьями компьютерные клубы (причем средства на его посещения добывал не совсем законными способами), потому что в глубине души у него не угасала искра любви к компьютерным играм. Ребята закупались запрещёнными веществами, пили дешёвое пиво, обманывали родителей, что берут деньги на обеды в школе, но фактически всё равно ребёнок получал то, что хотел. Получается, что несмотря на то, что желание было проявить заботу, родители сделали только хуже. Сейчас исправить ситуацию сложнее. Но если бы в тот момент, родители не бездумно выгоняли ребенка, а добавили в его жизнь больше красок, не отбирая хобби, проблемы бы не возникли.
Да, отчасти, детей нужно ограничивать, но не таким образом. Ребенок, в пределах возможностей, должен иметь условия для занятия спортом (все мы знаем, что добиться чего-то в спорте нужно только превозмогая себя), мотивацию развиваться и учиться, и время для хобби. Если такое хобби — видеоигры, нужно интересоваться и развивать его.
Интересный момент также заключается в том, что как раз дети 2010-х — преимущественно геймерское поколение, и они в будущем будут выступать уже в роли родителей. Изменится ли их отношение к своим детям? Считаю, что да, взгляды не будут традиционными. Геймеру будет проще найти общий язык с детьми, обладая более высоким уровнем технической грамотности, знаниями о мире игр и устройств, и даже можно будет играть с детьми. Правда, встанет вопрос о том, будут ли родители уступать устройства детям для игры, или найдут компромисс?
Геймеры-родители лучше будут понимать интересы своих детей, будут меньше считать игры пустой тратой времени, а скорее смогут направить всё в положительное русло, использовав для обучения, развития навыков, социального взаимодействия, при этом выбирая подходящие игры, устанавливая родительский контроль и обучая основам кибербезопасности. Это, конечно, не отменяет тот факт, что каждый человек уникален, история развития индивидуальна, и каждый будет относиться к детям по-своему.
Родительское мнение о видеоиграх может существенно повлиять на самооценку ребенка. Если родители постоянно критикуют и осуждают игровое увлечение, ребенок может почувствовать, что его интересы и увлечения не имеют ценности. Это может привести к снижению самооценки и уверенности в себе. Важно, чтобы родители выражали поддержку и интерес к увлечениям ребенка, что поможет ему чувствовать себя понятым и принятым. Создание открытого и честного диалога о видеоиграх может значительно улучшить взаимопонимание. Родителям стоит проявить интерес к играм, в которые играет их ребенок, и попробовать вместе обсудить, почему они нравятся ему. Это позволит родителям лучше понять мотивы ребенка и возможно увидеть положительные стороны игр, такие как развитие стратегического мышления и навыков командной работы.
В целом, родители, играющие в игры, скорее всего, будут более терпимыми и понимающими по отношению к играм, чем их предшественники, будут стремиться использовать свой опыт, чтобы помочь детям найти здоровый баланс в игровой активности. Если родители находят время и желание играть вместе с детьми, это может стать отличным способом сблизиться и разделить увлечение. Совместное прохождение игр может укрепить семейные связи и стать приятным совместным досугом. Родители могут выбрать игры, подходящие для семейного времяпровождения, и вместе наслаждаться игровыми сессиями.
Стереотипы и ошибочные суждения о видеоиграх часто приводят к неправильному восприятию и неприятию этого хобби. Родители должны понимать, что игры могут быть полезными и развивающими, если их использовать правильно.
Вместо того чтобы запрещать игры, важно научиться понимать их и находить баланс между виртуальной и реальной жизнью. Важно, чтобы родители устанавливали четкие, но гибкие правила относительно времени, проводимого за играми. Вместо категоричных запретов лучше использовать подход "золотой середины", позволяя ребенку играть, но в разумных пределах, чтобы игры не мешали учебе и другим важным занятиям. Например, можно договориться, что игры разрешены после выполнения домашних заданий и других обязательств. Чрезмерные запреты могут вызвать у ребенка протест и желание нарушить правила. Важно понимать, что жесткий контроль и ограничения могут привести к тому, что ребенок будет искать пути обхода этих запретов, что в долгосрочной перспективе может подорвать доверие между родителями и детьми. Стремление к балансу и умеренности в контроле поможет избежать конфронтации и сохранить доверительные отношения.
Современные технологии изменили восприятие игр, и родители могут сыграть важную роль в создании здоровых и полезных игровых привычек у своих детей. Образование и общение с детьми о видеоиграх помогут разрушить стереотипы и создать позитивное отношение к этому увлечению, делая его частью гармоничной и полноценной жизни.
Родители играют ключевую роль в формировании у ребенка здорового и ответственного отношения к видеоиграм. Это включает в себя обучение ребенка тому, как правильно распределять время между играми и другими обязанностями, а также объяснение важности физической активности и социальных взаимодействий. Осознание того, что родители не против игр, но хотят помочь ребенку найти баланс, будет способствовать развитию зрелого и ответственного отношения к увлечению.