Х
Хаб
Хаб — центральный узел в сетевой топологии, устройство, соединяющее несколько сетевых сегментов на физическом уровне (устаревшее в современных сетях); также — центр активности (например, хаб разработчиков на GitHub).
Хайграунд
Хайграунд — тактически выгодная высокая позиция на карте в многопользовательской игре, обеспечивающая обзор и контроль над территорией.
Хайп
Хайп — ажиотаж или повышенное внимание к продукту, технологии или событию, часто искусственно создаваемое маркетингом или сообществом.
Хак
Хак — нестандартное, но эффективное решение технической задачи; в негативном контексте — несанкционированное вмешательство в работу системы.
Хакатон
Хакатон — соревнование разработчиков, дизайнеров и аналитиков, в ходе которого за ограниченное время создаются прототипы программных решений по заданной теме.
Хакер
Хакер — специалист, обладающий глубокими знаниями в области информационных технологий; в зависимости от контекста — «белый» (этичный), «серый» или «чёрный» (вредоносный).
Хакерская атака
Хакерская атака — в настоящее время под словосочетанием понимается «Покушение на систему безопасности», и склоняется скорее к смыслу следующего термина Крэкерская атака. Это произошло из-за искажения смысла самого слова «хакер».
Халва
Халва — шутливое обозначение неработающего, «сладкого на вид, но бесполезного» функционала или ПО в русскоязычной IT-среде.
Халк
Халк — персонаж комиксов Marvel, обладающий сверхсилой при гневе; в игровой культуре — архетип мощного, но медленного бойца.
Хало
Хало — серия шутеров от первого лица от Bungie и 343 Industries, действие которой разворачивается в научно-фантастической вселенной вокруг кольцевых мегаструктур (Halo rings).
Хамон
Хамон — вымышленная энергетическая система из манги JoJo’s Bizarre Adventure, иногда упоминаемая в игровых фан-контекстах.
Хандзо Шимада
Хандзо Шимада — персонаж игры Overwatch, мастер лука и ниндзюцу, основанный на японской мифологии и фольклоре.
Хаос
Хаос — состояние неупорядоченности в системе; в Warhammer — сила разрушения и мутации, противостоящая порядку.
Хаосит
Хаосит — последователь или поклонник культа Хаоса в игровой вселенной Warhammer 40,000.
Характер
Характер — совокупность психологических черт персонажа, определяющих его поведение в сюжетных и игровых ситуациях.
Характеристики
Характеристики — числовые или качественные параметры, описывающие способности персонажа, предмета или системы (сила, ловкость, пропускная способность и др.).
Хард
Хард — сокращение от «hard» (англ. «сложный»); также может обозначать аппаратное обеспечение (hard — от hardware).
Хард-скилл
Хард-скилл — измеримый технический навык (программирование, настройка сети, моделирование), в отличие от soft skills.
Хардварь
Хардварь — разговорная форма от «hardware», обозначающая физические компоненты компьютерной системы.
Хардкор
Хардкор — режим игры с повышенной сложностью, часто включающий перманентную смерть (permadeath) или ограниченные ресурсы.
Хардкорщик
Хардкорщик — игрок, предпочитающий сложные режимы, минимализм и максимальную реалистичность игрового процесса.
Харизма
Харизма — характеристика в RPG, влияющая на диалоги, торговлю, лидерство и взаимодействие с NPC.
ХГ
ХГ — аббревиатура от «хайграунд», используемая в чатах и игровых обсуждениях.
Хейт
Хейт — выражение негативных эмоций, агрессии или неприязни по отношению к продукту, персонажу, игроку или технологии.
Хейтер
Хейтер — участник сообщества, систематически проявляющий негатив, критику или враждебность без конструктивной цели.
Хейтспич
Хейтспич — разжигающая ненависть или дискриминацию речь, направленная на лиц или группы по признаку принадлежности, используемая в онлайн-среде.
Хеш-таблица
Хеш-таблица — структура данных, реализующая интерфейс ассоциативного массива, а именно, она позволяет хранить пары (ключ, значение) и выполнять три операции: операцию добавления новой пары, операцию удаления и операцию поиска пары по ключу.
Хеш-функция
Хеш-функция (англ. hash function от hash — «превращать в фарш», «мешанина»), или функция свёртки — функция, преобразующая массив входных данных произвольного размера в выходную битовую строку определённого (установленного) размера в соответствии с определённым алгоритмом. Преобразование, выполняемое хеш-функцией, называется хешированием. Исходные (входные) данные называются входным массивом, «ключом», «сообщением». Результат преобразования (выходные данные) называется «хешем», «хеш-кодом», «хеш-суммой», «сводкой сообщения», «свёрткой».
Хеширование
Хеширование - gреобразование входного массива данных произвольной длины в выходную битовую строку фиксированной длины. Такие преобразования также называются хеш-функциями или функциями свёртки, а их результаты называют хеш-кодом, контрольной суммой или дайджестом сообщения (англ. message digest). Результаты хеширования статистически уникальны. Последовательность, отличающаяся хотя бы одним байтом, не будет преобразована в то же самое значение.
Хидер
Хидер — элемент интерфейса, скрывающий контент до взаимодействия (например, «спойлер» или «развернуть»).
Хидео Кодзима
Хидео Кодзима — японский геймдизайнер, создатель серии Metal Gear Solid и основатель студии Kojima Productions.
Хил
Хил — сокращение от «heal» (англ. «лечить»), обозначает восстановление здоровья или других ресурсов персонажа.
Хилить
Хилить — глагол, обозначающий процесс применения лечения или восстановления параметров персонажа.
Хилер
Хилер — класс или роль персонажа, специализирующегося на поддержке союзников через восстановление здоровья, снятие дебаффов или усиление.
Хит
Хит — запрос к веб-серверу для получения файла (веб-страницы, изображения, JavaScript'а, таблицы стилей и т. д.). Когда страница загружена с сервера, то число «хитов» или «хитов страницы» равно числу запрошенных файлов, поэтому одна загруженная страница не всегда равна одному хиту, потому что часто страницы составлены из изображений и других файлов, которые влияют на подсчёт числа хитов. Так как одна загрузка страницы не равна одному хиту, то это является неточной величиной при оценке популярности веб-сайта или веб-трафика. Более точную оценку веб-трафика может дать подсчёт числа страниц, просмотренных на веб-сайте. Количество хитов является полезным при оценке требований к вашему серверу в зависимости от количества и размера файлов, которые должны быть переданы за один запрос. Серверы должны быть протестированы, чтобы убедиться в их удовлетворительной пропускной способности (они должны быть способны обрабатывать определённое количество «хитов» в секунду). Также значение хитов используется для определения стоимости размещения рекламы на ресурсе.
Хитбокс
Хитбокс — невидимая коллизионная область, определяющая зону, по которой может быть нанесён урон или зарегистрировано взаимодействие в игре.
Хитмэн
Хитмэн — серия стелс-игр от IO Interactive, в которой игрок берёт на себя роль наёмного убийцы Агента 47.
Хитпоинт
Хитпоинт — единица измерения здоровья персонажа (от англ. Hit Point, HP); потеря всех хитпоинтов обычно приводит к поражению.
Хитрег
Хитрег — сокращение от «хитрегистрация», процесс определения места попадания снаряда или атаки относительно модели персонажа.
Хищник
Хищник — 1) персонаж или враг, охотящийся на других (например, Predator); 2) в экосистемах ИИ — агент, оптимизирующий за счёт других.
Хобби
Хобби — деятельность, осуществляемая в свободное время из интереса, а не ради выгоды; в IT — частые пет-проекты, моддинг, создание инструментов.
Хоббит
Хоббит — вымышленная раса из Средиземья Дж. Р. Р. Толкина, известная любовью к покою и природе; фигурирует в играх по мотивам Властелина колец.
Хогвартс
Хогвартс — вымышленная школа магии из вселенной Гарри Поттера, локация во многих играх и фан-проектах.
Ход
Ход — единица действия в пошаговых играх; также — перемещение персонажа или фигуры.
Холивар
Холивар — ожесточённый, часто бессмысленный спор в онлайн-сообществе по поводу технологий, движков, языков (например, «Linux vs Windows», «tabs vs spaces»).
Хоррор
Хоррор — жанр видеоигр, направленный на вызов чувства страха, тревоги и напряжения через атмосферу, сюжет и ограниченные ресурсы.
Хорус
Хорус — персонаж Warhammer 40,000, примарх Легионов Космодесантников, предатель в Ереси Хоруса.
Хост
Хост (от англ. host — «владелец, принимающий гостей») — любое устройство, предоставляющее сервисы формата «клиент-сервер» в режиме сервера по каким-либо интерфейсам и уникально определённое на этих интерфейсах. В более широком смысле под хостом могут понимать любой компьютер, подключённый к локальной или глобальной сети.
Хостинг
Хостинг — услуга размещения веб-сайтов, приложений или данных на серверах провайдера с обеспечением доступа через интернет.
ХП
ХП — аббревиатура от «хитпоинты» (здоровье), распространённая в русскоязычных игровых сообществах.
Хранитель
Хранитель — персонаж, фракция или системный компонент, отвечающий за защиту объекта, знания или данных.
Хранилище
Хранилище — 1) в играх — банковская система для хранения предметов; 2) в IT — система хранения данных (объектное, блочное, файловое).
Хранилище данных
Хранилище данных (data warehouse) — централизованная система для хранения и анализа больших объёмов структурированной информации из различных источников.
Хранилище объектов
Хранилище объектов — сервис хранения данных в виде объектов с уникальными идентификаторами (например, Amazon S3, MinIO).
Хранимая процедура
Хранимая процедура (англ. Stored procedure) — объект базы данных, представляющий собой набор SQL-инструкций, который компилируется один раз и хранится на сервере. Хранимые процедуры очень похожи на обыкновенные процедуры языков высокого уровня, у них могут быть входные и выходные параметры и локальные переменные, в них могут производиться числовые вычисления и операции над символьными данными, результаты которых могут присваиваться переменным и параметрам. В хранимых процедурах могут выполняться стандартные операции с базами данных (как DDL, так и DML). Кроме того, в хранимых процедурах возможны циклы и ветвления, то есть в них могут использоваться инструкции управления процессом исполнения. Хранимая процедура — блок кода, сохраненный в базе данных и выполняемый на сервере. Используется для выполнения сложных операций, оптимизации производительности и обеспечения безопасности.
Хуан
Хуан — сленговое искажение названия консоли Xbox One, распространённое в русскоязычном игровом сообществе.
Художник
Художник — специалист по визуальному оформлению игр, интерфейсов или цифровых продуктов (concept artist, 2D/3D artist).
Хук
Хук — 1) в играх — крюк или захват, используемый для перемещения; 2) в программировании — механизм перехвата или расширения поведения функции (например, React Hooks).
Хукать
Хукать — использовать хук для перемещения, захвата или активации механики.
Хэдер
Хэдер — распространённая транслитерация английского header, однако в русскоязычной технической практике устоялась форма хедер (произносится /ˈхэдэр/), и именно она рекомендуется нормативными документами и стилистическими справочниками (например, «Русский язык в технической документации», РАН).
Хэдшот
Хэдшот — попадание в голову противника в шутере, обычно наносящее критический или мгновенный урон.
Хэллоуин
Хэллоуин — тематическое внутриигровое событие, приуроченное к празднику 31 октября, сопровождающееся декорациями, заданиями и костюмами.
Хэш
Хэш — результат работы хэш-функции — детерминированного алгоритма, преобразующего входные данные произвольной длины в строку фиксированной длины.
Хэш-таблица
Хэш-таблица — структура данных, обеспечивающая быстрый доступ к элементам по ключу с использованием хэш-функции.
Хэширование
Хэширование — процесс преобразования данных в хэш-значение для обеспечения целостности, ускорения поиска или защиты (например, хэширование паролей).