Перейти к основному содержимому

Л

Лаг

Лаг — задержка в передаче данных между клиентом и сервером, проявляющаяся как замедление реакции системы на действия пользователя.

Лаггер

Лаггер — участник сетевой сессии, чьё подключение характеризуется высоким пингом или нестабильной скоростью, что негативно влияет на игровой процесс.

Ламер

Ламер — неопытный или безграмотный пользователь, демонстрирующий незнание базовых принципов работы с программным обеспечением или сетью.

Латенси

Латенси (от англ. latency — задержка) — временной интервал между инициацией запроса и получением первого значимого отклика.

Лвл

Лвл — сокращение от «level» (уровень); в играх обозначает текущий уровень персонажа; в IT может использоваться в разговорной речи для обозначения степени сложности или зрелости системы.

Лвлап

Лвлап (левелап) — процесс повышения уровня персонажа или аккаунта путём накопления опыта или выполнения заданий.

ЛВС, Лан, Локалка, LAN

Локальная вычислительная сеть (Local Area Network, LAN) — совокупность аппаратного и программного обеспечения, объединяющая компьютеры и устройства в пределах ограниченной географической зоны (офис, здание) для совместного использования ресурсов и обмена данными.

Левел

Левел — англоязычный термин «level»; в играх — числовая характеристика персонажа, отражающая его прогресс; в архитектуре ПО — уровень абстракции или иерархии (например, application level).

Лега

Лега — разговорное сокращение от «лига»; в контексте киберспорта — высший дивизион соревнований (например, ESL Pro League).

Легенда

Легенда — пояснительный элемент графического представления (диаграммы, схемы, карты), расшифровывающий условные обозначения, цвета, линии и символы.

Легендарка

Легендарка — сокращение от «легендарный предмет»; в играх — редкий предмет наивысшего качества с уникальными свойствами.

Леди Димитреску

Леди Димитреску — персонаж игры Resident Evil Village, аристократка-вампир, ставшая культовой фигурой благодаря масштабному визуальному дизайну и медийному отклику.

Лейтенант

Лейтенант — воинское звание; в играх — часто используется как ранг NPC или в иерархии фракций.

Лексика

Лексика — словарный состав языка, совокупность слов (точнее, лексем) того или иного языка, части языка. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях.

Лексическое окружение

Лексическое окружение (lexical environment) — концепция в языках программирования (JavaScript, Python), определяющая область видимости переменных на этапе написания кода (лексический анализ), а не выполнения.

Ленивая загрузка

Ленивая загрузка — техника отложенной инициализации ресурсов (например, изображений или модулей), при которой данные загружаются только в момент необходимости.

Леон Скотт Кеннеди

Леон Скотт Кеннеди — один из главных протагонистов серии Resident Evil, агент специального назначения, известный своей выносливостью и профессионализмом.

Леонардо

Леонардо — в контексте IT и игр: может относиться к персонажу (например, Леонардо из черепашек-ниндзя) или инструменту (например, Leonardo.AI — генератор изображений). Без уточнения термин не имеет технического значения.

Лепрекон

Лепрекон — мифологическое существо ирландского фольклора; в играх — часто встречается как мини-босс или символ удачи.

Летучка

Летучка — неформальное, но устоявшееся в русскоязычной IT-среде название короткой, оперативной, часто импровизированной встречи для срочного согласования, разблокировки задачи или обсуждения возникшей проблемы.

Ливер

Ливер — игрок, намеренно покидающий матч до его завершения, что считается нарушением этикета и правил большинства мультиплеерных игр.

Лимитер

Лимитер (ограничитель) — механизм, преднамеренно вводящий верхнюю границу на потребление ресурса или интенсивность операции с целью предотвращения перегрузки, обеспечения справедливости или соблюдения SLA. Это активная форма управления нагрузкой, в отличие от пассивной (например, просто «упасть при перегрузке»).

Линк

Линк — ссылка на веб-ресурс или элемент интерфейса; в играх — часто обозначает соединение между объектами или персонажами (например, «linking» в стратегиях).

Линкбилдинг

Линкбилдинг — практика создания внешних гиперссылок на веб-сайт с целью повышения его авторитетности и позиций в поисковой выдаче.

Лич

Лич — в фэнтезийных вселенных (например, Warcraft): антагонист-некромант высшего ранга, способный управлять армиями нежити.

Личер

Личер — игрок, использующий персонажа класса «лич» или подобного темного мага; в разговорной речи может обозначать игрока с агрессивной или манипулятивной тактикой.

ЛК

ЛК — сокращение от «личный кабинет»: защищённая пользователем область веб-сервиса для управления учётными данными, подписками и настройками.

Либа

Либа — разговорное сокращение от «библиотека» (library): набор переиспользуемого кода, функций или ресурсов для упрощения разработки.

Либеральный лицензионный режим

Либеральный лицензионный режим — политика распространения ПО, допускающая свободное использование, модификацию и распространение с минимальными ограничениями (например, MIT, BSD).

Лицензирование

Лицензирование — процесс предоставления прав на использование программного обеспечения, регулируемый лицензионным соглашением.

Лимит

Лимит — установленное ограничение на объём ресурсов, количество операций или уровень доступа в системе.

Линукс

Линукс — семейство операционных систем с открытым исходным кодом на основе ядра Linux, широко используемое в серверной инфраструктуре, разработке и встраиваемых системах.

Линтер

Линтер — инструмент статического анализа исходного кода, выявляющий синтаксические ошибки, стилевые нарушения и потенциальные баги.

Литерал

Литерал (англ. literal; или безымянная константа, nameless constant) — запись в исходном коде компьютерной программы, представляющая собой фиксированное значение. Литералами также называют представление значения некоторого типа данных.

Личность

Личность — в техническом и организационном контексте — идентифицированный субъект, обладающий уникальным набором атрибутов, прав и обязанностей в рамках информационной системы или процесса. Это не синоним пользователя: пользователь — роль (role), личность — сущность (entity). Например, один и тот же человек (физическое лицо) может быть представлен несколькими учётными записями (user accounts) в разных системах, но его личность — единая, и её можно связать через идентификатор (например, СНИЛС, UUID из HR-системы). В архитектуре Zero Trust личность — основа аутентификации и авторизации: «не доверять сети, доверять личности». В стандартах ISO/IEC 24760 «личность» определяется как «набор уникальных атрибутов, позволяющих отличать одну реальную или юридическую сущность от другой».

Лицензия на программное обеспечение

Лицензия на программное обеспечение — это правовой инструмент, определяющий использование и распространение программного обеспечения, защищённого авторским правом. Обычно лицензия на программное обеспечение разрешает получателю использовать одну или несколько копий программы, причём без лицензии такое использование рассматривалось бы в рамках закона как нарушение авторских прав издателя. По сути, лицензия выступает гарантией того, что издатель ПО, которому принадлежат исключительные права на программу, не подаст в суд на того, кто ею пользуется.

Лобби

Лобби — виртуальное пространство ожидания игроков перед началом сетевой сессии; также может включать меню настройки игры.

Лог

Лог — последовательная запись событий, операций или ошибок, генерируемых системой, приложением или пользователем для целей диагностики и аудита.

Логгер

Логгер — компонент программного обеспечения, отвечающий за формирование, форматирование и сохранение логов.

Логирование

Логирование (Logging) — процесс записи событий, происходящих в системе, для последующего анализа и отладки.

Логистика

Логистика — управление потоками ресурсов (материальных, информационных, финансовых) от точки происхождения до точки потребления с целью удовлетворения требований при оптимальных затратах времени, денег и усилий. От греч. logistikē — «искусство рассуждения, вычисления». Первоначально термин относился к военному снабжению; сегодня — к цепочкам поставок, складированию, транспортировке.

Логический запрос

Логический запрос — выражение, сформулированное на языке формальной логики или его подмножестве, предназначенное для фильтрации, выборки или трансформации данных на основе условий истинности. В отличие от навигационного запроса («пройди по ссылкам»), логический запрос декларативен: он описывает что нужно, а не как получить.

Логическое выражение

Логическое выражение — комбинация условий, связанных логическими операторами (AND, OR, NOT), которое возвращает истину (true) или ложь (false). Например: (x > 10 AND y < 5).

Логические, или булевы значения

Логические, или булевы значения (по фамилии их изобретателя — Буля), могут иметь лишь одно из двух состояний — «истина» или «ложь». В разных языках обозначаются bool, BOOL, или boolean. «Истина» может обозначаться как true, TRUE или #T. «Ложь», соответственно, false, FALSE или #F.

Логика

Логика — часть программного приложения, реализующая бизнес-правила, алгоритмы обработки данных и принятие решений на основе входных параметров.

Логин

Логин — уникальный идентификатор пользователя в системе, используемый для аутентификации и доступа к персонализированным ресурсам.

Логичность

Логичность — свойство рассуждения, системы или поведения, при котором элементы связаны причинно-следственными или формально-выводными отношениями, без внутренних противоречий. Это не «очевидность», а согласованность с принятыми правилами вывода.

Локализация

Локализация — процесс адаптации программного обеспечения или контента под язык, культуру и технические стандарты целевого региона.

Локальная переменная

Локальная переменная – переменная, объявленная внутри блока кода.

Локальная сеть

Локальная сеть (англ. Local Area Network, LAN) — сеть электросвязи, связывающая компоненты вычислительной техники в одной зоне, ограниченной зданием, определенным радиусом или предприятием. Локальная сеть (LAN) — это компьютерная сеть, охватывающая небольшую территорию, обычно пределы одного здания или организации. Она позволяет устройствам (компьютерам, принтерам и т. д.) обмениваться данными и ресурсами на высокой скорости.

Лок

Лок — сокращение от «локальный» или «локализация»; в играх — локация; в сетях — локальный хост или интерфейс.

Локальная база

Локальная база — база данных, размещённая и функционирующая на устройстве пользователя, без необходимости подключения к удалённому серверу (например, SQLite).

Локальное имя

Локальное имя — идентификатор, действующий только в пределах ограниченной области видимости: блока кода, функции, модуля. Противоположность — глобальное имя.

Локальность

Локальность — принцип, согласно которому программа в течение короткого промежутка времени склонна обращаться к близкорасположенным данным или инструкциям. Это наблюдение лежит в основе иерархии памяти и оптимизаций в современных системах.

Локация (лока)

Локация (лока) — обособленная территория в игровом мире, имеющая уникальный дизайн, механики и задания.

Локус

Локус — в теоретической информатике и вычислительной геометрии: множество точек, удовлетворяющих определённому условию; в играх термин не применяется.

Локфер

Локфер — пользователь, активно участвующий в локальной (офлайн) разработке или тестировании без доступа к сети.

Лотро

Лотро — сокращение от «The Lord of the Rings Online» — MMORPG по мотивам «Властелина колец».

Лоу

Лоу — от англ. «low»; в играх: низкий уровень графики (low settings); в IT: низкий приоритет, низкое качество или производительность.

Лоулевел

Лоулевел — персонаж или аккаунт с низким уровнем развития; также может обозначать раннюю стадию проекта или системы.

ЛС

ЛС — сокращение от «личные сообщения» (direct messages); в интерфейсах мессенджеров и соцсетей — приватная переписка между пользователями.

ЛС

Лицевой счёт — уникальный идентификатор, присваиваемый клиенту (ФЛ или ЮЛ) в системе учёта банка или организации для агрегации всех операций по нему: начисления, платежи, остатки, задолженности. В банке ЛС открывается при заключении договора банковского счёта (расчётного, текущего, депозитного); в ЖКХ — для учёта коммунальных платежей; в ПФР — для пенсионных взносов. ЛС привязан к ИНН, КПП (для ЮЛ), СНИЛС (для ФЛ), содержит аналитику по продуктам (кредиты, вклады) и статусам (активен, заблокирован). В КИС ЛС — один из ключевых элементов master data: по нему строится клиентская 360-градусная картина, рассчитываются лимиты, формируются выписки, генерируются уведомления. Важно: один клиент может иметь несколько ЛС (например, по разным продуктам), но все они объединяются в единую карточку клиента через идентификатор ФЛ/ЮЛ.

Луа

Луа — лёгкий, встраиваемый скриптовый язык программирования, широко применяемый в игровой индустрии (например, в World of Warcraft, Roblox).

Луиджи

Луиджи — персонаж франшизы Nintendo, младший брат Марио, известный своей робостью и зелёной тематикой.

Лут

Лут — добыча, получаемая в результате победы над противником, открытия контейнера или выполнения задания; в более широком смысле — совокупность внутриигровых вознаграждений.

Лутбокс

Лутбокс — контейнер с случайным набором наград, доступный за внутриигровую или реальную валюту; часто подвергается критике за сходство с азартными практиками.

Луч

Луч — в компьютерной графике и физике игр: направленная линия, используемая для определения пересечений с объектами (raycasting).

Лямбда

Лямбда — в программировании: анонимная функция, передаваемая как значение; также обозначает вычислительную модель (лямбда-исчисление).

Лямбда-исчисление

Лямбда-исчисление (λ-исчисление) — формальная система, разработанная американским математиком Алонзо Чёрчем для формализации и анализа понятия вычислимости.